СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к выбору профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе профессии очень важно правильно оценить свои возможности (материальное положение, состояние здоровья, уровень знаний), а также проследить мотивацию своего профессионального выбора.

Просмотр содержимого документа
«Требования к выбору профессии»

План урока № 30


Тема: Учет качеств личности при выборе профессии. Современные требования к профессиональной деятельности. Высшие учебные заведения. Пути получения высшего образования. Поиск информации о возможностях получения высшего образования

В жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он должен опре­делить свой путь, выбрать профессию. Кем быть? Этот вопрос ставит перед подрост­ком сама жизнь. Сколько теряет общество от того, что мно­гие юноши и девушки выбирают профес­сию «на авось»: это и потери на обучение людей, которые никогда не будут рабо­тать по своей специальности, и потери от текучести рабочей силы в связи со сменой профессии, и многое другое. Сложен и противоречив процесс выбора профессии, во многом он зависит от остро­ты противоречия между объективными потребностями в кадрах и субъективными склонностями молодежи.


В целом перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, которую можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности). При этом все составляющие должны точно согласовываться друг с другом.
К основным факторам, влияющим на выбор человеком будущей профессии, можно отнести следующие:
1) социальное микроокружение - семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей, влияние которых велико, хотя и не однозначно.
2) структура потребности общества в кадрах - общим состоянием экономики и развитием отдельных ее сфер;
3) региональная структура - потребность в кадрах, имеющая свою специфику в регионе;
4) психофизиологические особенности личности (склонности, способности, особенности темперамента, характера, способность к самоанализу, а также состояние здоровья);
5) степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда

В XVII веке было всего двести разных профессий. Теперь только в промышленно­сти и строительстве насчитывается 5 тысяч профессий. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и умственного труда. Специалисты утверждают, что сей­час в мире существует более 50 тысяч раз­личных профессий. А каждому необходимо выбрать только одну свою.

Ошибка при выборе профессии, допущенная на самом раннем и самом важном этапе профессионального становления личности, часто приводит к тому, что чуть ли не сразу после окончания одного учебного заведения молодые люди выбирают переподготовку, чтобы получить вторую профессию.

Конкретные причины этого, следующие:
а) выбор профессии был осуществлен в соответствии со своими интересами, однако не были учтены особенности рынка. В результате выпускник вообще не может найти работу ввиду невостребованности полученной профессии;
б) выбор профессии был сделан с учетом особенности рынка труда, однако были проигнорированы индивидуальные предрасположенности данной личности. Результат зачастую не заставляет себя долго ждать. К кандидатам на рабочие места предъявляться повышенные требования, удовлетворить которые человек не в состоянии по причине отсутствия прочных знаний и должного интереса к своей профессии.


Очень важно правильно оценить свои возможности (материальное положение, состояние здоровья, уровень знаний), а также проследить мотивацию своего профессионального выбора.
Мотивы здесь могут быть самыми разными, однако сводятся они обычно к двум следующим классам:
- внешние (престиж, материальное благосостояние);
- внутренние (интерес, способности, потребность в самореализации).

Эти мотивы разделяются на следующие группы:
• мотивы материального благополучия - стремление иметь высокооплачиваемую работу;
• мотивы творческой реализации - возможность быть оригинальным и неповторимым, получать удовлетворение от работы;
• мотивы престижности профессии - стремление избрать профессию, позволяющую достичь признания среди ближайшего окружения и видного положения в обществе в целом, а также обеспечить себе быстрое продвижение по службе;
• мотивы делового характера - интерес к выбираемой профессии и деятельности, возможность самореализации, стремление получить высшее образование.

В процессе выбора профессии выпускники средней школы обычно в первую очередь учитывают исключительно мотивы делового характера либо материального благополучия, и лишь потом оставшиеся мотивы.

Необходимо принимать во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего сына или дочери понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

2) Позиция товарищей, (сверстников). Именно позиция друзей может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.

5) Способности. Именно способности и талант определяют будущую профессиональную пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний – первая ступень профессиональной подготовки

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления.

Современная система обучения становится более гибкой, поскольку есть активный спрос на знания.

Самой популярной среди школьников является, конечно, очная форма получения образования. Сегодня для зачисления на очное отделение нужно сдавать ЕГЭ. Поступать без сдачи ЕГЭ можно после техникума или колледжа, но при условии, что абитуриент идет на бакалавриат по своему профилю. В этом случае количество вступительных испытаний и проходной бал определяют в вузе.

Многие стремятся учиться на очном отделении бесплатно, но для этого обязательно нужно пройти по конкурсу на бюджетные места. Вне конкурса на бюджет могут быть зачислены, например, победители и призеры олимпиады школьников, а также льготники.

