СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРКМПЧ на уроках русского языка (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует укреплению познавательного интереса к предмету, вовлечению ученика в учебную деятельность, что немаловажно для современной школы.

Просмотр содержимого документа
«ТРКМПЧ на уроках русского языка (из опыта работы)»


ТРКМПЧ на уроках русского языка (из опыта работы)


Инновационные технологии – верные спутники, без применения которых не обходится ни один современный урок. Это уникальное средство, которое способствует формированию мотивов учебной деятельности, поддержанию познавательного интереса к предмету. На мотивацию влияет большое количество факторов. «Занимательность – фактор повышения интереса к знаниям по языку»,- считает М.Р. Львов. Самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические сказки, игры, иллюстративный материал, музыка и т.д. благотворно влияют на отношение предмету.

Основная роль в воспитании интереса к предмету принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся на уроке. В зависимости от того, как организована эта деятельность, решается судьба интереса. Вовлечение учеников в учебную деятельность лежит в основе деятельного подхода в обучении, который является основой основ новых стандартов обучения. Поэтому и в моей педагогической деятельности он является основополагающим.

Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не того, кого учат).

. Укреплению познавательного интереса к предмету, вовлечению ученика в учебную деятельность способствует и использование на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На таких уроках обучающиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Структура таких уроков включает три фазы: вызов, осмысление и рефлексию. На каждом из этапов урока русского языка возможно применение определённых приёмов этой технологии, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, способствуют развитию критического мышления, а самое главное — формируют интерес к предмету:

-«Кластер»;

- «Письмо с дырками»;

- Инсерт;

- «Знаете ли вы, что…»;

- «Корзина идей»,

- «Логические цепочки»;

- «Таксономия Блума;

- «Синквейн»

- «Диаманта» и др.

Каким образом пользоваться данными приемами на уроках русского языка?

При проверке домашнего задания или изучении новой темы можно предложить учащимся составление кластера. Кластер – универсальный прием, который можно использовать на любом этапе урока. В центре записывается ключевое понятие. Рядом понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками с понятиями «второго уровня». Кластер используется тогда, когда необходимо собрать у учащихся все ассоциации, связанные с каким – либо понятием (например, с темой урока, каким – либо лингвистическим понятием). На первой стадии – вызова – можно предложить учащимся методом мозгового штурма предположить , какие направления помогут при изучении нового материала. На стадии осмысления, самостоятельно изучая новый материал, ученики дополняют схему новыми понятиями. На заключительной стадии, стадии рефлексии, у ребят будет возможность исправить ошибочные предположения, дополнить их новой информацией, установить причинно – следственные связи между разными смысловыми блоками. Несомненный плюс этого приема заключается и в том, что работа может вестись индивидуально, в парах или группах.


Пример кластера к уроку по теме «Предложение», 8 класс.


Предложение




Простое

Сложное



Двусоставное

Определенно - личное




Неопределенно – личное

Односоставное



Назывное

Безличное










Следующий прием, на котором мне бы хотелось остановиться, носит название «Корзина идей». Он предполагает организацию индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока. «Корзина…»позволяет выяснить все, что известно учащимся по обсуждаемой теме урока. Учитель дает главное понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенный промежуток времени выписать как можно больше слов или словосочетаний, связанных с данным учителем понятием. Схематично работу над данным приемом можно изобразить следующим образом.


Ключевое понятие


Обсуждение в группах

или парах)


Индивидуальная работа





Сброс идей в «Корзину» -

фронтальная работа







Например, при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе, каждый ученик записывает на отдельный лист те сведения об имени существительном, которые он помнит. Затем идет работа в парах. Ребята выясняют, чем отличаются их ответы и почему. Затем каждая пара выбирает правильный с их точки зрения ответ. Далее происходит «сброс» ответов в «корзину». Принимаются и верные, и неверные ответы. Завершается работа обсуждением ответов и выбором правильных их вариантов.

