СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тувинские национальные виды спорта

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тувинские национальные виды спорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА » ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тувинские национальные виды спорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА »

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тувинские национальные виды спорта»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ №5» ШАГДАРОВА ОЮНА НИКОЛАЕВНА Учитель начальных классов       г. Улан-Удэ,  2021 г .

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«СОШ №5»

ШАГДАРОВА ОЮНА НИКОЛАЕВНА

Учитель начальных классов

г. Улан-Удэ, 2021 г .

  Национальные виды спорта — виды спорта, которые исторически сложились и сформировались, а равно были распространены, среди одного народа или народности, являются частью народной культуры.   В России, федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», даёт следующее определение:   Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Национальные виды спорта — виды спорта, которые исторически сложились и сформировались, а равно были распространены, среди одного народа или народности, являются частью народной культуры.

В России, федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», даёт следующее определение:

Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации.

  Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.   Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру.   Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с современным образом жизни. Тувинцы стали использовать много новых современных игр братских народов нашей страны, особенно русских.

Каждый народ, в зависимости от социально-экономических условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

Народ бережно сохранял свои игры, передавая их из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Вместе с тем тувинские народные игры развивались в постоянной взаимосвязи с играми соседних и родственных народов и заимствовали от них то, что соответствовало собственной направленности и национальному характеру.

Какова судьба тувинских игр на современном этапе? Некоторые из них, не отвечающие требованиям современной молодежи, ушли из быта тувинцев или изменились в соответствии с современным образом жизни. Тувинцы стали использовать много новых современных игр братских народов нашей страны, особенно русских.

  На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др.   Сейчас «Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях и культурно-просветительных учреждениях, благодаря характерной для общества развитого социализма, заботе о сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта. Таким образом, актуальность заключается в изучении народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития культуры древних тувинцев.

На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много содержательных спортивных игр и состязаний: футбол, волейбол, баскетбол, бег, прыжки, лыжи, плавание и др.

Сейчас «Выбивание ремня» частично заменяется «Городками». «Стрельба в ремень» перешла в «Стрельбу в мишень» и др. Такие игры, как «Игра в кажык», «Баг кагары», «Буга шыдыраа», снова стали появляться в сельских местностях и культурно-просветительных учреждениях, благодаря характерной для общества развитого социализма, заботе о сохранении и развитии традиций национальной культуры. Издавна популярные среди тувинцев борьба, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта. Таким образом, актуальность заключается в изучении народных игр тувинцев, которые отражают форму жизни, уровень развития культуры древних тувинцев.

План: Интеллектуальные игры у тувинцев  Состязательные игры у тувинцев  Физические игры у тувинцев Национальный вид спорта «ХУРЕШ»  Конные состязания «Аът чарыштырары»

План:

  • Интеллектуальные игры у тувинцев
  • Состязательные игры у тувинцев
  • Физические игры у тувинцев
  • Национальный вид спорта «ХУРЕШ»
  • Конные состязания «Аът чарыштырары»
1. Интеллектуальные игры у тувинцев: Буга-шыдыраа (бычьи шахматы) Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)

1. Интеллектуальные игры у тувинцев:

  • Буга-шыдыраа (бычьи шахматы)
  • Тугул-шыдыраа (тельячи шахматы)
БУГА-ШЫДЫРАА (БЫЧЬИ ШАХМАТЫ)

БУГА-ШЫДЫРАА (БЫЧЬИ ШАХМАТЫ)

ТУГУЛ-ШЫДЫРАА (ТЕЛЬЯЧИ ШАХМАТЫ)

ТУГУЛ-ШЫДЫРАА (ТЕЛЬЯЧИ ШАХМАТЫ)

2. СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ У ТУВИНЦЕВ:  Кажык (игра в кости)   Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье) Кажык-биле аът чарыштырары (скачка) «Бодалажыры» (игра в кости «устный счет») . Дужуруп кагары, аът тудары (ловить коня) Кажык адары (стрельба в кости) Адыр-Бут (Соревнование на ходулях) Кара адары (стрельба из лука)   Чинчи чажырары (Найти бусинку) Тевектээри (почекушки)

2. СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ У ТУВИНЦЕВ: 

  • Кажык (игра в кости)  
  • Четыре трудности (дорт берге) (игра на счастье)
  • Кажык-биле аът чарыштырары (скачка)
  • «Бодалажыры» (игра в кости «устный счет») .
  • Дужуруп кагары, аът тудары (ловить коня)
  • Кажык адары (стрельба в кости)
  • Адыр-Бут (Соревнование на ходулях)
  • Кара адары (стрельба из лука)
  •   Чинчи чажырары (Найти бусинку)
  • Тевектээри (почекушки)
ИГРЫ В КОСТИ «КАЖЫК»  Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

ИГРЫ В КОСТИ «КАЖЫК»

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

 Игра «Кажык», или игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности.

Игра «Кажык», или игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности.

«БОДАЛАЖЫРЫ» ИГРА В КОСТИ «УСТНЫЙ СЧЕТ» .

Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто – нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда «штрафуется».

ДОРТ БЕРГЕ  - ЧЕТЫРЕ ТРУДНОСТИ (ИГРА НА СЧАСТЬЕ)  Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно.

ДОРТ БЕРГЕ  - ЧЕТЫРЕ ТРУДНОСТИ (ИГРА НА СЧАСТЬЕ)

Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно.

АЪТ ЧАРЫШТЫРАРЫ  ИГРА В КОСТИ «СКАЧКИ»   Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все кости ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу».

АЪТ ЧАРЫШТЫРАРЫ ИГРА В КОСТИ «СКАЧКИ»

Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все кости ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу».

АДЫР-БУТ  (СОРЕВНОВАНИЕ НА ХОДУЛЯХ)  Для этой игры изготавливают две ходули (адыр-бут - деревянные ноги). Вырезают палки с отростком в нижней части и обтесывают так, чтобы между отростком и стволом могли помещаться ноги. Затем при помощи этих ходулей устраивают состязание в беге. Высота от земли до ног разная: чем выше ноги от земли, тем быстрее делают шаги. Но при состязании с этим не считаются. Имеется в виду, что каждый ходок кроме того, что он умеет ходить, бегать на ходулях, должен и уметь подобрать подходящие палки - ходули - и обработать их так, чтобы ноги стояли свободно и безболезненно.

АДЫР-БУТ (СОРЕВНОВАНИЕ НА ХОДУЛЯХ)

Для этой игры изготавливают две ходули (адыр-бут - деревянные ноги). Вырезают палки с отростком в нижней части и обтесывают так, чтобы между отростком и стволом могли помещаться ноги. Затем при помощи этих ходулей устраивают состязание в беге. Высота от земли до ног разная: чем выше ноги от земли, тем быстрее делают шаги. Но при состязании с этим не считаются. Имеется в виду, что каждый ходок кроме того, что он умеет ходить, бегать на ходулях, должен и уметь подобрать подходящие палки - ходули - и обработать их так, чтобы ноги стояли свободно и безболезненно.

КАРА АДАРЫ  (СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА)  Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.  Правила игры. Поражение цели производить из лука или мячом строго от черты.

КАРА АДАРЫ (СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА)

Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.

Правила игры. Поражение цели производить из лука или мячом строго от черты.

ЧИНЧИ ЧАЖЫРАРЫ (НАЙТИ БУСИНКУ) 

Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту «иголку в стоге сена». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого-нибудь в руке, но при этом он должен «прятать» у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто-нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что-нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.

   ТЕВЕКТЭЭРИ – (ПОЧЕКУШКИ)  Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

  ТЕВЕКТЭЭРИ – (ПОЧЕКУШКИ)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

3.ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ТУВИНЦЕВ: Ак-ыяш (белая палочка) Согур-Аза (Слепой черт) Чунгу (Катание)

3.ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ТУВИНЦЕВ:

  • Ак-ыяш (белая палочка)
  • Согур-Аза (Слепой черт)
  • Чунгу (Катание)
АК-ЫЯШ (БЕЛАЯ ПАЛОЧКА)  Играют в эту игру ночью, при лунном свете, в основном в зимнее время и во время игры «ойтулааш». Участвуют две команды, количество игроков не ограничено. Предметом игры является специально сделанная белая палочка. Палочку должны осмотреть все участники игры, чтобы не перепутать с другой палочкой.

