Турнир вежливости
Оформление зала: плакаты «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид», «Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек», «Не отвечай на грубость грубостью», «Неленивый человек приветлив и всегда внимателен к людям»; серии картин «Для развития речи».
Реквизит: самодельная кинокамера; доска-хлопушка «Дубль...»; медали; эмблемы; жетоны.
Звучит музыка, выходят ведущие.
1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!
2-й ведущий. Здравствуйте!
1-й ведущий. Мы рады видеть вас в этом зале!
2-й ведущий. Сегодня здесь состоятся съемки фильма «Турнир вежливости».
1-й ведущий. Сценарист фильма (Ф. И. О.).
2-й ведущий. Режиссер (Ф. И. О.); операторы (Ф. И. О.).
1-й ведущий. В съемках принимают участие артисты из 3 «А» класса, знатоки правил вежливости и хорошего тона. В фильме они представляют команды: «Джентльмены» и «Рыцари».
2-й ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем съемки. Оператор, мотор!
Ученик. Дубль 1 «Случаи из школьной жизни!».
Ведущие по очереди читают:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут..., а впрочем, лучше
Его мы здесь не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам «спасибо».
Конкурс 1
Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы.
1. Кого в прошлом называли рыцарями? А сейчас?
2. Кто такие джентльмены?
1-й ведущий. Внимание! Словарь вежливых слов. Команды хором должны закончить фразу, начатую ведущим.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
2-й ведущий. Внимательно послушайте стихотворение Л. Антонова «Вежлив Витя или нет».
Чтец.
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
1-й ведущий. Ну, а как вы считаете: вежлив Витя или нет?
Команды отвечают.
Ученица. Дубль 2 «Мы по улице идем». Оператор, мотор!
Ученик.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
С. Я. Маршак. «Ежели вы вежливы»
Конкурс 2
Ведущий описывает ситуации, команды по очереди отвечают.
1. Представьте себе, что вы едете в автобусе!
(Стоят в ряд стулья, таблички: «вход», «выход». «Джентльмены», покажите, как войдете в автобус.)
(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты.)
2. Остановка (входят девочка и «старушка» в очках с палочкой).
«Рыцари», как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
(«Скажите, пожалуйста, который час?»; не «часов», а «который час»; после ответа надо сказать «спасибо»; не кричать.)
4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый— зовет меня Танька».- А ты как его зовешь?» — спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» — ответила Таня.
Права ли Таня? (Нет.)
5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. «У вас упала книга», — закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» — удивился тот. «Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета», — объяснил мальчик. «Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. — Но однако есть правила, которые ты еще не усвоил».
Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)
Песня «Вежливый вальс» .
Ученик. Дубль 3 «Салон моды». Оператор, мотор!
Ученица. Культурный человек прежде всего аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения Вл. Лившица «Неряха» (инсценировать).
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно —
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он этот ученик?
Подготовленные дети под музыку демонстрируют одежду: школьную, спортивную и т. д.
Исполняется танцевальный номер.
Ученица. Дубль 4 «Мы дома». Оператор, мотор! Вот что бывает, когда кто-то забывает о правилах культуры поведения дома.
Чтец.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
Ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но, если к этой
Любочке Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу: —
У меня уроков много
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед,
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота! —
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись! — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей ее красе.
Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
А. Барто. «Любочка»
Конкурс 3
Ведуший. «Джентльмены», какие ошибки допустила Люба? (Ответ.)
А сейчас мы проверим команду «Рыцари».
Ведущий читает рассказ В. А. Осеевой «Печенье» («Живое слово, 1 КЛ.).
11очему печально смотрели мама и бабушка? (Ответ.)
Как надо было поступить? (Ответ.)
Ведущий (учитель). Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то могут позвонить по очень срочному делу.
1-й чтец.
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
2-й чтец.
Придут домой ученики,
И начинаются звонки —
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
3-й чтец.
Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все слова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
4-й чтец.
— Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в карте шарил, шарил
Нет карты полушарий!
1-й чтец.
Не замолкают голоса,
Взвывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болота?
2-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
3-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки.
4-й чтец.
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
А Барто. "Почему телефон занят"
Конкурс 4
Обыграть ситуации.
1. Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?
Участвуют по 1 человеку от команды (девочка и мальчик).
2. Мальчик звонит другу и приглашает в гости — поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?
От каждой команды по 1 мальчику. Исполняются частушки.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тетя Сима, Я
вам вовсе не батрак!
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната, —
Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать!
— Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Ты играй повеселее,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, кто умеет!
Не стесняйтесь, плясуны!
Конкурс 5
Ведущий. А сейчас рыцарский турнир «Волшебные слова». Капитаны, кто больше знает «волшебных» слов?
Подведение итогов «Турнира вежливости» (подсчет жетонов, вручение медалей).
1-й чтец.
Клянемся рыцарями быть,
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свиданья —
Нет в мире выше звания!
2-й чтец.
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету —
Науку помнить эту.
3-й чтец.
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным,
И строгим словом и целебным.
Все. Клянемся рыцарями быть.
Заключительная песенка «Об очень важном».
Ведущий (учитель). Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но хочется верить, что всегда будут среди вас настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые И благородные — настоящие рыцари! А теперь прочитайте плакаты о вежливости.