Мастер-класс « Цифровые образовательные ресурсы как фактор повышения качества образования » (заседание методического объединения учителей).
Романтеева Татьяна Викторовна,
учитель ИНО, руководитель ШМО гуманитарных наук МОУ «СОШ с. Терновка имени А.П. Калашникова»
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.»
Киплинг
Как вы понимаете «качество образования»?
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического и юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п.2.29).
Что такое «цифровая образовательная среда»?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
«Качество обучения определяется такими факторами как высокая компетентность педагогических работников, использование новейших педагогических технологий»
Бабакова Т.А. (советский и российский ученый-педагог).
«Цифровая образовательная среда – это, прежде всего, проверенный электронный контент для повышения качества традиционного образования».
Сергей Кравцов
Цифровая образовательная среда включает :
- комплекс информационных образовательных ресурсов,
- цифровые образовательные ресурсы,
- совокупность технологических средств ИКТ: *компьютеры,
*иное ИКТ-оборудование,
* коммуникационные каналы,
* систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение.
Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС) для обучающихся?
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- использование индивидуального обучения;
- повышение интереса к обучению;
- улучшение результатов освоения образовательной программы;
- развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
- гибкий график учебы;
- интерактивное взаимодействие с обучающей средой, доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;
- расширение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС) для родителей?
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС) для учителей?
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика;
- получение дополнительных возможностей для саморазвития;
- расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Что должен уметь делать современный преподаватель в области цифровой образовательной среды?
-уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, Интернета в соответствии с поставленными образовательными задачами;
- уметь устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеет методами создания электронного дидактического материала;
-уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;
-уметь выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для образовательного процесса;
-эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);
-уметь формировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;
-организовать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживать учебный процесс.
Платформы, коллекции ЦОС и ресурсы Интернет
ЯКласс, Skysmart – платформы для создания тренировочных работ и домашних заданий. Есть обширный банк готовых упражнений и возможность создания собственных заданий. Но здесь придется вложиться материально, т. к. это платный сервис.
Moodle - это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Используя Moodle можно создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п.
Ведущие образовательные онлайн-сервисы России, представленные на платформе ЦОК:
- «1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11 классов по учебным предметам школьной программы;
- «Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного (подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;
- «Мобильное электронное образование » - цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсами;
- «Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций;
- «Globallab» - цифровая образовательная среда совместной проектной и
- исследовательской деятельности;
- « IBLS » - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;
- « iSMART » - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому языку и математикае (1-4 класс);
- « NativeClass » - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;
- «Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа (математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;
- «UCHi.ru» - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика, русский язык, английский язык)Хочу отметить, что занятия на этой платформе влияют позитивно на развитие предметных знаний и межпредметных навыков учащихся а также способствуют росту интереса к школьным дисциплинам. На Учи.ру учитель получает детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность.
- - https://ege.sdamgia.ru/ образовательный портал для подготовки к экзаменам;
- - https://konstruktortestov.ru/ бесплатный конструктор тестов;
- - https://multiurok.ru образовательная площадка для учителей;
- - https://fipi.ru/ федеральный институт педагогических измерений;
- - https://infourok.ru ведущий образовательный портал России;
- - https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа;
- - https://uchi.ru/ интерактивная образовательная онлайн-платформа;
- - https://www.mathway.com/ru/Graph графический калькулятор.
Преимущества:
- Эффективность обучения;
- Индивидуализация обучения;
- Повышенная мотивация обучения;
- Самостоятельность при выполнении работ
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Эффект обратной связи;
- Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
- Повышение интереса к изучаемому предмету.
Недостатки:
- Нарушение зрения;
- Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
- Компьютерная радиация;
- Компьютерная зависимость.
Вывод
Благодарю всех за активное участие в работе Круглого стола!