ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) главный источник энергия солнца (предложение 1)
2) энергия распределяется (предложение 2)
3) всем известно(предложение 3)
4) разница температур сила циркуляции(предложение 4)
5) можно выразить (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложненное приложением.
2) В предложении 2 две грамматические основы.
3) Предложение 3 простое, осложненное вводным словом.
4) Предложение 4 простое двусоставное.
5) Предложение 5 сложноподчиненное с придаточной изъяснительной.
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Между однородными членами предложения, соединенными противительным союзом, ставится запятая. Б) Утоняющее обстоятельство места обособляется. В) Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая. | 1) Людей было много, часто к подъезду подбегали лошади, но собак не было видно. 2) Хозяин взял на руки Тётку и сунул её на грудь, под шубу, где находился Фёдор Тимофеич. 3) Тут было темно и душно, но тепло. 4) На мгновение вспыхнули две зелёные искорки — это открыл глаза кот, обеспокоенный холодными, жесткими лапами соседки. 5) Тётка лизнула его ухо и, желая усесться возможно удобнее, беспокойно задвигалась, смяла его под себя холодными лапами и нечаянно высунула из-под шубы голову. |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Мы д..(1)брались до места, где стали рубить хвою, пилить нож…(2)вкой небольшие ветки и класть их крест-накрест. Вот и готова наша п..(3)хучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой сначал..(4) ш..(5)потом, а потом и в голос начинает читать стихи, не подозревая, как он смеш..(6)н в эту минуту. С тихим ш…(7)рохом ветер раскачивает вершины старых кедр..(8)в, как будто предвещая на завтр..(9) дождь.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «она» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Он был моложе (она) на три года.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «деревянная ложка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.
(3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.
(4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет.
(6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем", потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса.
(9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.
(12) Однажды ночью "Менделеев" неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет.
(18) – Зачем ты его таскаешь с собой?
(19) Валерка ответил неохотно:
(20) – Так... Карта там.
(21) – Ну и что?
(22) – Я отмечаю... путешествия.
(23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я.
(24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув:
(26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.
(29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.
(30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос.
(31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.
(33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36)
Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле.
(39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет.
(42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он.
(43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.
(44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка.
(45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.
(46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он.
(48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.
(49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок.
(52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул.
(54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.
(58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом.
(63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?
(66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.
(по В. Крапивину)
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) У Валеры не было билета на пароход, поэтому он плыл «зайцем»
2) На своей карте Валера отмечал только те места, в которых побывал.
3) Пароход остановился из-за поломки, поэтому ребята отправились гулять в лес.
4) Валера отказывался уходить из леса без планшета, поэтому ребята опоздали на пароход.
5) До плавания ребята не знали Валеру.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.
2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.
4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.
5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет.
ЗАДАНИЕ 12. Замените разговорное слово ТАСКАЛ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
СОЧИНЕНИЕ 13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. – Каждый бережет свою мечту…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какую роль в жизни человека играет мечта?" Дайте определение слову МЕЧТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ №2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело: чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) согласно догме
2) виды развиваются
3) различные события могут привести
4) например
5) можно утверждать
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) Предложение 3 простое двусоставное распространённое.
4) Предложение 4 содержит вводное слово.
5) В сложном предложении 5 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Вводное слово, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми. Б) Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется. В) Обращение вместе со всеми относящимися к нему словами, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми. | 1) Послушайте, Максим Максимыч, у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я являюсь причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… 2) В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. 3) Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… 4) Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… 5) Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой… |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) – на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Было совершенно т..(1)мно, но, как н..(2) странно, от прожорл..(3)вых комаров и мош..(4)к, летавш..(5)х впер..(6)мешку вокруг нас, спасения не было так же, как и днём. Н..(7)чего не было видно, и нам пришлось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушк..(8), в которой мы рассчитывали заноч..(9)вать, оставалось идти недолго.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Он тратил в день не больше (полтора) — двух рублей и не торопился уезжать из Ленинграда.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «крикнул нетерпеливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1) Один великий царь велел привести к себе поэтов и мудрецов своей страны и спросил он их:
(2) – В чем счастье?
(3) – В том,– ответил поспешно первый,– чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...
(4) – Выколоть ему глаза,– сказал царь равнодушно.
(5) – Следующий!..
(6) – Счастье – это власть. (7) Ты, царь, счастлив! – вскричал второй.
