Тема урока: Цветки, плоды и семена.
Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенностях цветков, плодов и семян.
Задачи урока:
Обучающие:
раскрыть особенности строения цветков, плодов и семян; расширить знания о многообразии цветков, плодов и семян, их значении в природе и жизни человека.
Развивающие:
продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, дополнительной литературой, развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.
Методы обучения: частично-поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ.
Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, ИКТ, технология критического мышления, игровая.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник «Биология. Живой организм 6 класс», компьютер, мультимедийный проектор, модель по ботанике «Цветок яблони», таблицы «Строение цветка», «Плоды», раздаточный и информационный материал.
Планируемые результаты обучения:
Предметные умения: должны уметь: описывать строение цветков, плодов и семян, их значение в природе и жизни человека; находить различия в строении семян однодольных и двудольных растений; приводить примеры однополых, двуполых цветков, соцветий, сухих или сочных плодов.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
познавательные:
общеучебные: использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации); формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; осваивать приемы исследовательской деятельности;
коммуникативные: активно слушать одноклассников и понимать их позицию; строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре; находить ответы на вопросы, формулировать; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументировать свою позицию;
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать свой ответ, свою работу, работу одноклассников.
Личностные умения: проявлен6ие интереса к изучению природы методами естественных наук, ответственного отношения к природе.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку: Здравствуйте ребята! | Показывают свою готовность к уроку |
2 | Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока. | Зачитывает стихи. Весной в природе пробуждение, Пора чудес, пора цветения. Где почки были, там цветки, Благоухают лепестки. Цветут береза, и осина, И дуб, и тополь, и рябина. Цветут пшеница с кукурузой, Фасоль. Картофель и арбузы. А есть прекрасные растения, и имя им дано-цветы. Растут они для украшения. И любим их и я, и ты. Фиалки, ландыши, ромашки, Гвоздики, розы, васильки Мы любим их, как любим сказки. Ах, как красивы их цветки! | Слушают стихи и поясняют их смысл. Записывают в тетрадь тему урока. |
3 | Изучение нового материала | 1.Предлагает учащимся распределиться на группы: класс делится на три группы; 2.Задание каждой группе: 1 группа изучает строение цветка: доказать, что цветок – это видоизмененный побег (Приложение 1); 2 группа изучает плоды: доказать, что цветок - это орган размножения (Приложение 2); 3 группа изучает семена: доказать, что из частей цветка образуется семя, окруженное плодом (Приложение 3). | 1.Распределяются в группы. Планируют работу и выполняют задания в группах. |
| | Предлагает рассмотреть слайд с изображением частей цветка. Использует материалы ЦОР для рассказа о цветках и соцветиях. | Представитель 1 группы выступает с отчетом. |
| | Предлагает посмотреть материалы ЦОР «Образование плодов и семян» | Представитель 2 группы выступает с отчетом. |
| | Предлагает посмотреть материалы ЦОР «Строение семян» | Представитель 3 группы выступает с отчетом. |
4 | Осмысление и первичное закрепление знаний | 1.Читает продолжение стиха: Рассмотрим крупные цветки. Вот венчик-это лепестки. Бывает он окраски разной- Лиловый, желтый, белый, красный. А чашелистики снаружи Для венчика защитой служат. Ведь если чашечка закрыта, Тогда и лепестков не видно. Цветок имеет цветоложе, Еще бывает цветоножка. А в центре-пестик и тычинки Качаются на нитях длинных. Они в цветке все важнее. В нем завязь, столбик, а на нем Мы рыльце липкое найдем. Тычинки образуют круг, Им пестик самый первый друг. Тычиночная нить и пыльник- Вот все строение тычинок. Ветер дунет на тычинки, Невесомые пылинки Сразу в пестик попадут, Опыленьем то зовут. Плод вместо завязи теперь. А в нутрии что там? Проверь! Что внутри плодов найдем- Семенами назовем. Значит, и для размножения, А не только для цветения Или лишь для красоты У растений есть цветки. | *У каждого ученика рисунок цветка. *Перед представителем группы модель цветка яблони. *Вовремя чтения стихотворения учителем, представители групп показывают части цветка, после этого ученики обозначают на рисунке цветка данные части. *работа в оценочных листах ученика. |
| | Учитель наблюдает за работой групп. | Ученики в группах обмениваются заданиями –выставляют баллы. |
| | Ведет диалог с учащимися, формулирует выводы: -в пестике происходит слияние двух половых клеток. -В дальнейшем клетка – зигота путем деления превращается в зародыш нового поколения. -Вокруг зародыша образуется ткань, богатая питательными веществами (эндосперм). -Семя – это образование зародыша и эндосперма покрытое семенной кожурой. -Сверху семя покрыто плодом, образованным стенками пестика. | Вместе с учителем формулируют основные понятия урока |
5 | Рефлексия и домашнее задание | Подводит итоги работы на уроке | Обсуждают ответы друг друга, выставляют баллы за урок |
| | Формулирует домашнее задание: повторить материал 6 параграфа и сделать записи в тетрадях, используя вопросы на стр. 49. | Записывают домашнее задание |
Приложение.
