Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 10
с углублённым изучением отдельных предметов»
Реферат
«Ценностные аспекты педагогического наследия К. А. Москаленко»
Выполнила учитель начальных классов
Лабузова Е. В.
Елец 2016
В ходе развития любого явления или процесса постоянно возрастает роль прошлого опыта. «Прошлое – это опыт и направление в будущее. С расширением и углублением наших знаний о прошлом усиливается его воздействие на настоящее, ибо, с одной стороны, в высшей степени неразумно, а нередко и просто опасно повторять ошибки прошлого, а с другой стороны, основательное знание прошлого позволяет более точно определить ведущие закономерности развития и использовать их в своих целях. Прошлое создаёт материальную и духовную основу для развития настоящего» (А. Н. Аверьянов. Системное познание мира.- М., 1985, с. 55). Сказанное философом с полным основанием нужно отнести к феномену липецкого опыта. В настоящее время усилиями педагогов области творчески изучается и развивается опыт их предшественников.

Константин Александрович Москаленко и его последователи в практическом плане всерьёз поставили вопрос: кем является ученик в учебно–воспитательном процессе – пассивным слушателем и потребителем информации или активным его участником, заинтересованным в сотрудничестве с учителем и товарищами в ходе овладения знаниями? Наиболее ярко в липецком опыте высветилась идея побуждения учащихся к учёбе, так как педагоги стремились организовать учебный процесс, совершаемый в интересах ребёнка, им самим творимый. Перестраивая урок, они создавали новый тип обучения, который предоставлял большие возможности развития способностей и задатков ребёнка и, в конечном счете, вносил позитивные изменения в структуру его личности. В этом отношении липецкий опыт ценен как попытка реализации на практике принципа развивающего обучения, естественно, в понимании его педагогической теорией и практикой 60-х гг., методами и средствами, имевшимися на вооружении школы того времени.
В опыте нашли своё отражение основные базовые психологические категории: личность, деятельность, общение, межличностные отношения. Их учёт является непременным условием эффективности педагогической деятельности. В практике работы передовых учителей ярко высветилась идея сотрудничества в процессе обучения. Она реализовалась самыми разнообразными методами и осуществлялась в различных формах.
Оценивая сегодня вклад Москаленко в теорию и практику отечественной педагогики, надо чётко обозначить те психолого-педагогические подходы и идеи, которые получили дальнейшее развитие в современной школе.
Перестройка учебного процесса не ради самой перестройки, а для создания условий, при которых все ученики старательно, активно и с увлечением учатся. Положительная мотивация формируется через приёмы побуждения к учению, через коллективную организацию учебного процесса и учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Сотворчество, сотрудничество на уроке – отличительная черта эффективного учебного процесса. Ученик является равноправным его участником. Действия учителя и учеников объединены общим пониманием целей урока, ребёнок понимает действия своих товарищей и работает с учётом интересов всего класса.
Центральный компонент урока – организация активной познавательной деятельности детей. Для этого учитель умело задействует все познавательные процессы ребенка. Особую роль в этом играют различные виды самостоятельной работы учащихся.
Перенесение тяжести обучения на урок. Широкое применение в ходе учебных занятий разнообразных упражнений с учебным материалом, многоуровневых типов заданий, выполняя которые ученики многократно воспроизводят и применяют старые знания. Повторение проводится, прежде всего, для установления связи ранее изученного материала с новым, а проверка знаний не является изолированным этапом урока и органически вплетается в ткань изучения нового материала. Опрос носит обучающий характер.
Широкое использование на уроке различных источников знаний и разработка методических приемов работы с ними. Разумное сочетание при этом словесных, наглядных и практических методов обучения.
Установление в ходе изучения учебного предмета его связей с практикой жизни в понятных детям формах. Школа готовит их к жизни средствами образования и воспитания.
Большую работу по реализации этих подходов проводят сегодня педагоги начальной школы. На первый план они выдвигают развивающую функцию обучения, которая в полной мере может обеспечить развитие индивидуальности младшего школьника. «С помощью развивающего обучения, - утверждал Москаленко, - дети не только учатся письму и чтению, но и с первых уроков приучаются к самостоятельной деятельности, учатся учиться».
Педагоги начального образования, творчески развивая опыт своих предшественников в повышении эффективности урока, внедряют в учебно-воспитательный процесс активные формы и методы его проведения, используют нестандартные формы организации учебных занятий: игру, групповые, коллективные, парные формы деятельности, комментированные упражнения, интегрированные уроки, компьютерные программы, различные формы самостоятельной работы учащихся.
В своей работе я использую идеи Москаленко. Это комментированное письмо; поурочный балл; объединённый урок; письменные ответы на вопросы вместо ответов у доски; ответы, сидя; обучение блоками; использование таблиц с «пучками правил»; чтение в индивидуальном темпе «птичий базар»; творческая работа.
Считаю, что «объединённый урок», предложенный Москаленко, является эффективным, так как отвечает принципам современной дидактики. Данный тип урока позволяет объединить выявление знаний и обучение в единый процесс.