(8) Но царь возразил с горькой улыбкой:
– Однако я страдаю от болезни и не властен исцелить ее. (9) Вырвать ему ноздри, каналье. (10) Дальше!..
(9) – Быть богатым! – сказал, заикаясь, следующий.
(10) Но царь ответил:
– Я богат, а вопрошаю о счастье. (11) Довольно ли тебе слитка золота весом в твою голову? (12) Ты получишь его. (13) Привяжите ему на шею слиток золота весом в его голову и бросьте этого нищего в море.
(14) И царь крикнул нетерпеливо:
– Четвертый!
(15) Тогда вполз на животе человек в лохмотьях, с лихорадочными глазами и забормотал:
– О премудрый! (16) Я хочу малого! (17) Я голоден! (18) Сделай меня сытым, и я буду счастлив и прославлю имя твое во всей вселенной.
(19) – Накормите его и, когда он умрет от объедения, придите сказать мне об этом.
(20) И пришли также двое. (21)Один – мощный атлет с розовым телом и низким лбом. (22)Он сказал со вздохом:
– Счастье в творчестве.
(23) А другой был бледный, худой поэт, на щеках которого горели красные пятна. (24) И он сказал:
– Счастье в здоровье.
(25) Царь же улыбнулся с горечью и произнес:
– Если бы в моей воле было переменить ваши судьбы, то через месяц ты, о поэт, молил бы богов о вдохновенье, а ты, о подобие Геркулеса, бегал бы к врачам за редукционными пилюлями. (27)Идите оба с миром. (28) Кто там еще?
(29) – Смертный! – сказал гордо седьмой, украшенный цветами нарцисса.(30) – Счастье в небытии!
(31)– Отрубите ему голову! – молвил лениво властелин.
(32) – Царь, о царь, помилуй! – залепетал приговоренный и стал бледнее лепестков нарцисса. (33)– Я не то хотел сказать.
(34)Но царь устало махнул рукой, зевнул и произнес коротко:
– Уведите его... (35)Отрубите ему голову. (36) Слово царя твердо, как агат.
(37) Приходили еще многие. (38) Пришел и мудрец.
(39) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
(40) Мудрец же – и он был истинный мудрец – ответил:
(41) – Счастье в прелести человеческой мысли.
(42) Брови у царя дрогнули, и он закричал гневно:
(43)– Ага! Человеческая мысль! Что такое человеческая мысль?
(44) Но мудрец – ибо он был истинный мудрец – лишь улыбнулся сострадательно и ничего не ответил.
(45) Тогда царь велел ввергнуть его в подземную темницу, где была вечная темнота и где не было слышно ни одного звука извне. (46) И когда через год привели к царю узника, который ослеп, оглох и едва держался на ногах, то на вопрос царя: "Что? И теперь
ты счастлив?" – мудрец ответил спокойно:
(47) – Да, я счастлив. (48) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль.
(49) – Что же такое мысль? – воскликнул царь нетерпеливо. (50) – Знай, что через пять минут я тебя повешу и плюну в твое проклятое лицо! (51) Утешит ли тебя тогда твоя мысль? (52) И где будут тогда твои мысли, которые ты расточал по земле?
(53) Мудрец же ответил спокойно, ибо он был истинный мудрец:
(54) – Дурак! (55) Мысль бессмертна.
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Счастье заключается в богатстве, власти, здоровье.
2) В воле царя было дать людям счастье.
3) Можно быть счастливым, не имея ничего, достаточно человеческой мысли.
4) Счастье можно получить, если поменяться судьбой с другим человеком.
5) Царь приказал привязать слиток золота и бросить нищего в море.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль
2) Но царь возразил с горькой улыбкой.
3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
4) Что такое человеческая мысль?
5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...
ЗАДАНИЕ 12. Замените устаревшее слово «молвил» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
СОЧИНЕНИЕ 13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания , взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Мысль бессмертна».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать счастливым?" Дайте определение слову СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ № 3
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезают фантазия и вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) врач не может быть
2) то же с учёным
3) он не может быть учёным
4) фантазия и вдохновение исчезают
5) стремление к фактам останется
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 три грамматические основы.
2) Предложение 2 неполное.
3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным условия.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
5) Предложение 5 односоставное безличное.