АК-ЫЯШ (БЕЛАЯ ПАЛОЧКА)

Играют в эту игру ночью, при лунном свете, в основном в зимнее время и во время игры «ойтулааш». Участвуют две команды, количество игроков не ограничено. Предметом игры является специально сделанная белая палочка. Палочку должны осмотреть все участники игры, чтобы не перепутать с другой палочкой.

 Играют так: выбирают специальное место, где собираются все участники игры. Отдают ак-ыяш самому сильному, который может кинуть ее дальше всех. Он бросает ее либо через помещение для скота, либо за бугор так, чтобы ни один участник не видел места ее падения. После того, как кинули ак-ыяш, все бегут туда, где она должна упасть. Кто-нибудь из игроков находит ак-ыяш и бежит к месту старта. Если его поймают члены другой команды, то стараются отобрать ак-ыяш, если кто-нибудь из своей команды успел прибежать в это время, ак-ыяш передается ему, и он бежит дальше. Если кто-нибудь допустил грубость в игре - порвал одежду, поцарапал кого-нибудь или тайком остался на месте падения ак-ыяш, то команда лишается права кидать ак-ыяш, а «нарушитель» выводится из игры.

Играют так: выбирают специальное место, где собираются все участники игры. Отдают ак-ыяш самому сильному, который может кинуть ее дальше всех. Он бросает ее либо через помещение для скота, либо за бугор так, чтобы ни один участник не видел места ее падения. После того, как кинули ак-ыяш, все бегут туда, где она должна упасть. Кто-нибудь из игроков находит ак-ыяш и бежит к месту старта. Если его поймают члены другой команды, то стараются отобрать ак-ыяш, если кто-нибудь из своей команды успел прибежать в это время, ак-ыяш передается ему, и он бежит дальше. Если кто-нибудь допустил грубость в игре - порвал одежду, поцарапал кого-нибудь или тайком остался на месте падения ак-ыяш, то команда лишается права кидать ак-ыяш, а «нарушитель» выводится из игры.

ИГРА «СОГУР-АЗА»  (СЛЕПОЙ ЧЕРТ)

ИГРА «СОГУР-АЗА» (СЛЕПОЙ ЧЕРТ)

  В разных местах Тувы эту игру называют по-разному. Одни называют аскак-кадай - хромая ведьма, другие - куске, моортай - кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур-аза (черт), авазы (мать) и дети. Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются трубками. Мать, взяв у черта трубку, передает сзади стоящему ребенку. Тот бросает наземь трубку и при этом говорит: - У черта трубку не буду курить, у отца и матери - буду курить.  Услышав это, черт спрашивает у матери: - Что за тобой? - Это мой когээржик. - За когээржиком что? - Тень моего когээржика. - За тенью твоего когээржика? - А там мои дети! - Если дети, - говорит черт, - я их съем.   С этими словами черт выскакивает и кидается, чтобы кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот выходил из игры. Игра продолжалась до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают «черта» и «мать».

В разных местах Тувы эту игру называют по-разному. Одни называют аскак-кадай - хромая ведьма, другие - куске, моортай - кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур-аза (черт), авазы (мать) и дети. Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются трубками. Мать, взяв у черта трубку, передает сзади стоящему ребенку. Тот бросает наземь трубку и при этом говорит:

- У черта трубку не буду курить, у отца и матери - буду курить.

Услышав это, черт спрашивает у матери:

- Что за тобой?

- Это мой когээржик.

- За когээржиком что?

- Тень моего когээржика.

- За тенью твоего когээржика?

- А там мои дети!

- Если дети, - говорит черт, - я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтобы кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот выходил из игры. Игра продолжалась до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают «черта» и «мать».

