Цикл занятий «Увлекательные путешествия в профессию»
Профориентационные мероприятия
Автор: Полюхович Ольга Петровна,
МБОУ СОШ № 2,
учитель начальных классов,
mail: [email protected]
Ханты-Мансийск -2024 г.
Пояснительная записка
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. Родители детей с самого начала следят за интересами и способностями своего ребенка, пытаясь определить его профессиональное будущее. Обучение в школе позволяет ребенку проявить избирательное отношение к различным учебным предметам. Младший школьник еще не сталкивается с проблемой выбора профессии, но поскольку профессиональное самоопределение связано с развитием личности на каждом возрастном этапе, младший школьный возраст считается подготовительным и закладывает основы для будущего профессионального самоопределения. Представления ребенка 7-10 лет о профессиях ограничены его небольшим жизненным опытом, но в современном мире существуют тысячи видов трудовой деятельности. Ориентирование в этом многообразии является важным элементом социальной адаптации ребенка.
В наше время мир ставит перед людьми и цивилизациями множество важных и сложных задач. Одна из них - проблема профессиональной ориентации учеников младших классов в образовательном процессе. В настоящее время существует множество методик и форм работы по профориентации старшеклассников. Однако в условиях быстро меняющейся экономики возникает необходимость в проведении профориентационной работы уже с учениками младших классов. Особенность такой работы не в том, чтобы подвести детей к выбору конкретной профессии, а в развитии их внутренних психологических ресурсов. В начальной школе, где учебно-познавательная деятельность является ведущей, необходимо расширять представление детей о различных профессиях. В процессе развития ребенок накапливает разнообразные представления о мире профессий, и хотя некоторые аспекты профессиональной деятельности могут быть трудными для понимания, в каждой профессии можно выделить область, которую можно представить на основе конкретных примеров и жизненных ситуаций. Этот этап закладывает основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
В рамках проекта «Культура для школьников» и в соответствии с программой воспитания МБОУ СОШ № 2 в 4 Б классе реализуется цикл занятий «Увлекательные путешествия в профессию», направленных на выявление предпочтений обучающихся в области профориентации.
Проект “Культура для школьников” - это образовательный проект, который направлен на приобщение детей и подростков к культурному наследию страны. Цель проекта - помочь детям лучше понять и оценить культуру своей страны, развить их творческий потенциал и расширить кругозор. В рамках этого проекта проводятся различные мероприятия, направленные на приобщение детей к культурному наследию. Проводятся экскурсии в музеи и театры, где дети могут познакомиться с историей и культурой своей страны. Также проводятся лекции и мастер-классы от известных деятелей культуры, которые рассказывают о своих профессиях и учат детей новым навыкам. Кроме того, проект “Культура для школьников” помогает развивать творческий потенциал детей, организуя конкурсы и фестивали детского творчества.
Цель цикла занятий: создание образовательной среды, которая будет богата возможностями для реализации потенциала обучающихся через развитие их интереса к различным сферам деятельности.
Задачи:
Провести обзор различных профессий и их особенностей, чтобы обучающиеся могли получить представление о разных видах деятельности и понять, какие из них могут быть им интересны.
Стимулировать обучающихся к исследованию своих интересов и склонностей, чтобы помочь им определить возможные направления для будущей карьеры.
Воспитывать у обучающихся уважение к труду и представителям различных профессий, подчеркивая важность каждой профессии для общества.
Поддерживать развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, предоставляя возможности для исследований, экспериментов и самовыражения.
Содействовать формированию у обучающихся нравственных качеств, таких как эмпатия, сострадание, уважение к другим, через обсуждение и примеры из разных профессиональных областей.
Учить обучающихся важным составляющим здорового и безопасного образа жизни, предоставляя информацию о последствиях различных действий и обсуждая, как можно улучшить свое здоровье и благополучие.
Цикл занятий «Увлекательные путешествия в профессию» в начальной школе может проводиться с использованием различных форм работы, таких как:
Уроки и беседы о различных профессиях.
Внеклассные занятия.
Профориентационные игры. Конкурсы рисунков.
Экскурсии на различные предприятия и организации.
Встречи с представителями разных профессий.
Проведение практикумов и мастер-классов по различным профессиям.
План занятий «Увлекательные путешествия в профессию»
№ | Название занятия | Сроки проведения | Ссылки на проведенные мероприятия и разработки занятий. |
1 | 1.Знакомство с новыми профессиями на платформе «Атлас новых профессий» 2.Профориентационные игры «Все профессии важны» | Сентябрь | Атлас новых профессий (vk.com) ) https://docs.google.com/document/d/19MY-ky7m16w83AOBycWdNvAmB9FD_LPt/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true |
2 | Экскурсия в кернохранилище. Знакомство с профессией геолога. | Октябрь | https://docs.google.com/document/d/1fNfpLHaDF8cNEvxe2ZZm-3q16UbhhKDl/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true Школа №2 . Х-М (vk.com) |
3 | Внеклассное занятие «Этот удивительный мир книг. Знакомство с профессией библиотекарь». | Ноябрь | https://vk.com/wall-173634781_3297 |
4 | Встречи с представителями разных профессий: Педагог-организатор. | Декабрь | https://docs.google.com/presentation/d/1qEy8Oi_TjwSI_jv_TUyjF61w8beXzQqg/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true |
5. | Встречи с представителями разных профессий: Кто такой логопед? | Январь | https://docs.google.com/presentation/d/1zJY9GY_WPH7QAvXFrXgFDPhp4kpAvNCf/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true |
6 | Экскурсия в аэропорт. Встреча с сотрудниками пограничной службы ФСБ России поста пограничного контроля «Ханты-Мансийск – Аэропорт». | Февраль | https://vk.com/wall-173634781_3428 |
7 | Встреча с писателями народов ханты, манси. | Март | Школа №2 . Х-М (vk.com) |
8 | Экскурсия «Профессия -пожарный» | Апрель | https://docs.google.com/presentation/d/18nXLl0MzarAgOLUmCBVlHXkT-TQCJSfC/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true |
9 | Внеклассное занятие «Полицейский всегда поможет». | Май | https://docs.google.com/document/d/1TZrOstYCONppwvnNH80ZDAK684iJWnUg/edit?usp=sharing&ouid=106410239967096337518&rtpof=true&sd=true |
Ожидаемый результат:
Понимание детьми своих интересов, склонностей и способностей.
Развитие навыков, необходимых для успешного обучения в будущей профессии.
Формирование представлений о различных профессиях и их значимости в обществе.
Помощь в выборе дополнительных занятий, соответствующих интересам и способностям ребенка.
Повышение уровня мотивации к обучению и саморазвитию.
Цикл занятий «Увлекательные путешествия в профессию» составлен с использованием материалов платформы «Атлас новых профессий». ( Атлас новых профессий (vk.com) )