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Ставится тире перед распространенным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность приложения либо дается разъяснение. Б) Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются. В) Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами обособляются. | Заповедный лес под Воронежем — последний на границе донских степей. Он слабо шумит, прохладный, в запахе трав, но стоит выйти на опушку — и в лицо ударит жаром, резким светом, и до самого края земли откроется степь, далёкая и ветреная, как море. Откроются ветряки, что машут крыльями на курганах, и острова старых усадебных садов, раскинутые в отдалении друг от друга. Но прежде всего откроется небо — высокое степное небо с громадами синеватых облаков. Тень от них проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от неё и прячась от палящего солнца. |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я.
3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Я.
Засуха пришла: небо было донельзя раскал..(1)но, и с него почти отвесно падали кол…(2)щие лучи солнца, а в воздухе уже начинал ве…(3)ть дыш…(4)щий гарью ветерок. Овёс поблёк, прос..(5)ные поля, едва колебл…(6)мые жарким дыханием ветра, насто…(7)нного на ув..(8)давших полевых травах, без устали отливали своими унылыми бледно-зелёными кистями. Попадавшиеся нам навстречу стада ещё более усиливали тоскливую неприглядность полей, и только один раз мы заметили возле них пастуха, с видимым усилием тащ..(9)щего свою палку.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «обе» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
У (обе) работниц волосы подобраны под платочки.
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
– (17)Как пишется «в течение»?
(18)Ему отвечали.
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
(По А. Алексину)*
*Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Голубкин теснил Ваню, если он ему специально неправильно подсказывал на уроке.
2) Ваня украл диктанты, чтобы не остаться на второй год.
3) Сеня Голубкин перестал завидовать, после того как Ваня Белов ему помог.
4) Голубкин считал, что все удачи приходят к людям «за его счет»
5) Ваня не перестал верить людям, после того как Голубкин его разочаровал.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал
ЗАДАНИЕ 12. Замените разговорное слово «чудились» (из предложения 3) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
СОЧИНЕНИЕ 13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2
апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Почему зависть считают разрушительной для человека?" Дайте определение понятию ЗАВИСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Александр Флеминг проводил (предложение 1)
2) не было (предложение 2)
3) он сделал (предложение 3)
4) он выделил (предложение 4)
5) это был антибиотик (предложение 5)
Ответ
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным распространённым определением.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связями между частями.
3) Предложение 3 осложнено деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 простое, осложненное обособленным распространённым определением.
5) Предложение 5 односоставное назывное.
Ответ
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Если однородные члены предложения, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после — тире. Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. В) Деепричастный оборот, как правило, обособляется (выделяется запятыми) независимо от его расположения. | 1) Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. 2) Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. 3) Чем дальше вглубь, тем было просторнее. 4) Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. 5) Всё это: и плёс, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру. |
Ответ
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
ОТВЕТ
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения
3) ПЛОВЕЦ – написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
4) (сделал) ПО-НОВОМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) – в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.
Ответ
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
В отд..(1)лении мы увидели небольшой домишк..(2) с штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали ост..(3)новиться на ноч..(4)вку. Весело выглядывают из ярко-зелёной листвы камыш..(5)вые крыши построек, без уст..(6)ли вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, стучит в амбаре ж…(7)рнов, с приглушённым ш..(8)потом плещется реч..(9)нка.
Ответ
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Дядюшка Толя спешил прочнее обустроиться на земле, построил парник для (помидор) и мечтал спилить затенявшие огород березы.
Ответ
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «страница книги», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры.
(8)Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет…
(9)А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров.
(13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами.
(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика…
(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
(28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку…
(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал…
(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай.
(37)Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность.
(38)– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает.
(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу.
(43)– Возьмем.
(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой:
(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами.
(54)Летчик огорченно молчал.
(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было.
(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами.
(60)– Нет, не вернется, – сказал геолог.
(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку:
– Гляди…
(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов.
(68)Люди переглянулись:
(69)– Без человека не может…
(по В. Пескову)
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака.
2) Кубарю очень понравилось летать на самолете.
3) Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона.
4) Летчик ценил собачью преданность.
5) Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме.
Ответ
ЗАДАНИЕ 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки.
Ответ
ЗАДАНИЕ 12. Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6). Выпишите один из этих синонимов.
Ответ
СОЧИНЕНИЕ 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. Шерсть висит клочьями. На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. Люди переглянулись: – Без человека не может…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Кого можно назвать настоящим другом?" Дайте определение понятию ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.