Турнир знатоков русского языка
«Слово-мир особый» для 6 класса.
Цель: развивать умение применять полученные знания по русскому языку при решении нестандартных задач.
Формируемые УУД:
познавательные – структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные – инициативное сотрудничество со сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера;
регулятивные – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока.
Выступление агитотряда 6 класса.
Слово-мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовней-
Это слово сделалось плохим.
Это слово пагубно стихам,
Это слово – дом, который сгнил.
Лучше бы его я не слыхал,
Не читал, не знал, не говорил!
Творить слова-извечно
Людское ремесло.
Люблю я человечность
Простых неброских слов.
Живут слова такие,
Которые народ,
Которые Россия
Для песен бережёт,
Для свадеб и в дорогу,
И для святых минут,
Когда в бою, не дрогнув,
За них на смерть встают.
Пусть для кого-то он не самый
Хороший на материке.
Но маму мы назвали мамой
На нашем русском языке.
И потому-то столь тревожно
Душе, когда земляк иной
Тебя коверкает безбожно,
Как будто вовсе не родной.
И нет конца моей тревоге,
И этот груз не сбросить с плеч-
Я думаю, какой в итоге
Дойдёт к потомкам наша речь?
«Никакое гнилое слово да не сойдёт с уст Ваших, а только доброе...» Душа ругающегося поневоле умирает для Бога, становится циничной, ожесточается против всех. Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так не могут уста, предназначенные от природы благословлять Бога, проклинать его созданья, самое святое и прекрасное. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять плохие слова. Ведь его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, дарить людям душевное тепло и добрые слова
Знать это, следовать путём доброты - очень важно и нужно! Помните всегда: «Слово-мир особый!» (развернуть плакат с этой надписью).
Учитель. Ребята, какие замечательные слова продекламировали ребята нашего агитотряда.Не раз вы слышали, насколько красив и богат русский язык, и как важно его хорошо знать. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Для турнира нам нужны внимательность, смекалка, находчивость, взаимовыручка.
У нас в турнире участвуют три команды: «Юные лингвисты», «Умники и умницы», «Знайки».
Сегодня конкурс судит жюри в составе……(идет представление жюри). Жюри оценивает каждый конкурс по количеству 1 балл за правильный ответ. Баллы начисляются команде и учитывается личный вклад каждого участника, чтобы определить лучшего знатока в личном первенстве. Итак, начинаем состязание.
Задания конкурса.
Чем торгует продавец? Составьте слова из слогов (слоги нарезаны на листах бумаги и смешаны, каждой паре на парту):
КЕ, ЗЕ, ФРУК, СЛИ, КОН,, СО, ФИНИ, ВАФ, ФИР, ЛИ, ТЫ, КИ, ВЫ, ФЕТЫ.
Поставьте ударения в словах.
Алфавит, ворота, арест, диалог, договор, звонит, процент, столяр, форзац, щавель, хвоя, каталог, красивее, цепочка, ремень, начать.
«Грамматическая арифметика». Какие слова поучились?
БА+большой деревянный сосуд=
БА+пресноводное животное=
БА+приятный полезный напиток=
БА+музыкальный тон=
Угадайте, кто это или что это. Игра «Девять ОС».
ОС—А (на этой осе в октябре позолота).
ОС—А (а эта растёт на лугу у болота).
-ОС-А (у этой на лапах зелёные иглы).
-ОС---А- (на этой опасно устраивать игры)
-ОС---А—(а эта оса на Луну улетает).
--ОС----А— (а эта оса продаётся в бутылке).
-ОС----А (эта оса худеет и тает на солнце)
-ОС-А (с этой спит в колыбели малыш)
-О-С-А--- (эта по классу крадется, как мышь).
5. «Третий лишний».
ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ.
ЧАСОВЩИК, ЧАСТЬ, ЧАС
ПЕЧУРКА, ПЕЧАТЬ, ПЕЧЬ
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧ, ЦИРК.
6.Загадки-шутки «Что это?»
- Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, всюду суют.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не бельё, а их развешивают доверчивые люди.
- Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги.
7. «Уничтожьте ералаш». Расставьте точки, разделив текст на предложения «В реке там рыба на бугре…» и «Злой кабан сидит на ветке» (текст на слайде или на плакатах).
В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поет синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках девчурки Нарядная там кукла в клетке Ручной щегол поет салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки Всегда содержатся в порядке. | … Злой кабан сидел на ветке, Соловей точил клыки. Пароход томился в клетке, Дикобраз давал гудки. Кошка физику учила, Буратино ел штаны. Маша хвостик свой ловила, Шил портной себе блины. Ёж накрыт к обеду был, Рак летал под облаками. Чиж усами шевелил, Стол гонялся за мышами. Чайник прыгал во дворе, а Мальчик булькал на костре! |
8. Исправьте ошибки.
ПОКЛАДИ ЕЗДИЮ
ЛЯЖУ ХОЧЕМ
НАГИНАТЬСЯ ЛОЖИТЕ
БОЛЕЕ ПЯТИСТА САМЫЙ ДОБРЕЙШИЙ.
Учитель. Ну вот все задания конкурса выполнены. И мы в очередной раз мы убедились, какое удивительное и неповторимое чудо наш русский язык, с его помощью мы выражаем свои мысли, чувства, настроение, передаём увиденное и услышанное. Попросим жюри подвести итог. (Жюри объявляет результаты и победителей).
Желаем вам успехов в дальнейшем изучении языка!