СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристический маршрут "Чкаловская земля православная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предполагает ознакомление с православными достопримечательностями г.о.г. Чкаловска и Чкаловского района. Данный проект может быть интересен  как для  системы дошкольного  образования, так и для общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Туристический маршрут "Чкаловская земля православная"»

МКОУ Чкаловская школа-интернат

                                                                                                

















Номинация «Социальное служение»



Туристический маршрут 
«Чкаловская земля православная»

 

 

  Автор:  учитель

-дефектолог

Полубабкина Е.Д.



 















Гог Чкаловск 2018 год







Введение

Проблема исследования:

В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Более того, православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты имеют немалые возможности для противостояния духовной коррозии, поразившей наше общество.

Социальный проект туристический маршрут «Чкаловская земля православная», направленный на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создании здоровой альтернативы асоциальным явлениям. Ребята повысят уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли, её истории.

Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района, а также отсутствием экскурсионных маршрутов в настоящее время. Вызвать интерес детей и взрослых к истории малой родины через организацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края.

Цель исследования:

  • Разработать проект туристического маршрута по православным местам Чкаловского района.

  • Изучить историю и культуру родного края, его духовно- нравственных традиции.

  • Сохранить культурное наследие малой родины через популяризацию духовных святынь родного края.

Тема исследования:

Туристический маршрут "Чкаловская земля православная"

Объект исследования:

Православные памятники на территории Чкаловского района.

Маршрут начинается с посещения Спасо-Преображенского храма

(с. Сицкое) точка №1, затем автобусное передвижение до храма Преображения Господня ( с. Пурех) точка №2, пешеходное передвижение до Пуреховского краеведческого музея «Пурех-вотчина князей Пожарских» точка №3, затем автобусное передвижение до храма Преображения Господня (с. Вершилово) точка №4.



Предмет исследования:

Данный маршрут доступен для каждого. Маршрут однодневный, время пребывания в храмах 40 минут.

Гипотеза исследования:

Проект туристический маршрут «Чкаловская земля, православная», направленный на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения. Ребята повысят уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей малой родины, её истории.

Задачи исследования:

Способствовать формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, патриотических чувств. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.

  • Развивать интерес к истории своей малой родины;

  • Повышать уровень духовной культуры учащихся;

  • Разработать схему трассы маршрута;

  • Охарактеризовать объекты показа. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края.

  • Составить максимально удобный маршрут;

Основная часть

Чкаловская земля православная.

Спасо-Преображенский храм с. Сицкое.

Из истории…


     В бывшем Балахнинском уезде есть старинный храм в честь праздника Преображения Господня - памятник архитектуры XVIII-XIX веков – являющийся главной святыней села Сицкое, входящего сегодня в Чкаловский район Нижегородской области.
     В 2011 году исполнилось 180-лет с момента завершения в 1831 году строительства здесь церкви, основание которой было положено еще в царствование Екатерины II в 1789 году. Строился каменный храм на протяжении 42 лет исключительно на пожертвования крестьян – прихожан сорока двух окрестных деревень, то есть всем миром. Поэтому и получился храм Преображения Господня на славу: церковь, поставленная на возвышенности, поднималась над селом и буквально царила над округой.

  В 1937 году, после ареста всех священнослужителей, церковь Преображения Господня в селе Сицкое была закрыта и разграблена, колокола с колокольни были сброшены, высокий фундамент каменной ограды с кованой решеткой был разобран, и кирпич использовали при строительстве фермы. Храм превратили в склад, но часть икон местные жители смогли сохранить.
    В первый год Великой Отечественной войны в церкви разместили 120 солдат, которые рыли оборонительные траншеи в случае наступления немцев.
    Затем наступили времена полного забвения храма Преображения Господня - до 1989 года (ровно через 200 лет с его основания в 1789 году). Усилиями местных жителей, организовавших приходскую общину и собравших пожертвования на восстановление храма, с Божией Помощью он постепенно преобразился. Была восстановлена колокольня и трапезная часть церкви, возвращены сохраненные иконы. Первую службу в 1989 году во вновь открывшемся и освященном Спасо-Преображенском храме совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).
    С августа 1997 года настоятелем Спасо-Преображенского храма был назначен иерей Александр Якимов. Отец Александр закончил Московскую Духовную семинарию, 18 лет служил псаломщиком в селе Илья-Высоково Ивановской епархии, а в 1996 году был рукоположен в сан священника.
    С назначением отца Александра восстановление Преображенского храма получило новый размах: взялись за реставрацию летнего храма, побелили стены изнутри и снаружи, восстановили конструкции семиярусного иконостаса, для которого было написано 35 икон: для 1 и 2-го ярусов мастерами из Палеха, для верхних ярусов – чкаловским художником-иконописецем Владимиром Виноградововым. Мастера из Заволжья выполнили резные Царские врата для алтаря, в алтаре был выложен новый плиточный пол.
    Несмотря на проделанную большую работу по восстановлению храма, проблемы еще остались. Прихожане, которые сохраняют церковь для будущих поколений, делают все, чтобы она была восстановлена окончательно.
    