ИГРА «ЧУНГУ» (КАТАНИЕ)  Катались на естественных катках, с горки. Лыж и коньков прежде тувинцы не знали, за исключением таежных «шанак» (лыжи); редко пользовались санками. Дети в качестве скользящего средства брали старый кусок козьей шкуры. Пастухи во время пастьбы также не забывали «чу?гу» - они делали это при помощи задней полы своего тона (зимняя шуба из козьей шкуры). Во время Шагаа «мынгырты» и «чу?гу» становились массовыми.

ИГРА «ЧУНГУ» (КАТАНИЕ)

Катались на естественных катках, с горки. Лыж и коньков прежде тувинцы не знали, за исключением таежных «шанак» (лыжи); редко пользовались санками. Дети в качестве скользящего средства брали старый кусок козьей шкуры. Пастухи во время пастьбы также не забывали «чу?гу» - они делали это при помощи задней полы своего тона (зимняя шуба из козьей шкуры). Во время Шагаа «мынгырты» и «чу?гу» становились массовыми.

4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА «ХУРЕШ» Хуре́ш (тув. Хүреш) — тувинская национальная борьба. Состязания по хурешу традиционно проводятся во время ежегодного праздника Наадым и на празднике Шагаа (Новый год). Также борьбе отводится важная роль во время традиционных молебен Оваа дагыыры (освящение хозяев местности), суг дагыыры (освящение водного источника), доя (пиршеств)

4.НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА «ХУРЕШ»

Хуре́ш (тув. Хүреш) — тувинская национальная борьба. Состязания по хурешу традиционно проводятся во время ежегодного праздника Наадым и на празднике Шагаа (Новый год). Также борьбе отводится важная роль во время традиционных молебен Оваа дагыыры (освящение хозяев местности), суг дагыыры (освящение водного источника), доя (пиршеств)

Борцы хуреш

В борьбе хуреш участвуют борцы в традиционных костюмах. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнём, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнажённой.

Соревнования проводятся на открытом воздухе на выбывание. Победитель в последней паре становится абсолютным победителем.

Перед началом состязаний борцы исполняют танец орла — «девиг», символизирующий полёт орла всё выше и выше. Этот же танец исполняет победитель после завершения схватки. Считается, что во время этого танца борцы поклоняются Вечному Синему Небу.

Во время состязаний борцы берут друг друга в захват и пытаются сдвинуть с места или повалить на землю. Толчки и зажимы запрещены. Проигравшим считается борец, первым упавший на землю или коснувшийся земли коленом.

Особое влияние имеет моге салыкчызы (судья-секундант), который призывает борца после тренировки. Он пользуется большим уважением борцов, которые прислушиваются к его словам. Моге салыкчызы также выступает в роли комментатора, и поэтому должен быть артистичным, обладать громким хорошо поставленным голосом. Часто моге салыкчызы становятся Народные артисты Тувы.

  Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие: Тевери ‒ удар ногой (подсечка).  Катай кагары ‒ удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли). Буттаары ‒ хватать за ногу. Чая-тудары ‒ боковой прием. Тырыкылаары ‒ круговой прием (вращение). Былдаары ‒ обман (увертывание).

Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие:

Тевери ‒ удар ногой (подсечка).

Катай кагары ‒ удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).

Буттаары ‒ хватать за ногу.

Чая-тудары ‒ боковой прием.

Тырыкылаары ‒ круговой прием (вращение).

Былдаары ‒ обман (увертывание).

ТАНЕЦ ОРЛА

ТАНЕЦ ОРЛА

  Правила   При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (содак-шудак с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар — тигр; арзылан — лев; чаан — слон; начын — богатырь и т. д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.

Правила

При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (содак-шудак с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар — тигр; арзылан — лев; чаан — слон; начын — богатырь и т. д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.

