СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональная организация учебной деятельности на уроках русского языка предполагает, прежде всего. разнообразие методов, приемов, средств обучения с целью повысить интерес учащихся к предмету.

Просмотр содержимого документа
««Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»»

Из опыта работы.

«Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования»


Современные условия жизни, изменившаяся система итоговой аттестации учащихся на выходе из школы требуют от школьников крепких основ знаний о родном языке, устойчивых орфографических и пунктуационных навыков, языковой коммуникативной компетенции, умений связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Концепция качества образования выдвинула на первый план совместную деятельность учителя и ученика. От целесообразности и эффективности методов, приемов, средств обучения на каждом уроке непосредственно зависит уровень обучаемости школьников и соответственно результаты образования в целом.

Рациональная организация учебной деятельности на уроках русского языка предполагает, прежде всего. разнообразие методов, приемов, средств обучения с целью повысить интерес учащихся к предмету.

В школьной практике накоплен богатый опыт рациональной организации учебной деятельности на уроках. Что касается уроков русского языка, то здесь можно выделить три направления в работе:

  • Чтобы держать учащихся в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, можно увеличить объем работы учащихся с учетом их потенциальных возможностей. Такой путь, думается, наименее рационален, так как он не содействует развитию познавательных способностей, а выполняет только одну функцию - обеспечивает занятость детей на уроке.

  • Можно увеличивать объем работы учащихся не за счет количества записанных слов, словосочетаний или предложений, а за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению изученного. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер: найти слова с чередующимися гласными, слова, где нет соответствия между буквами и звуками, однокоренные слова и формы одного того же слова, составить графические схемы предложений и т.д.

Упражнения с комплексными заданиями, в основе которых лежат логический связи между изученными явлениями, способствуют формированию у детей системных знаний.

  • Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень. Умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление в работе.

Какие же формы и приемы помогут его реализовать?

1). Самостоятельный выбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;

2). Самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнению их;

3). Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями на осмысление практической значимости полученных знаний;

4). Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий.

Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные языковые понятия не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки следующих слов:

Сторож, мышь, течь, молодежь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош.

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов:

-наличие мягкого знака и его отсутствие;

-тип склонения;

-род;

-падеж;

-собственные мили нарицательные существительные;

=одушевленные или неодушевленные существительные;

-с предлогом или без предлога;

-имеющие форму единственного или множественного числа и т. д

5). (задания на сравнение;

6). задания исследовательского характера.

В процессе такой работы реализуется межпредметные связи, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

Пример задания такого типа:

а) докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью». Использовать учебники, толковые словари.

б) формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала: сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри»; модальные частицы в баснях Крылова «Осел и Соловей», «Ворона и Лисица»).

7) Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий.

8) Здания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний.

Цель таких заданий – будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, работая над прилагательными, учитель преднамеренно сталкивает детей с проблемной ситуацией: в предложении для разбора слова «таинственный» и «мерцающие» дети классифицируют как прилагательные. Учитель исправляет ошибку и предлагает шагнуть «за горизонт программы» на два года вперед, указав, куда можно обратиться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения «разведчиков» из страны будущего, учитель показывает, как отличить прилагательное от причастий. в дальнейшем этот термин систематически звучит на уроке и понятие практически усваивается учащимися.

9). Творческие задания.

При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только формировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности учащихся. Это могут быть выполнение работы по образцу, в том числе и сочинений -миниатюр.

Чаще всего на уроках русского языка используются не естественные ситуации, а ситуации учебные, искусственные, созданные на основе определенной установки, устной зарисовки, иллюстративного материала из специально подобранного текста.
Представьте себе, что это не две девочки, а вы сидите на киле перевернутой лодки (картина Яновской «Ждут») и смотрите в бескрайнюю и загадочную даль моря. Опишите, что вы видите там, используя наречия и деепричастия.

Возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание. его форма, содержание и отбор языковых средств определяется темой. Например: «Есть вещи, которые лучше бы не делать» (Эйнштейн) (СПП).

С этой целью используются книги по занимательной грамматики, книги для внеклассного чтения, «Энциклопедический словарь юного филолога».

Для того, чтобы работа была планомерной и систематической, ввожу в уроки этимологические пятиминутки «В мире слов», «В гостях у фразеологизмов», «Загадки слов. Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть лексически связаны с темой урока, с дидактическим материалом, используемым для отработки умений и навыков.

10) Задания, формирующие навыки использования полученных знаний в жизненной практике.

Использование ролевых игр на уроке, когда ученик выступает в роли учителя. Таким образом идет шлифовка знаний, более глубокое их осмысление, формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.

В заключение хочется сказать, что оптимальные результаты в обучении могут быть достигнуты лишь при тщательной подготовке учителя к уроку, когда учитель продумывает дидактический материал, оформление карточек с индивидуальными заданиями, подбирает и составляет познавательные задачи, использует справочную и научно-популярную литературу по предмету, четко продумывает структуру урока. Эта трудоемкая работа, как показывает практика, оказывает благотворное воздействие не только на отдельных учащихся, но и на класс в целом.