СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветы в литературе,в нашей жизни.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для внеклассного мероприятия по литературе в форме литературной гостиницы,сообщающий о значении цветов в жизни человека,в литературе.История происхождения некоторых цветов.Роль цветов во время Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Цветы в литературе,в нашей жизни.»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по литературе


внеклассное мероприятие на тему:

«Цветы в литературе, в нашей жизни»






Разработала: учитель русского языка и литературы Е.А.Желнина












2016 г.





Содержание:


1

Цели и задачи мероприятия


3

2

Введение


4

3

План проведения мероприятия


8

4

Заключение


14

5

Список литературы


15








































Цели:  данное мероприятие способствует:


1. Лучшему усвоению, систематизации знаний.

2. Развитию у обучающихся эстетического восприятия.

3. Оцениванию явлений жизни, художественно воплощенных писателями, помогает разобраться в духовно-нравственных исканиях.


Задачи :


  1. Познакомить обучающихся с легендами некоторых цветов.

  2. Познакомить обучающихся с ролью и значением цветов в жизни человека.

  3. Развивать любовь к природе, к бережному отношению с ней через литературные произведения.

  4. Воспитывать внимание к людям, к обелискам, к братским могилам.


Планируемые результаты:


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.




Форма проведения: Литературная гостиная








Введение


В настоящее время цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, но и в подготовке обучающегося как специалиста востребованного на рынке труда

        Существуют два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.

        К  традиционным занятиям принадлежат, как известно, занятия изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, анализа контрольных работ. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные.  Благодаря такому разделению в гуманистической педагогике существует  образное понятие – деятельность обучающегося, т.е. особым образом организованная работа обучающегося. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Но при этом важным становится не отражение знаний преподавателя, а размышления над ними. Результаты взаимодействия в значимом учении – это не только качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности обучающегося, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

 - человек начинает воспринимать себя по-иному;  

  - он более полно принимает и свои чувства;

  - становится более уверен в себе и самостоятелен;

  - ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

  - начинает принимать и понимать других людей.

      Тем самым за основу в гуманистическом обучении принимаются внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающегося, его жизненный опыт.  

      Введение в программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества обучающегося.   Занятия дает не только знания, но и заинтересованность обучающихся получать эти знания.

Занятия: обсуждения книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы, литературная гостиная - являются нетрадиционными занятиями, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим занятиям и предшествует большая и кропотливая работа.

       Как с большей эффективностью провести мероприятие?

   Мероприятие обязательно должно включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для обучающихся. Большое значение в активизации познавательной деятельности обучающихся имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на мероприятии .

Применение нетрадиционных форм занятий– это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности

Предмет “Литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие обучающегося как средствами занятия, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной: информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Таким образом, литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице обучающегося. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования обучающегося.

Характеристика мероприятия

По охвату аудитории: Обучающие 5-9 классов.

По содержанию: свободная (не ограничено одной темой).

По форме: диалоговая (преобладает свободное общение с аудиторией).

Этапы подготовки и проведения:
а) подготовительный этап:
- отбор участников для подготовки и проведения;
- сбор участников и постановка перед ними задач;
- распределение ролей, в том числе, отвечающего за аппаратуру и музыкальное сопровождение,
за оформление мероприятия;
- индивидуальная работа с участниками;
- репетиции (по плану);
- подготовка аудитории (объявления, работа с классными руководителями);
- генеральная репетиция;
б) проведение мероприятия:
- вступительное слово преподавателя о цели литературной гостиной;
- основная часть;
- заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим;
в) заключительный этап:
- обсуждение мероприятия.







































Схема литературной гостиной.






ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Мероприятие проходит в библиотеке в форме литературной гостиной. Участвуют 5-9 классы


ОБОРУДОВАНИЕ: живые цветы, выставка иллюстраций цветов, выставка книг, рассказывающая о цветах, запись «Вальс цветов» П.И.Чайковского, запись балета «Вальс цветов» Чайковского, слайды мемориального комплекса «Солдатское поле», мультимедийное оборудование, свечи


Ход мероприятия


Учитель. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: небо, солнце, цветок. Как вы понимаете эти слова?

Цветы- живая красота земли. Они нужны нам и в праздники и в будни, они всегда с нами. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже… красивее. Ведь они выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прекрасного.

О цветах сложены песни, рассказаны легенды, поэты и писатели всех времен и народов воспевали их. Художники отображали их на своих полотнах. Цветы рисовали, отливали в металле, высекали на камне. И действительно, с ними мы встречаемся повсюду: дома, на работе, в окружающей нас природе. С детства прививается нам любовь к цветам.

Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.

Цветы, цветы… И там, и тут.

Они смеются и цветут,

Как кровь пунцовая, соколья,

Как память павших здесь в бою

За жизнь, за Родину свою…

Г. Суворов, 1944

Как бережна человеческая память, если дело касается самого святого- Родины, её защиты от врагов, И здесь цветы- дань глубокой благодарности павшим воинам, тем, кто боролся и борется за мир, за жизнь на земле.

Обучающийся. Участники войны вспоминают часто единственные, незабываемые для них цветы. Может быть, тот хрупкий василёк, что прибившись сквозь руины и гарь, зацвел на пепелище белорусского села? Или алые маки, растущие в каске, пробитой осколком, или нежный букетик голубых незабудок на больничном столике, вернувший к жизни тяжелораненого летчика, который рано утром увидел цветы и вдруг тихо запел украинскую песню. Может, это и тот цветок, который так и не успел подарить молодой солдат своей однокласснице. И цветок, который сорвал после одного жесткого боя солдат и послал своей любимой девушке со словами: «Он был огненно-красный, как моя кровь, теперь он высох и поблёк, храни его и если вдруг меня не станет, посмотришь на него, и много он тебе напомнит о том, кто пронес этот цветок через пламень и дым беспощадной войны».

Обучающаяся.

Цветы нашей памяти… Цветы войны. Они как чудо вставали перед глазами усталых солдат.

Товарищи скинули каски,

Увидев, как нежно- светла

Фиалка – анютины глазки

На гребне окопа взошла,-

вспоминает поэт А.Прокофьев. И не было краше для солдат клочка этой бурой земли, на которой цвел маленький голубой цветочек, напоминавший всем об их родном доме, лесе, поле.

Обучающийся.

Цветы родной земли… Хрупкие, беззащитные. Они цвели под взрывами, и легче становилось на душе у солдат при встрече с ними, и крепче били они врагов, посягнувших на наши нивы, на нашу жизнь.

Обучающаяся.

Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

Б. Кежун, 1944

Обучающаяся.

В сентябре 1942 года после боя под Сталинградом гвардии майор

Д.А.Петраков написал дочери письмо:

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василек…Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь растет цветок…И вдруг очередной взрыв – василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят…

Мила! Папа Дима будет бороться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.

…Летом 1943 года при взятии нашими войсками г.Орла Д.А.Петраков пал смертью храбрых.

Недалеко от въезда в Волгоград в память о погибших воинах сооружен мемориальный комплекс «Солдатское поле». Один из фрагментов комплекса– скульптура девочки с цветком в руке и бетонная плита, на которой высечены слова из письма с фронта гвардии майора Д.А.Петракова дочери.

Заочная экскурсия «Солдатское поле». Минута молчания (свечи)

Учитель.

Мы с ребятами подготовили для вас рассказ об отношении к цветам поэтов.

Обучающаяся.

Невозможно представить наши поля, луга без ромашек и, конечно же, без синих колокольчиков. Это цветы русской природы. Колокольчики выращивают в садах, парках, и они пользуются особой любовью народа. Глядишь на них, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая…Что – то удивительно родное таится в этих милых цветах.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно - голубые?

И о чем звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головы качая?

А.К. Толстой

«Колокольчики мои»

Обучающаяся.

У русской поэтессы Е.Бекетовой есть стихи о сирени.

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветет…

О появлении этого цветущего кустарника рассказывает легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда попадали лучи, распускались цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни лиловые. И из них-то и выросли кусты сирени.

Откуда же произошло название? В одной из древнегреческих легенд рассказывается о том, как Пан, бог лесов и полей, полюбил красавицу нимфу Сирингу. Но бог был безобразен: бородатый, рогатый, козлоногий, и Сиринга, спасаясь от его преследований, превратилась в прекрасное душистое растение сирень.

Обучающаяся. Легенда гласит, что чудный цветок ландыш вырос из упавших на землю слёз. Когда-то давным –давно, Ландыш полюбил красавицу Весну, и когда она ушла, оплакивал её такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы.

Ландыши были дороги русским людям. Великий композитор П.И.Чайковский, будучи во Флоренции, где всегда пышно цвели цветы, вспоминал о родном ландыше. О нём он писал в одном из своих стихотворений:

Когда в конце весны в последний раз срываю

любимые цветы,-тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз ещё на ландыши взглянуть…

Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.Е.Репина, С.В.Ковалевской.

Обучающаяся. Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.