ИСТОРИЯ

По мнению Оргелээра Чувурековича Ондара, специалиста по «хурешу», борьба появилась на территории Тувы достаточно давно, как минимум в XI—XII веках. Изначально это были рукопашные схватки, так как тувинцы вынуждены были сражаться с иноземными захватчиками. По мнению О. Ч. Ондараа, древнее происхождение борьбы хуреш подтверждается схожестью её названия с названиями аналогичных видов спорта у родственных тюркоязычных народов: курес на казахском языке, кураш на узбекском, куреш на алтайском, гюлеш на азербайджанском, гюреш на турецком, курес на хакасском. Упоминания борьбы содержатся и в тувинском эпосе о героических богатырях[1].

Борьба хуреш впервые письменно упоминается в сборнике летописей 1207 года персидского летописца Рашид-ад-Дина. Там говорится: «Первые воины Чингиз-Хана в верховьях Енисея организовали большую борьбу». Описания борьбы хуреш оставили и исследователи-путешественники, посещавшие Туву в XIX веке: Н. Ф. Катанов, Ф. Я. Кон и другие.

Новый толчок к развитию борьба хуреш получила в период существования Тувинской Народной Республики (1921—1944) в результате целенаправленной государственной политики. Получили развитие такие элементы «хуреша» как жеребьёвка, представление борцов, присуждение титулов, требования к спортивным костюмам, исполнение танца орла. Тем не менее, отсутствовали утверждённые правила борьбы, не было квалифицированных судей и комментаторов

  После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году власти стали уделять особое внимание развитию культуры, спорта и образования. Стали появляться квалифицированные специалисты, развивались новые виды спорта. Советский период стал важным этапом в развитии борьбы хуреш..   В конце XX — начале XXI века были окончательно утверждены правила борьбы хуреш, порядок вручения призов и званий борцам. Сегодня нередки случаи, когда именно борцы «хуреша» становятся победителями в соревнованиях по сумо, например, Баткар Баасан принес единственное золото российской сборной по борьбе сумо среди юниоров в августе 2015 году в Японии (г. Осака). В нумизматике  Монета «Танец орла и борьба хуреш» В 1980 году к летним олимпийским играм в СССР была выпущена памятная монета номиналом 10 рублей «Танец орла и борьба хуреш». На реверсе монеты на переднем плане изображена схватка борцов хуреш, на заднем плане — победитель, исполняющий танец орла. Монета «Танец орла и борьба хуреш»

После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году власти стали уделять особое внимание развитию культуры, спорта и образования. Стали появляться квалифицированные специалисты, развивались новые виды спорта. Советский период стал важным этапом в развитии борьбы хуреш..

В конце XX — начале XXI века были окончательно утверждены правила борьбы хуреш, порядок вручения призов и званий борцам. Сегодня нередки случаи, когда именно борцы «хуреша» становятся победителями в соревнованиях по сумо, например, Баткар Баасан принес единственное золото российской сборной по борьбе сумо среди юниоров в августе 2015 году в Японии (г. Осака).

В нумизматике

Монета «Танец орла и борьба хуреш»

В 1980 году к летним олимпийским играм в СССР была выпущена памятная монета номиналом 10 рублей «Танец орла и борьба хуреш». На реверсе монеты на переднем плане изображена схватка борцов хуреш, на заднем плане — победитель, исполняющий танец орла.

Монета «Танец орла и борьба хуреш»

Аът чарыштырары (конные состязания)  В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей (маннаар - рысью, челер, чыраа - иноходью) и по их возрасту. Перед состязанием за месяц коня закаляют (соодар) и тренируют (кузургедир), в ночное время держат на длинном аркане (ортээр) в местах с низким травостоем, а в дневное время - на привязи в тени (баглаар). С течением времени сокращается ортээр, и коня держат преимущественно на привязи в тени. Через десять дней его тренируют на короткие дистанции, -затем через 5 и 3 дня - дистанция соответственно увеличивается. Накануне состязания тренируют на более короткой дистанции, а затем приводят в порядок: заплетают хвостовые волосы, красиво подрезают челку и гриву, моют коня. Тренировка и закалка для всех видов состязаний одинакова.

