СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое воспитание ребенка. Вопрос-ответ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание ребенка. Вопрос-ответ»

Тема: Содержание воспитания: Трудовое воспитание ребенка

  1. Дайте определение понятиям: «труд», «трудовое воспитание», «трудолюбие», «трудовое обучение».

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности.

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.

Трудолюбие – нравственное качество личности, характеризующее положительное отношение к труду, проявляющееся во взаимодействии познавательной, практической и эмоционально-волевой деятельности.

Трудовое обучение относится к дидактическим терминам и выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение учащимися практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности.

  1. Назовите задачи трудового воспитания

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.

Задачами трудового воспитания являются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор­ческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответствен­ности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.



  1. Какую роль играет труд в воспитании ребенка?

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.


Своевременное привлечение  ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается  самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.



  1. Охарактеризуйте основные виды детского труда (трудовой деятельности ребенка).

Виды детского труда и формы его организации.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлека­ется к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Труд в природе направлен на со­здание для растений и животных благоприятных условий жизни, удов­летворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

  1. Условия эффективности трудового воспитания ребенка.


  • Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе

труда;


  • Организация материальной среды трудового оборудования;

Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;


  • Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному видутруда, состояния здоровья;


  • Включение воспитателя в труд детей на правах партнера;


  • Обеспечение нравственно-ценной мотивации;


  • Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.


  • Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;


  • Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;


  • Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.

 

Задание 2. На основе изученного материала составьте Памятку для педагога дополнительного образования «Трудовое воспитание ребенка в учреждении дополнительного образования»







Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.


Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.


Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.


Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.


Выделяют четыре вида детского труда:

-  Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

-  Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

-  Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике,  в огороде, в саду);

-  Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.)


 Осуществляется  трудовая деятельность в трех формах:

-  Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).

-  Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).

-  Коллективный труд (общий и совместный).

 Приступая к составлению конспекта,   следует продумать  использование всех видов и форм. (Так как ручной труд применяется со  старшей группы и требует большой подготовки, то его следует планировать во второй половине дня).