Я лилий нарвала прекрасных и

душистых,

Стыдливо-замкнутых, как дев

невинных рой,

С их лепестков, дрожащих и

росистых,

Пила я аромат и счастье,

и покой.

И сердце трепетно сжималось,

как от боли,

А бледные цветы качали головой,

И вновь мечтала я о той далёкой

воле,

О той стране, где я была с тобой.

( А.Ахматова)

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Отрывок из балета «Вальс цветов» Чайковского


Обучающаяся. Скоро наступит весна, а за ним и долгожданное лето. С ярким солнцем, дождями, с ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их.




Обучающаяся

Не рвите цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад!

Ведь у тебя, малютка,

Есть дома много роз…

А здесь вот незабудка,

Вот ландыш, полный слёз;

Левкой- такой душистый,

Горошек, резеда,

Ромашки серебристой

Пахучая гряда;

И с нивы занесённый

Прелестный василёк,

И мак кичливо- сонный,

И белый-белый дрок.


Не рви ж цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад!

(Л. Чарская «Не рви цветов»)

Учитель. Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Вы согласны?

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока … Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок- земля превратится в сад…

Рефлексия

Отзывы обучающихся о проведенном мероприятии (форма «микрофон»)

«Мне понравилось…»

«Мне не понравилось…»

«Я задумался…»

«Я узнал…»

«Я считаю…»


Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского (обучающиеся выходят из зала)





Отзывы обучающихся


Жанна Юрасова: Мне это мероприятие понравилось .Было всё интересно, красочно.

Александр Кивгазов : Я узнал историю некоторых цветов.

Мария Григорян: Я задумалась о том, какое большое значение вносят цветы в нашу жизнь.

Елена Сидорова: Мне понравился «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Здесь я увидела цветы совсем другими.

Сергей Гурский: Я задумался о роли цветов в годы Великой Отечественной войны, оказывается они помогали выживать в такие страшные минуты.

Евгения Черпакова: Теперь я другими глазами буду смотреть на окружающие меня цветы.

Александр Морозов: Я услышал много стихов о цветах.

Илья Ребровский: Мне особенно запомнился балет, где каждый участник балета исполнял роль цветка.

Екатерина Родионова: Меня заинтересовала выставка книг. Я хочу больше узнать о лекарственных растениях.

Артем Болотнов: Мне понравилась необычная форма проведения минуты молчания в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Сергей Герус: Мне понравилось презентация цветов на фоне классической музыки.

Андрей Бирюков: Я считаю, что такие мероприятия нужно проводить почаще.

Мария Сидорова: Я поняла, что цветы делают нас добрее и красивее.

Вячеслав Сорокин: Цветы – музыка жизни.

Алексей Михайлов: До сегодняшнего дня я не придавал цветам особого значения.

Наталья Лукашина: Оказывается каждый цветок имеет историю своего возникновения.

Антон Фомин: Я впервые услышал и увидел мемориальный комплекс «Солдатское поле», до этого я знал лишь о Мамаевом кургане














Заключение

В результате данного мероприятия у обучающихся сформировываются следующие компетенции:

- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения задач;

- осуществлять поиск информации для эффективного выполнения поставленной задачи;

- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами;

- брать на себя ответственность за результат выполнения заданий;

- самостоятельно заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


































Список литературы


1.  Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3. - С.49.

2.  Грачева И.В. Грани самоцветов // Литература в школе. - 1998, №2. - С.49.

3.  Даль В.И. "Толковый словарь живого великорусского языка", том I-IV, М., 1998 год.

4.  Докусов, М. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа, - М., 1974.

5.  Золотницкий Н.Ф. "Цветы в легендах и преданиях". - М., 1991. - С.287.

6.  Кропотова В.Ф. статья "Цветы в литературе" // журнал "Литература в школе", №4/2001, С.11-13. "Новые слова и значения", М., 1971.

7.  Мезенцев В. Каменная сказка. - М., 1986. - С.169.

8.  Попова Н. Античные и христианские символы. - С. - Петербург, 2003.

9.  Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995. - С.292

10.  Словарь русского языка, АН СССР, 1961.

11.  Словарь современного русского литературного языка, том 1-17, издательство АН СССР, 1965.

12.  Толковый словарь русского языка под редакцией Д.И. Ушакова, М., 1940.

13.  Шемякин Ф.Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет и его название). - М., 1960.

14.  Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. "Рассказы о словах", Наука, Ленинград, 1979. - 292.

15.  Этимологический словарь русского языка, Фасмер, М., 1987.






















17