Аът чарыштырары

(конные состязания)

В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей (маннаар - рысью, челер, чыраа - иноходью) и по их возрасту. Перед состязанием за месяц коня закаляют (соодар) и тренируют (кузургедир), в ночное время держат на длинном аркане (ортээр) в местах с низким травостоем, а в дневное время - на привязи в тени (баглаар). С течением времени сокращается ортээр, и коня держат преимущественно на привязи в тени. Через десять дней его тренируют на короткие дистанции, -затем через 5 и 3 дня - дистанция соответственно увеличивается. Накануне состязания тренируют на более короткой дистанции, а затем приводят в порядок: заплетают хвостовые волосы, красиво подрезают челку и гриву, моют коня. Тренировка и закалка для всех видов состязаний одинакова.

 Во время тренировки коня наездник также занимается всевозможной подготовкой и одновременно приобретает мастерство в езде.  Протяженность маршрута измеряется полуденным расстоянием, т.е. примерно 30-40 км. Когда все лошади построены, дают команду: «Старт!». Наездники с криком и свистом, крутя над головой плетками, вырываются на «беговую дорожку». Все решает мастерство наездников. Неоднократным «чемпионам-скакунам» даются прозвища «Чугурук-Доруг» - «Скакун гнедой», «Сыын-Бора» - «Серый олень», «Чугурук-Сарала» - «Скакун пестрый», «Бора-Хартыга» - «Серый сокол» и т.д. Состязания молодых скакунов проводятся на наиболее коротких дистанциях (15-20 км).

Во время тренировки коня наездник также занимается всевозможной подготовкой и одновременно приобретает мастерство в езде.

Протяженность маршрута измеряется полуденным расстоянием, т.е. примерно 30-40 км. Когда все лошади построены, дают команду: «Старт!». Наездники с криком и свистом, крутя над головой плетками, вырываются на «беговую дорожку». Все решает мастерство наездников. Неоднократным «чемпионам-скакунам» даются прозвища «Чугурук-Доруг» - «Скакун гнедой», «Сыын-Бора» - «Серый олень», «Чугурук-Сарала» - «Скакун пестрый», «Бора-Хартыга» - «Серый сокол» и т.д. Состязания молодых скакунов проводятся на наиболее коротких дистанциях (15-20 км).

  Состязания иноходцев носят названия: челер, чыраа аъттар. Обычно принято в состязании иноходцев вместо челер впускать их чыраа Челер и чыраа - две разновидности иноходцев. Разница в ходе заключается в том, что у челер при беге все четыре ноги чередуются, а у чыраа правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем - левая передняя и левая задняя, а скорость у челер и чыраа одинакова.. Для участия в состязании иноходцев седлают красиво наряженными седлами, надевают узды с серебряными украшениями. Наездниками выбирают пожилых, опытных людей: чаще всего наездниками выступают сами хозяева коней или близкие им люди. Нередко конь не удовлетворившись средним (тихим) ходом, переходит на галоп, что не разрешается. Тогда наездник должен умело перевести коня на иноходь, что трудно удается, ибо скачущий конь при натягивании поводка снижает скорость до минимального предела, а затем снова набирает ее и постепенно доходит до нормальной скорости.

Состязания иноходцев носят названия: челер, чыраа аъттар. Обычно принято в состязании иноходцев вместо челер впускать их чыраа Челер и чыраа - две разновидности иноходцев. Разница в ходе заключается в том, что у челер при беге все четыре ноги чередуются, а у чыраа правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем - левая передняя и левая задняя, а скорость у челер и чыраа одинакова.. Для участия в состязании иноходцев седлают красиво наряженными седлами, надевают узды с серебряными украшениями. Наездниками выбирают пожилых, опытных людей: чаще всего наездниками выступают сами хозяева коней или близкие им люди. Нередко конь не удовлетворившись средним (тихим) ходом, переходит на галоп, что не разрешается. Тогда наездник должен умело перевести коня на иноходь, что трудно удается, ибо скачущий конь при натягивании поводка снижает скорость до минимального предела, а затем снова набирает ее и постепенно доходит до нормальной скорости.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!