Задание для 1 группы.
Задание 1. Доказать, что цветок – это видоизмененный побег В учебник на стр. 44 рисунок цветка. Рассмотрите внимательно. Прочитайте текст учебника на стр. 45 о строении цветка. Каждому выделенному понятию устно дайте определение. Сравните модель цветка яблони с рисунком учебника. Заполните таблицу « Порядок расположения частей цветка»  Вчитайтесь в слова стихотворения и сделайте вывод: цветок –это видоизмененный побег. Рассмотрим крупные цветки. Вот венчик-это лепестки. Бывает он окраски разной- Лиловый, желтый, белый, красный. А чашелистики снаружи Для венчика защитой служат. Ведь если чашечка закрыта, Тогда и лепестков не видно. Цветок имеет цветоложе, Еще бывает цветоножка. |
Задание 2 группы.
Задание. Доказать, что цветок - это орган размножения 1. В учебник на стр. 45 прочитайте второй абзац, который начинается словами «Главная часть цветка… Каждому выделенному понятию устно дайте определение. Сравните модель цветка яблони с рисунком учебника «Строение цветка». На схеме стрелками соедините прямоугольники правой и левой части для пестика и тычинки.  5.Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос – Из какой части цветка образуется плод и семена? Рассмотрим крупные цветки. Вот венчик-это лепестки. Бывает он окраски разной- Лиловый, желтый, белый, красный. А в центре-пестик и тычинки Качаются на нитях длинных. Они в цветке все важнее. В нем завязь, столбик, а на нем Мы рыльце липкое найдем. Тычинки образуют круг, Им пестик самый первый друг. Тычиночная нить и пыльник- Вот все строение тычинок. Ветер дунет на тычинки Невесомые пылинки. Сразу в пестик попадут, Опыленьем то зовут. Плод вместо завязи теперь. А в нутрии что там? Проверь! Что внутри плодов найдем- Семенами назовем. |
Задание для 3 группы.
Задание. Доказать что из частей цветка образуется семя, окруженное плодом 1. В учебник на стр. 46 прочитайте второй абзац, который начинается словами «Теперь давайте познакомимся со строением семени… Каждому выделенному понятию устно дайте определение. Предложите свой вариант классификации плодов, используя рисунки на странице учебника46 и 47 Обозначьте на рисунках части семян  Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: Из какой части цветка образуется плод и семя? Рассмотрим крупные цветки. В нем завязь, столбик, а на нем Мы рыльце липкое найдем. Тычинки образуют круг, Им пестик самый первый друг. Тычиночная нить и пыльник- Вот все строение тычинок. Ветер дунет на тычинки, Невесомые пылинки Сразу в пестик попадут, Опыленьем то зовут. Плод вместо завязи теперь. А в нутрии что там? Проверь! Что внутри плодов найдем- Семенами назовем. Значит, и для размножения, А не только для цветения Или лишь для красоты У растений есть цветки. 6.На модели цветка яблони покажите завязь и семязачаток. |
Оценочный лист ученика
По теме: Цветки, плоды и семена.
Фамилия ученика______________________________________________
Задание | Балл |
Какое строение имеет цветок? Подпишите на рисунке части цветка.  Что такое соцветие? | *9баллов кто проверял |
Из какой части цветка образуются плод и семена? Что такое опыление? Подпишите на рисунке стенки завязи и семязачатки.  | *3балла кто проверял |
По рисункам плодов на страницах 46 и 47 заполните таблицу «Классификация плодов растений» плоды | Количество семян в плодах | одно | много | сочные | | | сухие | | | | *16баллов кто проверял |
Обозначьте на рисунках части семян  Какие растения называют однодольными и двудольными? | *8 баллов кто проверял |
Всего баллов | |
30баллов - 5;
26баллов – 4;
20баллов - 3.
Контрольный лист группы №_____________
Капитан группы________________________
Фамилия имя ученика | Баллы за задание |
| |
| |
| |
| |
| |