«Рассмотрено» Руководитель МО Т.И.Маркелова ____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «______»____________201__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 75 » О.В.Новикова ____________/______________/ ФИО «__»____________201__г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № 75 » А.Н.Алтунин ____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____201__г. |
Цикл уроков
Сафарова Рената Ростямовича
Учитель 1-й категории
профориентационной направленности с использованием метода погружения.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»__________201__ г.
2016 - 2017 учебный год
Цикл уроков по истории в 5 классе профориентационной направленности с использованием метода погружения.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является циклом уроков по истории Древнего мира в 5 классе профориентационной направленности с использованием метода полного погружения. Представляет собой разработанные уроки истории в 5 классе рассчитанной на учебную программу с нагрузкой 68 часа в год (2 час в неделю) по УМК издательства «Просвещение» (Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин,, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая; под ред. А.А. Искандерова – 2 изд. – М.: Просвещение, 2012. 303 с.: ил., карт).
Следует отметить, цикл уроков могут использовать и учителя занимающиеся по УМК других издательств, прошедших экспертизу и одобрение соответствующих органов).
Форма реализации методической разработки – уроки во время образовательного процесса.
Задачи:
Педагогические:
1) дать возможность самовоспитания и саморазвития через «примеривание на себе» исторических костюмов, масок, ситуаций (в том числе и в изучении тех исторических тем, где учащиеся могут почувствовать себя представителями профессий прошлого и сравнить их с современными получив определенные знания о них;
2) создать атмосферу для свободного творчества, через метод исторического погружения, в том числе и работе профориентационной направленности.
Профориентационные:
Дать знания и сформировать представления о профессиях далекого исторического прошлого сравнивая их с современными;
2) Раскрыть социальные, экологические, технологические и психологические стороны данных профессий;
3) формировать положительное отношение к труду;
4) сформировать стойкие профессиональные интересы и правильно
мотивированных профессиональных намерений.
Психологические:
1) создать особую психологическую атмосферу , в которой как учитель так и ученик будут совместно проживать, и при определенных условиях не изучать исторические события и факты, не «проходить» их, а примерить на себе и переживать;
2) создавать психологические условия, при которых ученик получает возможность через исторические знания (погружение), связанные с тематикой
профессий прошлого, примерить их на себя и путем сравнения соотнести с современными.
Метод, используемый на уроках – тематическое историческое «погружение» или «погружение в образ». Данный метод применяется на занятиях по иностранному языку, однако он может быть применен и на урока истории. Данный метод обладает высокой мотивационной составляющей, позволяющей передать учебный материал урока в полном объеме. Дает возможность ученикам пропустить через себя, что гарантирует качественное усвоение материала. При этом поддерживая особую психологическую атмосферу в образовательном процессе.
Следует отметить активность учащихся и рост их творческого потенциала. Что касается групповой работы, то при использовании метода исторического погружения появляется возможность коллективно использовать весть интеллектуальный потенциал группы.
Возрастные особенности – 10-11 лет.
Переходный период от младшего к подростковому возрасту, который связан с развитием чувства взрослости. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Поэтому очень важно правильно подобрать методы и технологии работы на уроках с возрастом детей 5-6 классов. И метод погружения хорошо подходит для использования его на уроках истории. Он не нарушая качество восприятия и изучения исторического, сохраняет качественную мотивацию и психологическую комфортность на уроке
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор раздаточный материал (иллюстрации и текст).
Методические рекомендации педагогам: важно обратить внимание на несколько аспектов:
1) Обязательно учитывать психологические особенности возраста
учащихся, когда еще они маленькие, но уже имеют понимание своего взросления. Поэтому использование данного комплекса уроков требует к себе особого внимания;
2) Применение метода «погружения» на уроках истории обязательно
принесет свои плоды в мотивационной сфере и создаст особый психологический комфорт, поэтому его использование высоко эффективно на данных уроках;
3) профориентационная направленность уроков создает свой колорит и
привносит в ведение урока элементы творчества и формирование личностных качеств. Знакомя с разными историческими событиями и фактами формируем интерес к истории как науке, развиваем познавательное и позитивное отношение к профессиям, даем возможность понять что есть профессионализм и мастерство. Возможно учащиеся «примерят» на себя те профессии и занятия, которые предлагаются для изучения на уроках истории.