Еще один продуктивный прием работы с текстом носит интересное название – «Письмо с дырками». Такое «Письмо» подойдет для контроля усвоения материала на уроке, в качестве проверки домашнего задания. На уроке русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» в 6 классе можно предоставить учащимся следующий мини – текст.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы… .

Имена прилагательные изменяются по …, … (в единственном числе) и … .

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают … и … .

Учащиеся должны «заштопать дырки»- вставить на месте пропусков нужные для понимания текста слова. На первых порах работы с такими текстами можно помочь ребятам, подготовив им карточку со словами для справок.

При изучении, например, статьи об известных ученых – лингвистах, уместно использование таксономии Блума. Оно подразумевает деление класса на группы, каждая из которых получает задание сформулировать вопросы по изучаемой статье, как – то:

1 вопрос (простой) должен содержать информацию, о чем или о ком говорится в тексте? (Нужно назвать какие – то – факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию).

2 вопрос (уточняющий) должен включать слова «Что именно, кто именно» и т.п. ( Задаются с целью предоставить человеку возможность для обратной связи относительно того, что он только что сказал).

3 вопрос (объясняющий) можно начать словами «Объясни, почему…» (Направлен на установление причинно – следственных связей).

4 вопрос (творческий) начни словами «Если бы тебе предложили…» (Несет в себе элемент условности, прогноза)

5 вопрос (оценочный) должен нести в себе оценочную информацию., т. е. направлен на выяснение критериев оценки каких – то событий, явлений, фактов.

6 вопрос (практический) начни словами «Как бы ты поступил с людьми, которые…» (Данный вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой).

В 5 -6 классах на уроке можно привлечь визуальное оформление.


Простой

Практический


Оценочный




Уточняющий


Объясняющий


Творческий







В старших классах можно оставить лишь классификацию, беря во внимание составление не всех видов вопросов, а только нужных.

Проверить логичность усвоения любой информации поможет прием «Логические цепочки». При подготовке к урокам по написанию изложений можно предложить учащимся план их будущего творения, в котором намеренно переставлены пункты и попросить ребят проверить правильность изложения информации. Этот прием годится и для усвоения порядка любого грамматического разбора.

Примеры использования синквейна и диаманты на уроках русского языка в качестве занимательного момента уж точно обеспечат стойкий интерес к теме урока. Что такое синквейн? Это стихотворение из 5 строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, схема которого выглядит следующим образом.

1 строка должна состоять из одного слова – существительного. Это тема синквейна, его название и основное понятие. 2 строка – два имени прилагательных, характеризующих ключевое понятие. Слова можно соединять предлогами и союзами. 3 строка – 3 глагола или деепричастия, характеризующие действия, относящиеся к теме.. 4 строка – законченное предложение, показывающее отношение автора к теме, раскрывающее одну из смысловых сторон синквейна. Последняя, пятая строка – имя существительное, называющее ассоциацию, повторяющую суть темы. Синквейны – прекрасный способ реализации детских талантов и способностей. Написание такого стихотворения можно использовать на любом уроке на всевозможные темы.

Пример синквейна.

Предложение.

Простое и сложное.

Представляет, выражает, обладает.

В предложении налицо грамматическая основа.

Информация.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стихотворного текста на уроках русского языка и в качестве домашнего задания уместнее рекомендовать учащимся 7 – 9 классов. Схема составления такого стихотворения такова:

строчка 1: тема (существительное);

строчка 2: определение (2 прилагательных);

строчка 3: действие (3 причастия);

строчка 4: ассоциации (4 существительных);

строчка 5: действие (3 причастия);

строчка 6: определение; (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки).

Примером может служить диаманта, составленная при изучении темы «Предложение» в 8 или 9 классе.

Предложение.

Простое и сложное.

Повествующее, восклицающее или вопрошающее.

Основа , дополнение, определение, обстоятельство.

Текстообразующее, завершенное, информирующее.

Односоставное и двусоставное.

Слово.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

«Тонкие»

«Толстые»

Кто…? Что…?

Дайте три объяснения: почему?

Когда…? Может…?

Объясните: почему…?

