Просмотр содержимого документа
«Целеполагание в малой группе»
Целеполагание в групповых процессах и явлениях.
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель целеполагание в малой группе:
Сдвиг в развитии ученика, психические новообразования его личности, изменения в его возможностях, способностях.
Компоненты целеполагания:
1) обоснование и выдвижение целей;
2) определение путей их достижения;
3) прогнозирование ожидаемого результата.
Этапы целеполагания:
1) поставленная учителем задача становится известной каждому ученику и принимается им как официальная цель организации;
2) в процессе общения класса идетуточнение и согласование смыслового понимания официальной цели;
3) согласованная между учениками цель становится принятой внутренней целью самого класса и осознается каждым как его личная цель участия в работе.
Это довольно простая схема перевода внешней задачи группы во внутреннюю цель каждого ее члена. Таким образом достигается конвергенция, совпадение индивидуальных целей участников группового взаимодействия с целями общества.
Требования для успешного целеполагания:
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей , а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.