Технологическая карта урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: "Культура древних египтян". (что значит быть профессионалом)
Цель: познакомить учащихся с искусством и знаниями древних египтян.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний; Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями иероглифы, пирамиды, папирусный свиток, сфинкс.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная. Средства обучения: проектор, презентация, учебник, иллюстрации и карточки для групповой работы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветственное слово учителя | Приветствие учащихся. У учащихся на столах раздаточный материал |
Постановка цели урока, мотивирование | Учитель: «однажды к старцу пришел его послушник и спросил: - Отче, объясни мне, почему я, имеющий такие же глаза как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты. Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись, на незнакомом для послушника языке. Развернув его он сказал, - Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание ответил: - Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал: - На самом деле перед тобой – записка египетского купца – я знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык. Не нужно бояться своего незнания, нужно бояться своего нежелания узнать что- то новое». Внимание на экран. | |
Выявление темы через создание проблемной ситуации, актуализация знаний. | Учитель: Давайте все вместе посмотрим на экран. Что же там изображено? Изображены пирамиды египетские статуи, папирус, письменные принадлежности. Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем уроке? Что интересного мы можем узнать? | Ответы учащихся Учащиеся формулируют тему: «Культура древних египтян». |
Актуализация знаний. Планирование деятельности, целеполагание. | Учитель: Внимание, представьте что вы жители Древнего Египта и являетесь представителями разных профессий и направлений культуры(архитектура, скульптура, письменность, медицина). Какими качествами должны обладать представители этих профессий. Какими правилами должны руководствоваться они в своей профессии, чтобы стать настоящими профессионалами. | Разделение учащихся на группы. 1-я группа: архитектура; 2-я группа: скульптура; 3-я группа: медицина; 4-я группа письменность. Группы составляют класстеры. |
Физ. минутка (пауза релаксация) | Учитель : Давайте передохнем | выполняют разминочные движения |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Учитель: сейчас вы будете работать в группах анализируя исторические документы и материал учебника определите каковы были культурные достижения египтян, с какими трудностями они столкнулись, и вклад египтян в мировую культуру. | Работа в группах |
Выражение решения, применение нового знания | Учитель : А теперь давайте станем а мудрецами Древнего Египта. Чтобы ваши знания не потерялись, вам нужно передать их в наставлении будущим поколениям «Чтобы стать профессионалом, нужно быть….» (написать 5-7 качеств). | Учащиеся придумывают послания и записывают их на отдельных листочках- папирусах |
Рефлексия деятельности | Итак, мы с вами познакомились с интересными профессиями Древнего Египта и их возможностями. Что на ваш взгляд было поучительного именно для вас, как вам это пригодится в будущем, чтобы стать настоящим специалистом и профессионалом. Создайте копилку качеств настоящего профессионала. А теперь вспомните притчу – Можете ли вы признаться себе в том, что вы чего-то не узнали на этом уроке и хотите узнать еще? Давайте нарисуем круг – это будет наш смайлик. Какой он будет – веселый или грустный – решать вам. А улыбку или грусть напиши словом ( улыбка – «весело», грусть – «скучно»). | Отвечают на вопросы. Ученики формулируют мысль и записывают ее на изображении круга- смайлика (либо слово «весело» - радостный смайлик; либо слово «скучно» - грустный смайлик. |
Домашнее задание | П. 11-12. Составить рассказ: на выбор от имени (архитектора, скульптор, писец, врач.) | Ученики записывают в дневниках д\з |
Технологическая карта урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: "Финикийские мореплаватели" (Без мастерства нет успеха в любой профессии.)