Стоимость платного обучения постоянно увеличивается и доступна только обеспеченным гражданам. Выходом может стать дистанционное обучение.

На сегодняшний день вузы стараются предлагать гибкие способы получения образования. Все большим спросом пользуется дистанционное обучение. Ведь оно позволяет жителям других регионов, не имеющим возможности проживать в столице, получить образование столичного уровня.

Как выбрать свою профессию? Выявляем свои интересы.

Первым шагом на пути выбора профессии стоит найти себя. На этом этапе вам нужно взять листок и выписать на него все свои увлечения. Записывайте абсолютно все.

Теперь напротив каждого увлечения вам нужно выписать все подходяще профессии.

Выявляем интерес к выбору профессий

После того, как вы выписали все приемлемые варианты профессий, зачеркните сразу те, которые по каким-то причинам вам не интересны.

Оцениваем свои профессиональные качества

На данном этапе, когда список ваших профессий заметно поредел, пора приступить к анализу ваших профессиональных качеств. Сложнее обстоит дело с творческими профессиями. Ведь если вы любите петь в душе и мечтаете блистать на сцене, но у вас нет голоса, то профессию певца лучше сразу вычеркнуть!

Оцениваем уровень зарплаты выбранной будущей профессии

На данном этапе желательно оценить все возможные перспективы на будущей работе. Если вы точно выбрали профессию, то проанализируйте зарплатные перспективы. Проанализируйте возможность создания своего бизнеса.

Немного о престижности профессии.

Сегодня выбранная профессия может быть дико популярна, а через 5 лет никому не нужна и наоборот. Раньше в большом количестве требовались экономисты и менеджеры. Сегодня же большим спросом пользуются услуги парикмахеров, строителей и т.д. Так что престиж – это дело непостоянное.

Как определиться с профессией? На что нужно обратить внимание при выборе?

Рассмотрим систему приоритетов, сложившуюся на сегодняшний день:

  1. Популярность профессии находится на первом месте. Все хотят стать банкирами, бухгалтерами, адвокатами или юристами, и мало кто хочет быть машинистом или столяром. Почему? Потому что быть бухгалтером, юристом – это модно и престижно. В итоге сегодня огромное количество экономистов и юристов. Как следствие, повышается конкуренция при приеме на работу, да и работу по такой специальности найти совсем не просто.

    Делаем вывод: на популярность профессии стоит обращать внимание, но это не должно стать определяющим фактором при выборе.

  2. Заработная плата, конечно же, также является одним из определяющих факторов при выборе профессии. Все хотят получать большую зарплату. Стоит понять следующее: размер заработной платы зависит от вашей квалификации, то есть с ростом вашей квалификации зарплата будет расти.

    Вывод: уровень заработной платы является важным фактором, но не стоит его делать определяющим.

  3. Хобби и интересы на сегодняшний день уже не настолько ценны. Хотя они являются достаточно важным фактором при выборе профессии. Лучший работник тот, кто любит свое дело, он продуктивнее работает и самосовершенствуется. А это напрямую влияет на продвижение по карьерной лестнице.

  4. Доступность обучения также может повлиять на выбор профессии. Особенно для тех, кто хочет получить профессию, которой не обучают в его городе. Здесь возникают два выхода: или ехать туда, где можно выучиться этой профессии, или подобрать такую профессию, которой можно обучиться, не уезжая далеко.

  1. Задумайся, кем хочешь стать именно ТЫ. Эта жизнь ТВОЯ и принимать решение нужно САМОСТОЯТЕЛЬНО, возможно, прислушавшись к мнению близких людей.

  2. Определись с тем, что ты хочешь получить от будущей профессии, выдели то, что тебе более важно, а что не имеет особого значения.

  3. Проверь себя тестами на профориентацию. Их можно найти в свободном доступе в Интернете. Главное – отвечать честно, иначе есть ли смысл тестироваться?

  4. Поищи информацию о том, какие профессии пользуются спросом у работодателей сейчас. Чем выше спрос у работодателей, тем больше шансов найти хорошую работу в выбранной сфере деятельности.

  5. Не стоит выбирать работу, которая может ухудшить твое здоровье. Если у тебя проблемы с сердцем, лучше всего остановиться на профессиях без рисков.

  6. Если ты уже остановился на какой-то профессии, изучи ее более подробно. Нельзя стать медиком, если ты боишься крови. Также нужно понимать, насколько выбранная профессия будет опасна, связана ли она с травмами.

Авторитет человека определяется не должностью и характером труда, а отношением к делу и конечными результатами работы.

Надеюсь, что прочитанное поможет тебе решить, как выбрать профессию.