Церковь Преображения Господня С. Пурех

Из истории…

Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неиз- вестно когда построенная, а трапезная в 1879 году, семипрестольная. Такая запись сделана в «Адресе -календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех. Село Пурех в административном делении России XIX века значилось волостным центром, входящим в Балахнинский уезд Нижегородской губернии. В это время Пурех стоял на старом тракте Нижний Новгород – Ярославль. Пурех. Основание первого поселения на этом месте краеведы относят к началу XIII века. В 1613 году за вклад в дело спасения Отечества от польских интервентов воевода князь Д.М. Пожарский в дополнение к суздальским владениям получил огромные пустующие земли к северу от Балахны до Холуя (ныне Ивановской области). В их число входила и Петряевская пустошь, что находилась на месте современного Пуреха. В «Адресе- календаре Нижегородской епархии» год постройки в с. Пурех храма Преображения не называется. Однако краевед В.Е. Шматов в своей книге «Пурехъ» (Киров, 2004) доказательно утверждает: «И в 1622–1625 годах князь Пожарский заложил и построил на Петряевской пустоши около села Крапивино каменный мужской монастырь в честь святых чудотворцев Макария Желтоводского и Унженского и Евфимия Суздальского, с двумя каменными церквями: верхнюю – в честь Преображения Христова, с папертями о пяти верхах, и нижнюю (в исподи) – в честь Успения Пресвятыя Богородицы». Князь Д.М. Пожарский известен был своей исключительной приверженностью вере Христо- вой. Один из биографов князя ректор Московской духовной академии С.К. Смирнов писал об этом так: «Благочестие и набожность – исконные черты в характере наших предков – глубоко были посеяны в сердце князя. Без молитвы он не предпринимал никакого дела…» «Монастырь был построен князем в знак благодарности к Господу нашему, под покровительством которого и был предпринят поход Нижегородского ополчения в Москву для спасения Отечества. Попечительство над монастырем боярин и воевода Д.М. Пожарский не оставлял вплоть до своей кончины. Умер он 20 апреля 1642 года, перед смертью принял схиму, взяв имя Косьмы. Прах Пожарского захоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Церковь Преображения Господня С. Вершилово