Цель: познакомить учащихся с финикийскими мореплавателями, мастерами своего дела.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать
факты и понятия; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями Финикия, Ливанские горы, благовония, пурпур, колонии, Карфаген, алфавит.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, иллюстрации и карточки для групповой работы.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветственное слово учителя: | Приветствие учащихся. У учащихся на столах раздаточный материал |
Постановка цели урока, мотивирование | Учитель: Для начала расскажу вам одну историю: ... Великое искусство — научить тому, что для тебя уже давно элементарно и просто. Без криков и понуканий, без нарочитых демонстративных исправлений и обид. Что же такое мастерство? Это умение делать что-либо с минимальными затратами и максимальным качеством. Во все времена великие мастера прославляли свои страны и народ, создавая новые ткани, украшения, благовония и другие шедевры. Мы и по сей день пользуемся открытиями и идеями мастеров тех времен. Внимание на экран. | |
Выявление темы через создание проблемной ситуации, актуализация знаний. | Учитель: Давайте все вместе посмотрим на экран. Что же там изображено? Изображены изделия из золота, сосуды для благовоний, пурпурные ткани, финикийские корабли и алфавит. Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем уроке? Что интересного мы можем знать? | Ответы учащихся. Учащиеся формулируют тему: «Финикийские мореплаватели» |
Актуализация знаний. Планирование деятельности, целеполагание. | Учитель: Представьте, что вы попали в город финикийских мастеров – Библ. Перед вами шедевры которые вы создаете: корабли, украшения, благовония и ткани. Поделитесь тем мастерством, которым вы обладаете. Перед вашими группами лежат древние таблички: впишите в них те качества и мастерство, которыми вы обладаете строя корабли (1я группа), создавая украшения (2я группа) и изготовляя красивые ткани и благовония (3я группа) | Ответы учащихся. |
Физ. минутка | Учитель: Давайте передохнем. | Учащиеся выполняют разминочные движения |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Учитель: Давайте продолжим работу в городе мастеров и поделимся друг с другом, и объединим наши общие качества, присущие всем мастерам своего дела. | Работа в группах |
Выражение решения, применение нового знания. | Создавая корабли, вы непременно отправлялись в долгие плавания и торговали своим товаром в других городах и странах. Разделитесь на пары и разыграйте сценку продажи/покупки товара | Совместная работа в парах |
Рефлексия деятельности | Учитель: Итак, мы с вами познакомились с интересными фактами из жизни древней Финикии, ее мастеров, мореплавателей, торговцев. Все они были, как вы уже поняли, мастерами своего дела. Что нового узнали на уроке? Как по вашему мнению могла в дальнейшем развиться торговля финикийскими товарами, предположите и сравните с реальными историческими фактами. А теперь я предлагаю вам создать свою копилку качеств настоящего мастера (самого себя). Определим, что было важного на уроке, что трудного, а что интересного. Было ли комфортно на уроке? И Каждое определение записываем на каждом лепестке 4листного клевера (цветок удачи). | Ученики формулируют мысль и записывают на изображении соответствующего лепестка клевера |
Домашнее задание | П.15 подготовить сообщение «Путешествие финикийских мореплавателей» | Записывают домашнее задание |
Технологическая карта урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: "В афинских школах и гимнасиях" ( Ищите своего Учителя и Наставника. Он поможет вам найти дорогу к вашей цели.)
