Презентация-тренажёр для подготовки к ВПР по обществознанию в 8 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 11.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза В.И.Киреева Ермаков И.А.
№ 1.
Социологическая служба в 2005 году и в 2015 году провела опросы среди россиян, задавая совершеннолетним гражданам вопрос: «Люди по-разному относятся к своей жизни, к будущему: одни стараются всё распланировать и предусмотреть, другие живут как живётся. Что в этом смысле Вы можете сказать о себе?» Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из этих различий.
Ответ:
№ 1.
Ответ:
- за прошедшие годы уменьшилось количество опрошенных, которые не строят планы на будущее и строят планы лишь на ближайшие год-два (люди стали более уверены в завтрашнем дне, укрепилось финансовое положение граждан, стабилизировалась экономическая обстановка в стране);
- за 10 лет увеличилось количество людей, которые планируют цели на 10 лет вперёд (люди могут строить долгосрочные планы, быть уверенными в их реализации, в стране мирная, стабильная политическая обстановка, государство гарантирует права и свободы людей);
- практически в 2 раза увеличилось количество граждан, отмечающих, что их жизнь и жизнь их семьи наладилась (в стране выросло число граждан, принадлежащих к среднему классу, людей, удовлетворённых своей жизнью, реализовавших свои планы).
№ 2.
Прочитайте высказывание. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам». (Ф.Энгельс). Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ:
№ 2.
Прочитайте высказывание. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам». (Ф.Энгельс). Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ:
человек, внеся в природу изменения, заставляет её служить своим целям, господствует над ней, но без понимания законов природы, безгранично потребляя данные ею блага, общество пожинает последствия своего активного вмешательства в естественный ход развития природы. Сегодня человечество совместными усилиями бьётся над решением глобальных экологических проблем, вызванных агрессивным вмешательством человека в природу.
№ 3.
Рассмотрите изображение. Какие факторы производства иллюстрирует изображённая фотографии ситуация? Назовите два фактора производства, иллюстрируемых представленной на изображении ситуацией. Для каждого из названных Вами факторов производства укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ:
№ 3.
Рассмотрите изображение. Какие факторы производства иллюстрирует изображённая фотографии ситуация? Назовите два фактора производства, иллюстрируемых представленной на изображении ситуацией. Для каждого из названных Вами факторов производства укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ:
капитал;
2) земля: вспахиваемая почва;
капитал: трактор.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живёт. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением, или девиацией.
Социальные нормы- это требования, предписания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена требует наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих общественных отношений регулярно и единообразно вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающих возможность индивидам предвидеть действия иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными этапами поведения, своего рода «инструкциями» для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвёртых, обеспечивают стабильность общества.
Нормы формируют привычки, обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.
(По Б.Черкесову)
№ 4.
Составьте план текста.
Ответ:
№ 4.
Составьте план текста.
Ответ:
- Девиация- это отклонение от социальных норм.
- Чем определяется возникновение социальных норм.
- Потребности материального производства как фактор возникновения социальных норм.
- Функции социальных норм.
- Виды социальных норм.
№ 5.
Какое определение понятия «социальные нормы» даёт автор? Чем определяется возникновение и функционирование социальных норм, с точки зрения автора?
Ответ:
№ 5.
Какое определение понятия «социальные нормы» даёт автор? Чем определяется возникновение и функционирование социальных норм, с точки зрения автора?
Ответ:
- социальные нормы- это требования, предписания и ожидания соответствующего поведения;
- возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
№ 6.
Автор пишет, что «социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений». Объясните смысл понятий «социальные санкции», «социальная роль». Какой статус приобретают наиболее важные и значимые нормы?
Ответ:
№ 6.
Автор пишет, что «социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений». Объясните смысл понятий «социальные санкции», «социальная роль». Какой статус приобретают наиболее важные и значимые нормы?
Ответ:
- – социальные санкции- это разветвлённая система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них;
- социальная роль- это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами;
2) наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.
№ 7.
Какой тип социальных санкций иллюстрирует такой пример, как публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д. Назовите любую функцию социальных норм.
Ответ:
№ 7.
Какой тип социальных санкций иллюстрирует такой пример, как публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д. Назовите любую функцию социальных норм.
Ответ:
- формально-позитивные;
- интеграция общества, социальной групп, социализация их членов.
№ 8.
Рассмотрите три изображения. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ:
№ 8.
Рассмотрите три изображения. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ:
- увольнение (1) и присвоение воинского звания (3)- иллюстрируют формальные социальные санкции;
- похвала (2) и присвоение воинского звания (3)- иллюстрируют позитивные социальные санкции.
№ 9.
Какие профессии в сфере медицины Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углубленно изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?
Ответ:
№ 9.
Какие профессии в сфере медицины Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углубленно изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?
Ответ:
- анестезиолог (обеспечение безопасности больного во время операции и в ближайший послеоперационный период);
- врач скорой помощи (оказание медицинской помощи больным и пострадавшим на месте и во время транспортировки);
- педиатр (лечение и предотвращение болезней детей от рождения и до 14 лет);
- биология и химия.
Литература.
Т.С.Орлова, О.А.Греф, Ю.Г.Войцик. Обществознание. Всероссийская проверочная работа. 8 класс. Издательство «Экзамен». Москва. 2017 год.