СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности формирования навыка письма у детей. Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Трудности формирования навыка письма у детей. Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.»

 Трудности формирования навыка письма у детей    Дисграфия и дизорфография: типология ошибок   учитель-логопед  Полякова Т.М .

Трудности формирования навыка письма у детей

Дисграфия и дизорфография: типология ошибок

учитель-логопед

Полякова Т.М .

Девять   правил   орфографии .  1.Большая буква в именах собственных. 2.Проверяемые безударные гласные в корне слова. 3.Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. 4.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. 5.Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. 6.Непроизносимые согласные. 7.Удвоенные согласные. 8.Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.  9.Правила переноса слов.

Девять   правил   орфографии

  • 1.Большая буква в именах собственных. 2.Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • 3.Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
  • 4.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  • 5.Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
  • 6.Непроизносимые согласные.
  • 7.Удвоенные согласные.
  • 8.Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. 
  • 9.Правила переноса слов.
Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционноакустическим признакам звуки .   смешения оппозиционных согласных и гласных звуков,  т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.  («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»)

Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционноакустическим признакам звуки .

  • смешения оппозиционных согласных и гласных звуков, т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.

(«лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»)

Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки  в сильной позиции в слове (б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш)    Сравните с  орфографическими  ошибками на парные  звонкие/глухие  согласные в корне. Их  важно различать: доро ш ка, зёрны ж ко,  тетра т ь, з дача, про з ьба

Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове (б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш)

  • Сравните с орфографическими ошибками на парные звонкие/глухие согласные в корне. Их важно различать: доро ш ка, зёрны ж ко, тетра т ь, з дача, про з ьба
С мешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки    Орфографические  ошибки:[c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [ш’]   щастье-счастье, щитать-считать, шишки - шиски, привезли - привежли,  щенок –сенок

С мешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки

  • Орфографические ошибки:[c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [ш’] щастье-счастье, щитать-считать, шишки - шиски, привезли - привежли,

щенок –сенок

Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты    Орфографические  ошибки:  одеваеца-одевается, децкий-детский,  синитца-синица,  кузнитса-кузница, часто-цасто, щуки-чуки, цветы-светы .

Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты

  • Орфографические ошибки: одеваеца-одевается, децкий-детский, синитца-синица, кузнитса-кузница, часто-цасто, щуки-чуки, цветы-светы .
 Смешения букв, обозначающих соноры    Ошибки:  рубашка - лубашка, лодка - родка

Смешения букв, обозначающих соноры

  • Ошибки:

рубашка - лубашка, лодка - родка

Смешения букв, обозначающих гласные [о] - [у] в сильной позиции    Ошибки :  клюква – «клёква», наблюдали – «наблёдали»,  окуни – «окони», на лугу – «на луго».

Смешения букв, обозначающих гласные [о] - [у] в сильной позиции

  • Ошибки :

клюква – «клёква», наблюдали – «наблёдали», окуни – «окони», на лугу – «на луго».

Нарушения обозначения мягкости согласных на письме    Орфографические  ошибки:  песьня, Насьтя, плащь,  читаеш, рож, нет  тучь, шол (шёл),  девчёнк,  Люба – «Луба», берёза – «бероза», коньки – «конки»,  большой – «болшой».

Нарушения обозначения мягкости согласных на письме

  • Орфографические ошибки: песьня, Насьтя, плащь, читаеш, рож, нет тучь, шол (шёл), девчёнк, Люба – «Луба», берёза – «бероза», коньки – «конки», большой – «болшой».
 Пропуски элементов букв, букв и слогов   Орфографические  ошибки:  празник, сонце,  здраствуйте, шосе , огороде - «огорде», молодой - «малдой», воробьи –  «вороби», груша – «гуша»

Пропуски элементов букв, букв и слогов

  • Орфографические ошибки: празник, сонце, здраствуйте, шосе , огороде - «огорде», молодой - «малдой», воробьи – «вороби», груша – «гуша»
Перестановки букв и слогов .   Ошибки:  ковром - «корвом», все - «све»

Перестановки букв и слогов .

  • Ошибки:

ковром - «корвом», все - «све»

Вставки букв    Орфографические  ошибки:  длинна, будующее, девочка - «девочика», вестники – «верстники»,  «тигар», «ноябарь»,  «театор»

Вставки букв

  • Орфографические ошибки: длинна, будующее, девочка - «девочика», вестники – «верстники», «тигар», «ноябарь», «театор»
Персеверации элементов букв, букв и слогов .   Ошибки: магазин -  «магазим», крынка – «крыннка», грибы - «ггрибы».  песьня, Насьтя, плащь,читаеш, рож, нет  тучь, шол (шёл),девчёнка.

Персеверации элементов букв, букв и слогов .

  • Ошибки: магазин - «магазим», крынка – «крыннка», грибы - «ггрибы».
  • песьня, Насьтя, плащь,читаеш, рож, нет тучь, шол (шёл),девчёнка.
Смешения графически сходных букв рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м ит.д.: муха – «миха», мохнатый – «можнатый»

Смешения графически сходных букв

  • рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м ит.д.: муха – «миха», мохнатый – «можнатый»
Нарушения обозначения границ слова  Наступила-«на ступила», в доме – «вдоме», светит луна – «светитлуна», брат – «б рат», кругом – «к ругом», искала – «и скала».

Нарушения обозначения границ слова

  • Наступила-«на ступила», в доме – «вдоме», светит луна – «светитлуна», брат – «б рат», кругом – «к ругом», искала – «и скала».
Нарушения обозначения границ предложения Гуси вышли изодвора пошли на прут  зашло солнышко потемнело поле из аврагарасползаеца сумрак

Нарушения обозначения границ предложения

  • Гуси вышли изодвора пошли на прут

зашло солнышко потемнело поле из аврагарасползаеца сумрак

Литература: 1.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2006. – 104с.  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение 3.http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/disgrafiya/ Детская патопсихология. Дисграфия.  4. http://dislekciy.blox.ua/2009/09/Vidy-disleksii.html Успешный ребенок и человек.  5.http://www.dyslexia.ru/index.php?id=6 О дисграфии. Татьяна Гогуадзе.

Литература:

  • 1.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2006. – 104с.
  • 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение
  • 3.http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/disgrafiya/ Детская патопсихология. Дисграфия.
  • 4. http://dislekciy.blox.ua/2009/09/Vidy-disleksii.html Успешный ребенок и человек.
  • 5.http://www.dyslexia.ru/index.php?id=6 О дисграфии. Татьяна Гогуадзе.