Из истории…

«Изначальная история Вершилова уходит в глубь веков. Известно, что в XVI столетии это было уже крупное село – погост, церковному причту кото рого в 1592 году принадлежала пустошь Урковская (позднее деревня Урково). В 1613–1618 годах «за Московское очищенье, да за службу – за Московское осадное сиденье в Королевичев приход» русскому полководцу Д.М. Пожарскому были пожалованы в Балахнинском уезде в вотчину земли и села, среди которых оказался и погост Вершилово. Мы чрезвычайно мало знаем о связи Д.М. Пожарского с Нижегородским краем. Известно только, что в 1620-х годах он начал интенсивно заселять пожалованные ему земли. И вот теперь мы можем назвать Вершилово как место пребывания полководца во время его приездов в Нижегородский край. Все новое требует строгой доказательности, поэтому приведу текст описи усадьбы Д.М. Пожарского 1647 года, документа редкой для того вре мени подробности. Он позволяет представить сельскую резиденцию круп- ного вотчинника XVII века не только в общих чертах, но и в основных эле- ментах: “Да в селе Вершилове двор боярский, а на том дворе хором: горница тройня да горница столовая, промеж ими повалуша о трех жильях да на заду две горницы белые да горница черная на подклетях, промеж ими сени с переходами да погреб ледник с напогребницами да конюшня 20 стойл, поварня да изба поваренная да около двора забор, да за двором сад, а в нем Вершилово. Двор конюшенный да два двора скотных, на них четыре избы да двор житной, а на нем 6 житниц огорожены тыном…” Привиденная опись воссоздает образ обширного жилого комплекса на берегу пруда и речки Ненилки. Все свидетельствует о хорошо налаженном многоотраслевом вотчинном хозяйстве . Живописный образ усадьбы дополнял редкий по своим архитектурным достоинствам погостовый комплекс из трех- и двухшатрового храмов с колокольней, возведенных, как сообщает источник, на средства Д.М. Пожарского. В истории русской архитектуры XVII века известны композиции из шатрового (или многошатрового) и клетцкого храмов, но не встречаются даже упоминания о погостах с двумя многошатровыми церквами. Поэтому интерес к Вершилову должен быть особый, ибо это обогащает наше знание о деревянном зодчестве не только нижегородского Поволжья, но и вообще центральной России, свидетельствует о постоянном творческом поиске мастеров-плотников из народа. И вот теперь в ряд уже известных построек Д.М. Пожарского можно включить и описанный нами погост Вершилова, остающийся ярким образцом мастерства, сметки и художественной одаренности сельских нижегородских плотников. После смерти полководца (1642) Вершилово стало частями распродаваться, а в 1647 году целиком перешло во владение боярина Василия Петровича Шереметева. Шереметевы постоянно использовали строительный опыт вершиловских крестьян не только для нужд своего рода, но и сдавали мастеров посезонно партиями на крупные государственные работы, получая за это значительные денежные платы.

Следует заметить, что вершиловская церковь Преображения Господня – одна из самых высоких в Нижегородской области. Высота колокольни составляет 76 метров, а самой церкви 56 метров. Вот потому-то стройный силуэт храма, возвышающийся над селом и как бы парящий в небе, издалека виден и пешему и проезжему человеку. В 1995 году Преображенская церковь как памятник архитектуры федерального значения занесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 1997 году инициативная группа верующих жителей с. Вершилово обратилась к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю и получила его благословение на начало работ по восстановлению храма. Из церкви, где располагались мастерские колхозных подсобных промыслов, убрали оборудование, очистили ее от хлама и мусора. Жители села как смогли отремонтировали помещения. После длительного перерыва в храме возобновилась служба. Затем с помощью районной администрации, различных организаций и частных предпринимателей в окна были вставлены рамы, отремонтированы полы и двери, завезено топливо. Однако каких-либо серьезных восстановительных работ в храме не производится.

Вершиловцы вспоминают:

Чижова Р. Н.

«Я много лет проработала в цехе литья пластмассы, который находился в трапезной части храма. Все пространство церкви было занято большими станками, работали в две смены, запах стоял ужасный. В основном храме находилась пилорама. Около церкви были построены деревянные сараи, в них был склад готовой продукции. Помню как, в 1976 году церковь горела, пожар был очень сильным , горела крыша, горели перекрытия в колокольне, пожар уничтожил остатки настенных росписей. Так и стояла церковь после того пожара, с провалившейся крышей и обгорелыми стенами. Жалко было на неё смотреть».

Заключение

Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа. Без прошлого нет будущего. Божии храмы как связь времён, сегодня являются центрами духовной жизни граждан. В ходе работы над созданием культурно – познавательного маршрута «Чкаловская земля православная», мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа, своей малой родины.

И храм старины, удивительный,белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей,-

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.

Н. Рубцов

  

Приложения

  • Маршрут начинается с посещения Спасо-Преображенского храма

(с. Сицкое) точка №1, затем автобусное передвижение до храма Преображения Господня ( с. Пурех) точка №2, пешеходное передвижение до Пуреховского краеведческого музея «Пурех-вотчина князей Пожарских» точка №3, затем автобусное передвижение до храма Преображения Господня (с. Вершилово) точка №4.

  • Вид маршрута: Культурно-познавательный.

  • Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а строительство храмов – символ возрождения православной России.

  • Маршрут не сложен, подходит для человека любого уровня подготовки.

  • автобусный, пешеходный.

  • Детские группы, семейные группы, пенсионеры, взрослые люди, проявляющие интерес к православной культуре.

  • Маршрут однодневный, время пребывания в храмах 40 минут.

  • Данный создаваемый маршрут может быть использован в самодеятельном туризме. Например, семейная группа может совершить его на автомобиле.