Будет…? Могли…?

Почему вы думаете…?

Как звать…?

Почему вы считаете…?

Было ли…?

В чем различие…?

Согласны ли вы…?

Предположите: что будет, если…?

Верно ли…?

Что, если…?

Такую таблицу можно предложить учащимся в помощь на самых первых уроках с применением технологии критического мышления.

Далее для примера привожу таблицу «толстых» и «тонких» вопросов, которые учащимся можно предложить составить в ходе изучения и повторения темы «Части слова» в 5 – 7 классах. Ответ на «толстый» вопрос «Что будет, если из нашей речи суффиксы «исчезнут» навсегда»? можно предложить ребятам в качестве домашнего задания в письменной форме в жанре лингвистической сказки.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Что такое суффикс?

Почему суффикс так называется?


Для чего нужен суффикс?

Чем суффикс отличается от приставки?

Каково место суффикса в слове?

Чем суффикс отличается от других морфем?

Как обозначается суффикс?

Что будет, если из нашей речи суффиксы «исчезнут» навсегда?


Отдельно хочется сказать о первой фазе урока, проводимого на основе технологии развития критического мышления, фазе вызова. Учитель не должен упускать возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого можно использовать дополнительный материал, посвященный жизни и деятельности выдающихся ученых – лингвистов. А также создание ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике и достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

«Интригующим» начало урока получится, если начать его с отгадывания лингвистических загадок, например : «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам» - при изучении темы «Имя существительное». «Самая огнепышущая часть речи» - при изучении темы «Глагол» и т. п.

Не менее интересным может получиться первая фаза урока, когда учитель расскажет учащимся лингвистическую сказку на определенную тему и попросит предположить, каким образом содержание сказки будет связано с темой предстоящего урока.

Еще один «оригинальный» старт урока русского языка – короткие притчи на ту или иную тему. Уместно начинать с рассказа притчи уроки развития речи по подготовке и написанию изложений и сочинений. Подготовить чтение короткого рассказа или декламацию его наизусть может как учитель, так и ученик.

Словарный диктант также может стать толчком для размышления о предстоящей теме урока, увлекающим в мир орфографии. Например, фрагмент урока «Правописание приставок на – З и С» ( 5кл.)

К доске вызываются 2 ученика. Учителем диктуются слова безводный, бесстрашный, возлагать, воссоединиться, искоренить, изводить, ученики записывают их на доске, остальные в тетрадях:.. Во время записи слов ребята испытывают затруднение при написании приставок или в одном и том же слове ученик пишут разные буквы.

• Ребята, вы обратили внимание на то, что слово (например) бесстрашный один из вас написал с приставкой бес-, а другой - с приставкой без-? Кто из них прав? (ученики высказывают разные точки зрения)

• Вопрос работавшим у доски: «Когда вы писали слова, вы испытывали трудности в написании слов»? (Ответ детей, конечно же, будет утвердительным, ведь данная орфограмма им еще не знакома)

• Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (знать правило написания приставок, оканчивающихся на З и С)

• Давайте подумаем, почему в одних словах присутствует приставка без-, а в других – словах – приставка бес- ? (Как правило, ребята обращают внимание на то, что в одних словах после приставки идет глухой согласный, в других - звонкий, и сами формулируют правило).

Я считаю, что применение приемов технологии развития критического мышления способствует формированию интереса учащихся к урокам русского языка, ведь данные приемы учебной работы ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда учитель не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся .

Познавательные интересы школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность учащихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимает утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»).

С приемами работы по данной технологии я знакома с 2009 года. За это время в рамках ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) появилось много новых приемов для сотрудничества педагога и учащихся в рамках классно – урочной системы. Эффект новизны, синтез использования различных технологий (ИКТ, технология проблемного обучения, игровые технологии и многие другие), позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках русского языка, тем самым

способствуя овладению детьми устной и письменной формами русского литературного языка и повышению качества обучения.


Список литературы:

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003.

3. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

4. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. 2005. № 2.

5. Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: свод основ. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.