СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветы, цветы как много в этом слове…

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему "Цветы,цветы как много в этом слове".

Цель данной работы : проанализировать использование мотивов и образов цветов в русской литературе 19-века.

Просмотр содержимого документа
«Цветы, цветы как много в этом слове…»

Проект «Цветы, цветы как много в этом слове …»



С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. Не только древние авторы, но и поэты, и писатели более поздних эпох затрагивали эту тему в своих произведениях. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь.

Таким образом, чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, нужно знать "язык цветов", их символический смысл, подтекст. После проведения социологического опроса, к сожалению, приходится констатировать, что немногим из подростков, да и из людей старшего возраста знаком «язык цветов», мало кто знает, почему именно так называются его любимые цветы, в каких произведениях раскрыты образы, какие легенды, поверья с ним связаны. Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Почему в разных территориях нашей страны люди по-разному называют одни и те же цветы? Какова их символика? Как соотносится цвет с образом в литературе? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева? Решению этих вопросов и посвящен наш проект.

Вопросы определили цель работы: проанализировать использование мотивов и образов цветов в русской литературе XIX-ХХ вв. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:1. Проследить сложную судьбу обычных слов (названий цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа; 2. Рассмотреть мифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов и образов цветов в литературе. 3. Исследовать "язык цветов". 4. Выявить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в русской литературе (поэзии и прозе) и живописи.5. Определить значение цветов в судьбе и творчестве известных людей России.



В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов. Рассмотрим некоторые поэтические названия цветов, выявим их происхождение, определим значение образов цветов в произведениях художественной литературы.

Главным источником практической части исследования стали тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах. В данной работе мы попытались проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов, пришли к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок-ландыш. Исследуя язык цветов, выяснили, что в течение многих веков на Востоке он использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной. В дальнейшем нам хотелось бы продолжить работу над этой темой, рассмотреть значение образов цветов в литературе XX века и определить, продолжаются ли в ней традиции писателей и поэтов XIX века.














 



Использованные источники:

Литература:

1.Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3.

2.Даль В.И. "Толковый словарь живого великорусского языка", том I-IV, М., 1998 год.

3.Золотницкий Н.Ф. "Цветы в легендах и преданиях". - М., 1991.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд.,РАН,Институт русского языка имени В.В.Виноградова.- м.:Азбуковник,1999.

5.Смирнова Н.В. Цветок в русской лирике начала XIX века.- Ек.: Издательство Уральского университета, 2003.

6.Энциклопедия эмблем и символов.-М.: Норма, 2000.

Ресурсы Интернета:

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/

http://flowers-nsosh3.ucoz.ru/index/mify_i_legendy_o_cvetakh/0-14