Цель: познакомить учащихся с системой образования в Древней Греции.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать
факты и понятия; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями палестра, гимнасия, красноречие, стиль, педагог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, иллюстрации и карточки для групповой работы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветственное слово учителя: | Приветствие На столах лежит Раздаточный материал |
Постановка цели урока, мотивирование | Учитель: Для начала расскажу вам одну историю: «Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю.. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”. Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”. Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”. На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель». Так какова же роль учителя в Жизни каждого человека? Каждый ли человек может быть учителем? Внимание на экран. | |
Выявление темы через создание проблемной ситуации, актуализация знаний. | Учитель: Давайте все вместе посмотрим на экран. Что же там изображено? Изображены дощечки, покрытые воском; фото «В палестре»; Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем уроке? Что интересного мы можем знать? | Ответы учащихся Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока «В афинских школах и гимнасиях» |
Актуализация знаний. Планирование деятельности, целеполагание. | Учитель: Перед вами конверты с подсказками, в которых в узнаете, что древнегреческий учитель преподавал своим ученикам и чему учил педагог в древнегреческих палестрах. Представьте себя учителем или педагогом палестры. Как вы думаете какими качествами вы должны обладать? (делятся на команды). Много ли вы можете дать знаний своим ученикам? | Учащиеся открывают конверты, отвечают на поставленные вопросы. |
Физ. минутка | Учитель: Давайте немного передохнем | Учащиеся выполняют разминочные движения |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Учитель: Ну что педагоги, отдохнули? Теперь давайте ответим на вопрос: - Как вы думаете, что общего и в чем разница у вас, учителей Древней Греции и учителей нашего времени. Составьте сравнительную таблицу. | Ответы учащихся Составление таблицы |
Выражение решения, применение нового знания. | Учитель: А теперь вернемся в нашу школу. Внимание на экран! Перед вами изображение современной школы, но в ней пустые окна и кабинеты. Заполните их теми названиями занятий, которые вы ежедневно выполняете в ней (не предметы, а действия). А как вы думаете, как выглядели древнегреческие гимнасии? | Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом |
Рефлексия деятельности | Учитель: Итак, мы с вами познакомились с интересными фактами из жизни и деятельности учителей и учеников Древней Греции, древнегреческих палестры и гимнасии. Обратите внимание на карточки на ваших столах, там изображена фигура человека (учителя), а рядом с ней пустые квадраты. Впишите в них те качества, которые надо «одеть» человеку, чтобы стать мудрым учителем. А вы хотите им стать? Вспомните притчу. Быть учителем очень ответственно, ведь мало иметь знания, важно правильно указать дорогу своим ученикам, зажечь звезду в сердце каждого. Теперь давайте нарисуем звездочку. Предлагаю вам вспомнить нашу работу на уроке: по очереди на каждом лучике | Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом Рефлексия деятельности учащихся пишем – что же было важного? Интересного? Что понравилось? Что НЕ понравилось? Что хотелось бы узнать еще? |
Домашнее задание. Д/З | П. №38 в учебнике, вопросы после параграфа; презентация | Записывают в дневники |
Список использованной литературы:
1. Волков А.В. Загадки Финикии. - М., Вече, 2004.;
2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М., Просвещение, 2003.;
3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1996.;
4. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. - М., Просвещение,
2001.;
5. Атлас древних цивилизаций мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000;
6. Большая историческая энциклопедия школьника: ранние цивилизации. - М.:
РОСМЭН, 1996.;
7. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.: пособие для учащихся общеобразоват.уч.-М.:Просвещение,2000.;
8. Древний Восток: книга для чтения под.ред.В.В.Струве.-М.:Просвещение,1958.;
9. Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том 1.-М.: “Аванта +”,1993.;
10.Бергман К. Урок истории // Ярославский педагогический вестник, ГПУ им.
Ушинского(компьютерная версия). 1999.;
11.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М. : ИНТОР, 1999.;
12.Ибрагимов Г. Опыт концентрированного обучения в школе. // Народное
образование. -1992. -№ 4 - С. 27-31.;
13.Ибрагимов Г. Опыт концентрированного обучения в школе. // Народное
образование. -1992. -№ 4 - С. 27-31.
14. Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное
пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера»,
2000.;
15.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.;
16.Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.;
17.Е.Е.Смирнова. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
Отзыв
Уроки показали, что используемые формы и методы позволили учащимся на высоком уровне усвоить данную тему, проявить свое творчество через исследовательскую, проектную деятельность, расширить кругозор, подготовили их к усвоению последующих тем курса.