СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков русского языка и литературы Путешествия в страну филологию»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Турнир знатоков русского языка и литературы Путешествия в страну филологию»

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка и литературы Путешествия в страну филологию»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУГСКАЯ СОШ ИМ. Б. БАЙРАМБЕКОВА»


Учитель русского языка и литературы Магомедова Сельминаз Исмаиловна.


Турнир знатоков русского языка и литературы

«Путешествие в страну филологию»



Цели игры:
1) развитие познавательных интересов обучающихся; 
2) закрепление знаний по русскому языку и литературе;
3) привитие любви к предметам;
4) развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать мнение и 
аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать
проблемы, личной инициативы ребят. 


Слайд 1. Музыка. Сбор учащихся.


Слайд 2. Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну Филология». Выучить родной нам язык – дело вовсе не простое. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний турнир поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что скрывается за словами «русский язык». Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.


Турнир хотелось бы начать словами иеромонаха Романа:


Родная речь — Отечеству основа. 
Не замути Божественный родник, 
Храни себя: душа рождает слово — 
Великий Святорусский наш язык!


и еще одно высказывание:

Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!

Слайд 3. Путешествие осуществляется по составленной карте страны Филология: остров Фонетика, рядом полуостров Орфоэпия, королевство Морфология, Словообразование и в нём отмечаем  город Морфемика, королевство Лексикология, в нём село Фразеология, королевство Синтаксис.

Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. Это…

Приветствие жюри: 

Пусть глаз ваш будет остр, как игла,
А совесть чиста, как вода.


Первый тур «Приветствие».

Оценивается по 5-ти балльной системе.

Слайд 4. А теперь приветствие команд. 
группа №12 - 1.

группа №13 - 2

группа №14 – 3


слайд 5

Второй тур - остров Фонетика «Разминка».

-Что изучает фонетика?

Команды по очереди отвечают на 6 вопросов. 

За каждый правильный ответ получают жетон, в конце тура количество жетонов подсчитывается и сообщается жюри.


1команда:

-В каком слове сорок а ? (сорока)

-Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

-Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

-В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

-Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (поменять звук «к» на «г»)

-Сколько гласных букв в русском языке? (10)


2команда:

-Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла и Анна)

-В каком слове нет слышится сто раз? (стонет)

-Сколько пар по звонкости-глухости в русском языке? (6)

-Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

-Название этого месяца рифмуется со словом «капель». (апрель)

-Что стоит посредине Земли? (Буква «М»)


3команда:

-Звук «Ж» звонкий или глухой? (звонкий)

-Как можно превратить слово семя в слово семья? (вставить мягкий знак)

-Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)

-Назовите пятую букву алфавита. (д)

-Сколько всего мягких согласных в русском языке? (3)

-Чем кончается день и ночь? (ь)


Слайд 6 Третий тур «Полуостров Орфоэпия».

-Что изучает орфоэпия?

Оценивается количеством слов, в которых правильно расставлено ударение.

-Расставьте ударение в словах:

  • КрасИвее 

  • каталОг 

  • договОр 

  • баловАть 

  • завИдно 

  • квартАл 

  • сирОты 

  • срЕдства 

  • столЯр


Слайд 7. Четвертый тур. Остановка Королевство Лексикология.

Задание. «Удвоенные согласные»- замените следующие словосочетания одним словом:

  • Товарищ по работе (коллега)

  • Популярная игра на льду (хоккей)

  • Спортивный бег (кросс)

  • Сотрудник газеты, журнала (корреспондент) 

  • Рисунки в журнале, газете, книге (иллюстрации)


Задание. Ответить на вопросы:

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке) 

Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент)

Каким ключом нельзя открыть замок?

В какой клетке не держат птиц и зверей? (в тетрадной)

Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман)


Задание. Угадайте слово по шутливой характеристике.
1команда

  1. Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…(уши).
    2. Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это…(вода).


2команда
3. Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги слова. Это…(ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? (нос)


3команда
5. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (язык)
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (слово).

Слайд 8 Пятый тур « Остановка село Фразеология.» 

Задание. Объясните значение фразеологизмов(одним или двумя словами ).

Водой не разольешь (неразлучные друзья) 

Как в воду опущенный (грустный человек) 

Набрал в рот воды (молчаливый человек) 

Как в воду глядел (угадал, предсказал) 

Как две капли воды (очень похожи) 

Прошли огонь и воду (всё испытали)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)


1команда

1.Водой не разольёшь (неразлучные друзья)

2. Как в воду опущенный (грустный человек)
3. Толочь воду в ступе (бесполезная работа)


2команда
4. Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
5. Набрал в рот воды (молчаливый человек)
6. Как в воду глядел (угадал, предсказал)


3команда
7. Как две капли воды (очень похожи) 
8. Прошли огонь и воду (всё испытали) 
9. Морочить голову (обманывать)


Слайд 9. Конкурс капитанов.
Задание. Капитан должен передать значение фразеологического оборота с помощью жестов. Его команда должна угадать этот фразеологизм.

1команда

1) Водить за нос
2) Засучить рукава
3) Лезть на стенку


2команда
4) Чесать язык
5) Намылить шею
6) Пальчики оближешь


3команда

1) В одно ухо влетело, в другое вылетело

2) Сидеть сложа руки

3) Утереть нос

Слайд 10 Шестой тур « Королевство Словообразование» 

Конкурс «Наборщик». 

