Программа внеурочной деятельности по
социальному направлению
«Тропинка к своему Я»
1 «д» класс
I. Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Программа разработана в соответствии с документами:
Федеральный Закон «Об образовании РФ»
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
«Всеобщая декларация прав человека».
Гражданский кодекс РФ.
«Основы законодательства РФ о культуре»
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Актуальность. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной, регулятивной).
Программа «Тропинка к своему Я» имеет социальное направление. Курс рассчитан на 66 часов Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в начальной школе, М: Генезис, 2004г.).
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе.
Основные задачи:
Формирование психологического здоровья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование позитивногя отношение к своему «Я».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Развитие навыков социального поведения.
Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
Создание возможностей для самовыражения.
Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие способности ребенка к сопереживанию.
Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
Развитие познавательной мотивации.
Раскрытие творческого потенциала.
В программе прослеживаются межпредметные связи:
с уроками русского языка и литературы: составление устных и письменных рассказов о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), участие в первых пробах письма(сочинение сказок, забавных историй и т.д.
с уроками музыки: анализ музыкальных образов героев;
с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведений;
с уроками окружающего мира: наблюдение за изменениями в природе.
Методы и приемы, используемые на занятиях: комментирование, анализ содержания произведения, изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы
речевая деятельность.
Формы занятий:
групповые занятия
тренинговые упражнения
ролевые и ситуационные игры
занятия с использованием художественных средств выразительности
беседа
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
VI. Содержание курса «Тропинка к своему Я»
1 класс (66 часов)
Тема 1. Я — школьник.
Знакомство. Введение в мир психологии.
Как зовут ребят моего класса?
Зачем мне нужно ходить в школу?
Мой класс.
Какие ребята в моем классе?
Мои друзья в классе.
Мои успехи в школе.
Моя учебная сила.
Тема 2. Мои чувства.
Радость. Что такое мимика?
Радость. Как ее доставить другому человеку?
Жесты.
Радость можно передать прикосновением.
Радость можно подарить взглядом.
Грусть.
Страх.
Страх. Его относительность.
Как справится со страхом.
Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Может ли гнев принести пользу?
Обида.
Разные чувства.
Тематическое планирование
Первый класс
Раздел 1. Мои чувства.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1-2. | Знакомство. Введение в мир психологии | 2 | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно- классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками (РУУД) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева (ПУУД) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (КУУД) |
3-4. | Радость. Что такое мимика | 2 |
5-6. | Радость. Как её доставить другому человеку. | 2 |
7-8. | Жесты. | 2 |
9-10. | Радость можно передать прикосновением | 2 |
11-12. | Радость можно подарить взглядом | 2 |
13-15. | Страх. | 3 |
16-18. | Страх. Его относительность | 3 |
19-21. | Как справиться со страхом. | 3 |
22-24. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 3 |
25-27. | Как справиться с гневом? | 3 |
28-30. | Может ли гнев принести пользу? | 3 |
31-34. | Разные чувства. | 4 |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга
35-36. | Качества людей | 2 | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки (РУУД) Учиться исследовать свои качества и свои особенности (ПУУД) Учиться работать в парах (КУУД) |
37-40. | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 4 |
41-42. | В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | 2 |
43-44. | Как мы видим друг друга | 2 | |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты?
45-47. | Какой Я? | 3 | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя (РУУД) Учиться находить положительные качества у себя и у других людей (ПУУД) Учиться договариваться и уважать разные мнения (КУУД) |
48-50. | Мой автопортрет | 3 |
51-53. | Моё настроение | 3 |
54-56. | Какой ты? | 3 |
57-59. | Я и другие | 3 |
Раздел 4. Трудности первоклассника
60-62. | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. | 3 | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (РУУД) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД) Уметь договариваться и приходить к общему решению (КУУД) |
63-64. | Школьные трудности | 2 |
65-66. | Домашние трудности | 2 |
Методическое обеспечение программы
Направление | Формы организации | Методы и приемы | Дидактический материал, инструменты |
Социальное | Беседа тренинговые занятия рассказ | Словесные Наглядные практические Метод проекта | Краски, карандаши, альбом, мультимедийный проектор и презентации, ПК, Интернет, магнитофон, методические материалы для сказок, игр и упражнений, цветная бумага |
Литература:
Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.