Начало такого урока проходит организованно. С первых минут я включаю учащихся в активную познавательную деятельность. Урок в моём классе начинается с чистописания, на котором учащиеся повторяют ранее изученные правила, учатся находить их в данных мной словах. Затем провожу орфографическую минутку. Диктую несколько трудных, но известных детям слов, требующих применения нескольких правил. Или предлагаю 1-2 предложения для грамматического разбора, разбора по членам предложения, по частям речи и т. п. Легко работать над правилом, если в слове уже пропущена буква. Труднее найти орфограмму в уже написанном слове. Поэтому во время проведения минуток чистописания, орфографических минуток дети учатся находить опасные места в словах. Причём, во время записи под диктовку, эта работа может выполняться в два приёма. Если во время работы ребёнок нашёл орфограмму в слове, но не смог её проверить, то на её место он ставит точку. А во время проверки ученик имеет право заглянуть в словарик, повторить нужное правило, обратиться за помощью к товарищам или учителю.
Использую в работе речитативные упражнения. Особенно эффективно их применение в 1 классе, когда дети ещё не готовы к индивидуальной работе. Особая ценность таких упражнений заключается в том, что при их проведении дети грамматически правильно произносят слова и предложения, слабые, скованные ученики не стесняются работать в речевом шуме. Они лучше запоминают материал. Учителю легче наладить обратную связь.
Иногда вместо самостоятельной работы провожу комментированные упражнения. Не исключается и проверка домашнего задания, фронтальный или индивидуальный опрос с целью повторения, подготовки всего класса к восприятию новой темы.
Изложение нового материала провожу методом рассказа, беседы. Учащиеся внимательны и активны. Они знают, что результаты их деятельности будут оценены в конце урока. Иногда дети овладевают новым материалом путём самостоятельной работы по учебнику. Самостоятельная работа бывает более эффективной и менее утомительной для них. Читая самостоятельно по учебнику, дети усваивают правила быстрее, чем со слов учителя. По – видимому, это объясняется тем, что ребёнку легче работать в присущем ему ритме, чем приспосабливаться к рассказу учителя.
Объяснение, усвоение и закрепление нового материала проводится в процессе комментированных упражнений постепенно усложняющейся трудности. Такой вид упражнений предупреждает ошибки, обеспечивает высокую активность учащихся. В 1 и 2 классах провожу полное комментированное письмо, когда правильно произносятся все слова и объясняются все изученные правила. В 3 и 4 чаще практикую частичное и выборочное комментирование. Во время частичного комментирования проговариваются все слова, а комментируется одна орфограмма. Во время выборочного комментирования проговаривается и объясняется одна орфограмма, остальное записывается в тишине.
Провожу так же выборочные, предупредительные, объяснительные, творческие, свободные диктанты, письмо по памяти.
Изучить на уроке правило – это только полдела. Значительно труднее научить детей пользоваться только что изученным правилом уже на данном уроке, подвести их к самостоятельному, творческому применению его на практике. Учащиеся хорошо справляются с самостоятельной работой по учебнику. Но при выполнении творческих работ, написании изложений, сочинений, контрольных диктантов допускают ошибки.
Это объясняется, прежде всего, тем, что при работе со словом ученики совершают путь от правила к слову. При написании изложений и сочинений, при работе над связным текстом, при контрольном диктанте мысль ученика должна проходить путь от слова к правилу, от текста ко многим правилам. А ученик просто не видит тех мест в слове, где нужно применить то или иное правило. Именно поэтому вся работа должна быть направлена на развитие орфографической зоркости.
Система Москаленко позволяет организовать обучение с обратной связью. Громко речевая, графическая и предметная деятельность учащихся на уроке позволяет учителю судить о знаниях, умениях и навыках учеников. При этом процесс обучения становится открытым, хорошо управляемым, коллективным.
Большое место в процессе обучения Москаленко отводил работе с настенными таблицами, на которых представлены грамматические структуры, как он их условно называл «пучки» правил. Для уроков русского языка у меня заготовлены таблицы ко всем крупным темам: «Склонение имён существительных», «Склонение имён прилагательных», «Спряжение глаголов». По этим таблицам я работаю уже не один год. Даже самый слабый ученик может провести выборочное комментирование, так как алгоритм комментирования и правило у него перед глазами. Приведу пример одной из таких таблиц.
Три склонения имён существительных.
Падежи, вопросы | 1-е скл. ж.р. и м.р. на «а», «я» | 2-е скл. м.р. нул. ок. с.р. на «о», «е» | 3-е скл. ж.р. с ь на конце | Мн. число. |
И.п. кто? что? | лиса земля | грач поле | площадь | ы, и, а, я |
Р.п. кого? чего? | лисы земли | грача поля | площади | нул, ов, ев, ей |
Д.п. кому? чему? | лисе земле | грачу полю | площади | ам, ям |
В.п. кого? что? | лису землю | грача поле | площадь | ы, и, а, я, ей |
Т.п. кем? чем? | лисой землёй | грачом полем | площадью | ами, ями |
П.п. о ком? о чём? | о лисе о земле | о граче о поле | о площади | ах, ях |
Стадии сокращенного объяснения правописания окончаний имен существительных:
в деревне – деревня, ж.р., на «а», «я», 1-е склонение, предложный падеж, окончание «е»;
в деревне: 1-е склонение, предложный падеж, окончание «е»;
в деревне: 1-е, предложный, окончание «е».
Константин Александрович считал, что каждый урок надо заканчивать творческой работой. Запись хотя бы 2-3 предложений, но совершенно самостоятельно. Детские сочинения помогают лучше узнать внутренний мир ребёнка, ломают утвердившееся деление на слабых и сильных, раскрывают неожиданные возможности учащихся.
Таким образом, разработанные Москаленко пути повышения эффективности урока продолжают оставаться актуальными для современной школы и с успехом применяются в практике работы учителей начальных классов.