Задание. Слово «Активность». Из имеющихся букв составить наибольшее количество слов.
( Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, нос, сон…..)

Слайд 11. Конкурс болельщиков. Город Словообразование. 

1.В «списке» вы мой обнаружите корень,

   Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

   В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

   В целом – по мне на уроки пойдёте.                  (РАСПИСАНИЕ)

2.Корень мой находится в «цене»,

   В «очерке» – найди приставку мне,

   Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

   Вся же – в дневнике я и в журнале.                   (ОЦЕНКА)

 

Шуточные вопросы
1. У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно. (Руки, пальцы)
2. Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
3. Какой год продолжается всего один день? (Новый)
4. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна)
5. Шесть ног, две головы, один хвост- что это? (Всадник на лошади)
6. Точка с хвостиком. (Запятая)
7. Ложь с намёком. (Сказка)
8. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
9. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
10. Как можно склонять голову, не опуская её вниз? (Изменить слово «Голова» по падежам) 

Слайд 12. Седьмой тур «Королевство Морфология».

- Что изучает морфология?

- Какая часть речи обозначает признак предмета по действию? (причастие)

- Какие части речи относятся к неизменяемым? (наречие, деепричастие)

Какого рода слово тюль? (мужского), Кофе?(мужского)

К какому спряжению относится глагол хотеть?(разноспрягаемый)

-Назовите существительное, которое имеет форму только единственного числа. (темнота)

-Назовите возвратное местоимение. (себя)

-Образуйте от прилагательного красивый превосходную степень. (красивейший)

-На какие группы делятся части речи?(самостоятельные, служебные)


Слайд 13. Восьмой тур «Королевство Синтаксис».


Задание: «Закончите пословицу»

  • Лучше синица в руке… чем журавль в небе

  • Один в поле … не воин

  • На чужой каравай … рта не разевай

  • Всякий кулик… свое болото хвалит

  • С миру по нитке … голому рубашка

  • Куй железо… пока горячо

  • Маленькое дело лучше… большого безделья

  • Терпение и труд … все перетрут

  • Как аукнется … так и откликнется


Задание: Выполните корректуру предложений, перестроив их.

  • Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

  • Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

  • Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

  • Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  • Вернувшись домой, пошел дождь.

  • Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.



1. Лучше синица в руке…(чем журавль в небе)
2. Маленькое дело лучше…(большого безделья)
3. Один в поле …(не воин)
4. Как аукнется…(так и откликнется)
5. Куй железо…(пока горячо)
6. Верный друг…(лучше новых двух)
7. Поспешишь…(людей насмешишь)
8. Семь раз отмерь…(один отрежь)
9. Береги платье снову…(а честь смолоду)
10. Делу время…(потехе час)
11. Терпенье и труд…(всё перетрут)
12. Тише едешь…(дальше будешь)
13. Век живи…(век учись)
14. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)



Слайд 14. Девятый тур «Блицтурнир» (быстрый вопрос – быстрый ответ)

1команда
1. Кто автор романа «Робинзон Крузо?» (Д.Дефо)
2. Создатель теории трех штилей. (Ломоносов)
3. Название имения Троекурова. (Покровское)
4. Какой псевдоним взял себе Дубровский? (Дефорж)
5. Как греки называли свои сказки? (Мифы)
6. За кого выходит замуж Маша Троекурова? (За князя Верейского)
7. Самое лучшее привидение в мире? (Карлосон)
8. Перечислите отрицательных героев комедии «Недоросль» (Пр-в,Пр-ва, Скот., Митроф.)
9. Кто написал житие о самом себе? (Аввакум)
10. Кому принадлежат слова: «За дело, с богом!» (Петру I)

2команда
1. Кто автор романа «Путешествие Гулливера?» (Джонатан Свифт)
2. Название имения Дубровского? (Кистенёвка)
3. Кто подковал блоху? (Левша)
4. Кто ходит в гости по утрам? (Вини- Пух)
5. Кто из чиновников помогал Троекурову в тяжбе за имение Дубровского? (Шабашкин)
6. Автор стихотворения «Узник?» (Пушкин)
7. Плод, в котором было спрятано платье Золушки? (Орех)
8. Имя самой известной Родионовны? (Арина)
9. Съедобный герой русской народной сказки? (Колобок)
10. Как называется жизнеописание святого? (Житие)


3команда
1. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А. Пушкин)

2.Имя князя и княгини Муромских? (Петр и Феврония)

3.Синоним преувеличения до невозможного. (Гипербола)

4.Образное определение (Эпитет).

5.Перечислите Бременских музыкантов (Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)

6.Кто такая Фелица? (Екатерина II).

7.В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)

8.Кого на Руси считали святым?

9.Кем был Садко?

10.Хвалебный жанр. (Ода)

Жюри может приступать к подведению итогов турнира знатоков. 

Подведение итогов турнира знатоков. Оглашение результатов. 


Музыкальная пауза 

Наш турнир закончился. Независимо от того, кто победил в этой игре, помните, русский язык – по – настоящему великий и могучий. И сегодня мы с вами ещё раз в этом убедились!

© 2022 251 0