Тема: Содержание воспитания: Трудовое воспитание ребенка
Дайте определение понятиям: «труд», «трудовое воспитание», «трудолюбие», «трудовое обучение».
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности.
Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.
Трудолюбие – нравственное качество личности, характеризующее положительное отношение к труду, проявляющееся во взаимодействии познавательной, практической и эмоционально-волевой деятельности.
Трудовое обучение относится к дидактическим терминам и выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение учащимися практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности.
Назовите задачи трудового воспитания
Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.
Задачами трудового воспитания являются:
♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Какую роль играет труд в воспитании ребенка?
Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Охарактеризуйте основные виды детского труда (трудовой деятельности ребенка).
Виды детского труда и формы его организации.
Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
Труд в природе направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы
Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.
К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.
Условия эффективности трудового воспитания ребенка.
труда;
Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;
Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному видутруда, состояния здоровья;
Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.
Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;
Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;
Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.
Задание 2. На основе изученного материала составьте Памятку для педагога дополнительного образования «Трудовое воспитание ребенка в учреждении дополнительного образования»
Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.
Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.
Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.
Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.
Выделяют четыре вида детского труда:
- Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
- Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);
- Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.)
Осуществляется трудовая деятельность в трех формах:
- Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).
- Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).
- Коллективный труд (общий и совместный).
Приступая к составлению конспекта, следует продумать использование всех видов и форм. (Так как ручной труд применяется со старшей группы и требует большой подготовки, то его следует планировать во второй половине дня).