Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буква ш»
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний и способов учебных действий.
Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Поздароваемся с помощью рукопожатия!
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Если буквы изучать то научимся читать.
- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
II. Актуализация знаний и мотивация
- Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки?
- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
III. Постановка учебной задачи
– Сейчас я вам расскажу интересную историю.
Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось.
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь».
- Ребята, вы узнали нашу гостью и ее друга?
(Это Маша и Мишка из мультфильма.)
- Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. - Может быть, сегодня она посетив наш урок, станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?
– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? (Звук [ш])
– Верно, это звук [ш].
- Сформулируйте тему урока. (На доске вывешивается тема урока)
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Постановка проблемы, открытие новых знаний.
– Как шипит змея? ( Ш-ш-ш)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)
Какой звук вы произносили?
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку?
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?
– Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш…
– В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? (Согласный.)
– Правильно, звук [ш] согласный.
– Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой.)
– А звук [ш] твердый или мягкий? (Твердый.)
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
V. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась.
А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась).
Шта-што-шту-шты! (испугалась.)»
Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу».
И Маша успокоилась.
VI. Первичное закрепление
- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.
– Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)
– Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)
– Давайте разберем это слово по звукам – ШШШ-УУУ-МММ.
– Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ.
– Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ.
– Какой третий звук в слове шум?
– Назовите все звуки по порядку.
– Назовите гласный звук. (Звук [у])
– Назовите согласные звуки. (Звуки [ш],[м])
– Выложите звуковую схему слова шум.
Ребята, какой мы можем сделать вывод?
[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.
Физкультминутка
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
VII. Включение в систему знаний
Знакомство с буквой Ш
Откройте азбуку в картинках и обследуйте рисунок.
Что изображено на картинке?
Найдите букву ш.
Какими точками она обозначается?
VIII. Закрепление.
Произношение звука в стихотворении
– Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с елки, шишка!
Шишка — шлеп по голове.
Стало шишек сразу две.
– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.
– Если вы звук [ш] слышится в начале слова, то хлопаете в ладоши, а если – в в середине слова, топаете.
Слова: кошка, мышка, шуба, шапка, шишка, машина, лягушка
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Что важного узнали о новой букве?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Какое у вас настроение?
Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке.