Просмотр содержимого документа
«Трудности преподавания родного (ненецкого) языка»
ЭССЕ
На тему «Трудности преподавания родного (ненецкого) языка»
Выполнила учитель начальных классов:
Ядне Матрёна Эттуевна
с.Находка 2021
Я только первый год преподаю родной (ненецкий) язык в начальной школе. До прихода в школу работала (кочевым) воспитателем. Круглый год кочевала по рыбацким пескам с рыбаками и их семьями, набирала группу детей дошкольников и работала с ними. То, что вымирает и культура, и язык – однозначно. Даже кочевые дети рыбаков не знают и не понимают родного языка. За всю свою практику не встретила ни одного ребёнка, владеющего родным языком, при том, что родители знают язык, но не говорят с детьми на родном языке. Ситуация, удручающая. Почему так происходит? Я считаю неправильное воспитание нынешнего поколения. Ведь всё идет из семьи. У детей нет мотивации к стремлению изучения языка. Родители отвечают, что нет никаких перспектив говорить на родном языке, им это в жизни не пригодится. Ну а как же культурное наследие, ведь язык – это неотъемлемая часть культуры. Получается, что передача детям нравственного и эстетического опыта народа невозможна без педагогов-профессионалов. Особенно важны педагогические кадры, владеющие родным языком, методикой преподавания, учитывающие психологические особенности этноса.
Учебники по родному языку предназначены для детей, свободно владеющих родным языком. Перед современным учителем встаёт сложная проблема - как изложить материал, что бы «не владеющие» дети усвоили.
Сегодня главная цель преподавания родных языков миноритарных народов — это социальное возрождение языка, сохранение народом своей идентичности. Именно социальное значение знания родного языка в современном обществе. К сожалению, значимость знания, уважения к своей культуре, владения родным языком как одно из условий развития гармоничной личности до сих пор не всеми понимается и принимается. Тем отраднее, когда действия административных образований могут оказать реальную поддержку статуса миноритарных языков. В округе используются 4 уральских языка: ненецкий, хантыйский, селькупский, коми-ижемский (также проживают несколько человек манси, но этот язык пока не преподается). В сегодняшних программах изучения и сохранения родных языков и культуры миноритарных народов Севера делается акцент на слове «инновационные». Для преподавания родных языков это не только использование современных мультимедийных технологий, но и применение иных методик — преподавание родного языка как иностранного, к чему вынуждает социолингвистическое положение родных языков во многих местах. Все современные школьные учебники и пособия для изучения созданы на основе первых учебников, составленных пятьдесят и более лет назад для детей, активно использующих родной язык, для живых языков. Те учебники опирались на грамматики своего времени. Сейчас в России для родных миноритарных языков всё по-другому: область их применения стремительно сужается, родители часто не хотят учить своему языку детей, не видя перспектив знания и по этой причине всё ложится на плечи учителя.
Одна из основных задач обучения родному языку в школах – развитие связной речи учащихся. Преподаватель, обучающий учащихся родному языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно читать, писать и говорить, т.е. хотя бы элементарно выражать свои мысли. Преподавание и изучение родного языка в школах преследует цель практического овладения языком. Поэтому для обучения школьников родному языку как второму необходима особая программа развития речи. Она должна быть построена на наблюдениях, на обогащении детей знаниями о языковой культуре своего народа, на развитии мышления и чувств ребенка, на практической и синтетической работе над языком, а не на теоретическом и аналитическом изучении языка. Это должна быть практика речи, а не теория языка.
Знание родного языка и культуры создаёт основу самоидентификации человека, как представителя этноса. Сегодня дети совсем не знают свой этнический язык, в этом случае школьное изучение требует специальных методик. Пособия для преподавания («освежения») языков Ямала могут быть созданы на основе уже созданных авторских программ, действующих российских разработок (Якутии, ХМАО) и зарубежного опыта [см., напр., фильмы Кастен, Дюрр 2015]. Такие руководства станут серьезным вкладом в поддержку этнических языков. Учителя в своей работе осознанно или неосознанно стремятся именно к социальному возрождению языка.
Вывод: я считаю, из-за серьёзной школьной нагрузки знакомство с родными языком и культурой сегодня предпочтительно начинать в младшем возрасте, с детского сада, ведь изучение родного языка — это один из способов воспитания патриотических чувств, ответственности за свою родину. Изучение родного языка в раннем возрасте — это освоение учеником инструмента для саморазвития.
Список использованных источников
1. elibrary.ru›Другие новости›?id=42422604
2.iro86.ru›Методические рекомендации›…-narodov-severa-1/file