Просмотр содержимого документа
«Трудности формирования навыка письма у детей. Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.»
Трудности формирования навыка письма у детей
Дисграфия и дизорфография: типология ошибок
учитель-логопед
Полякова Т.М .
Девять правил орфографии .
- 1.Большая буква в именах собственных. 2.Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- 3.Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
- 4.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
- 5.Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
- 6.Непроизносимые согласные.
- 7.Удвоенные согласные.
- 8.Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
- 9.Правила переноса слов.
Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционноакустическим признакам звуки .
- смешения оппозиционных согласных и гласных звуков, т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.
(«лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»)
Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове (б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш)
- Сравните с орфографическими ошибками на парные звонкие/глухие согласные в корне. Их важно различать: доро ш ка, зёрны ж ко, тетра т ь, з дача, про з ьба
С мешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки
- Орфографические ошибки:[c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [ш’] щастье-счастье, щитать-считать, шишки - шиски, привезли - привежли,
щенок –сенок
Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты
- Орфографические ошибки: одеваеца-одевается, децкий-детский, синитца-синица, кузнитса-кузница, часто-цасто, щуки-чуки, цветы-светы .
Смешения букв, обозначающих соноры
рубашка - лубашка, лодка - родка
Смешения букв, обозначающих гласные [о] - [у] в сильной позиции
клюква – «клёква», наблюдали – «наблёдали», окуни – «окони», на лугу – «на луго».
Нарушения обозначения мягкости согласных на письме
- Орфографические ошибки: песьня, Насьтя, плащь, читаеш, рож, нет тучь, шол (шёл), девчёнк, Люба – «Луба», берёза – «бероза», коньки – «конки», большой – «болшой».
Пропуски элементов букв, букв и слогов
- Орфографические ошибки: празник, сонце, здраствуйте, шосе , огороде - «огорде», молодой - «малдой», воробьи – «вороби», груша – «гуша»
Перестановки букв и слогов .
ковром - «корвом», все - «све»
Вставки букв
- Орфографические ошибки: длинна, будующее, девочка - «девочика», вестники – «верстники», «тигар», «ноябарь», «театор»
Персеверации элементов букв, букв и слогов .
- Ошибки: магазин - «магазим», крынка – «крыннка», грибы - «ггрибы».
- песьня, Насьтя, плащь,читаеш, рож, нет тучь, шол (шёл),девчёнка.
Смешения графически сходных букв
- рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м ит.д.: муха – «миха», мохнатый – «можнатый»
Нарушения обозначения границ слова
- Наступила-«на ступила», в доме – «вдоме», светит луна – «светитлуна», брат – «б рат», кругом – «к ругом», искала – «и скала».
Нарушения обозначения границ предложения
- Гуси вышли изодвора пошли на прут
зашло солнышко потемнело поле из аврагарасползаеца сумрак
Литература:
- 1.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2006. – 104с.
- 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение
- 3.http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/disgrafiya/ Детская патопсихология. Дисграфия.
- 4. http://dislekciy.blox.ua/2009/09/Vidy-disleksii.html Успешный ребенок и человек.
- 5.http://www.dyslexia.ru/index.php?id=6 О дисграфии. Татьяна Гогуадзе.