СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правовой культуры, воспитание активной гравжданской позиции

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков права»













Турнир знатоков


права.




9 – 11 классы






Цели: закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний ; формирование правовой культуры; воспитание активной гражданской позиции.


Оформление:

Конкурсы

1.Конкурс «Знатоки права», по 1 баллу, всего 5 баллов.

2. Конкурс плакатов «Защити себя », 4 балла.

3. Конкурс «Я знаю» по 0,5 баллов, всего 7,5 б.

4. Конкурс капитанов по 1 баллу, всего 9 баллов.

5. Конкурс «Юридическая консультация» по 2 балла, всего 8 баллов.


На доске высказывания:

Право – искусство справедливости и добра. Латинская пословица.

Природа сделала нас для того, чтобы мы разделяли между собой совокупность прав и пользовались ими сообща. Цицерон ( римский мыслитель, 106 – 43 гг. до н.э).

Сущность права состоит в равновесии

двух нравственных интересов:

личной свободы и общего блага.

В. Соловьёв

В. Соловьёв (1853- 1900) русский философ.

Сформулировал идею права человека на достойное существование.




Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово.

Право – великая общечеловеческая ценность. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим.

Россия, встав на демократический путь развития, поставила цель создать правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Мы сегодня проводим турнир знатоков права. Наш турнир будет состоять из следующих конкурсов (перечисление). Чтение высказываний.


  1. Игра.

Представление жюри.

А) Предлагается участникам придумать названия своих команд.

Оформить табличку. Выбрать капитана.

  1. Б) Конкурс «Знатоки права».

  2. Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов, за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не знает ответа на вопрос, могут ответить соперники.

  3. Вопросы первой команде:

  4. Правовой институт, не входящий в систему гражданского права: Наследственное право, Интеллектуальная собственность, гражданство, право собственности. (Гражданство).

  5. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России. (Референдум).

  6. Кто является главой Российской Федерации? (Президент).

  7. Что такое презумпция невиновности?(Человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом).

  8. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти: Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.( органы местного самоуправления)

Вопросы 2 команде:


1. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря).

2. Чем по национально – государственному устройству является Россия? (Федерация).

3. Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? (Конституция).

4. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права).

5. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо).





Вопросы третьей команде:


1.Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ).

2. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, считается ребёнком? ( Человек до 18 лет).

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ).

4. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа. ( республики).

5. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ).


Вопросы четвёртой команде:

1. Дайте определение понятия «норма права».( Это общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства).

2. Тайное хищение имущества. (Кража).

3. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации. (Декларация).

4. Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определённую область общественных отношений. (Кодекс).

5. Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами. (Ценз).



Конкурс плакатов «Защити себя». Нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав.


Конкурс «Я знаю»

Перед вами лежат карточки красный и зелёный. При ответе «да» вы поднимаете зелёную карточку, при ответе «нет» красную.

1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного. (Да)

2. Эпоха Просвещения (XIV - XVI вв.) положила начало новому взгляду на личность , призванную реализовать свои творческие возможности. (Нет)

3. В эпоху Возрождения (XVII - первая половина XIX в. ) человек, его жизнь, устройство общества постоянно связывается и сопоставляется с природой. (Нет)

4. Естественные права – это врождённые, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (Да).

5. Демократия означает народовластие. (Да).

6. Право и закон – это одно и тоже. (Нет).

7. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая Декларация прав человека.(Да).

8. 16 декабря 1966 года был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)

9. Пакт – это документ, возглашающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (Да)

10. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (Да).

11. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (Да).

12. В Декларации сказано : «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (Да).

13. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию» (Да).

14. Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться. (Да).

15. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (Нет).



Конкурс капитанов.


Необходимо назвать правовые акты, в которых находятся данные статьи. Правильный ответ оценивается в 1 балл.


  1. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношение друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

  2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его прав на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции , или незаконного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребёнка.)

  3. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом». (Конституция РФ.)

  4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

5. Когда в нашей стране был принят документ, имевший в названии слово «Конституция»? (1918).

6. Когда была принята последняя Конституция СССР? (1977)

7. Конституция в переводе с латинского означает: (устройство).

8. Сколько Конституций было принято после Октябрьской революции 1917 года? (5).

9. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является :( человек, его права и свободы).


Конкурс «Юридическая консультация»

Ситуация 1.

В 1995 году гражданка С. Приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 году она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 году супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? ( Гражданка С.)

Ситуация 2.

Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы, какой отрасли права были нарушены? (Хулиганство, административное право).

Ситуация 3.

Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей приводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились у выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого?(Разбой, встречный иск удовлетворён не будет).

Ситуация 4.

В каких случаях применяется административный арест; за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесение тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство).





Ш.Подведение итогов. Подсчёт набранных баллов.