Организационная информация |
Предмет | Русский язык |
УМК | Школа России |
Тема | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
Класс | 2 |
Автор урока | Атрепьева Людмила Михайловна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Курск |
Методическая информация |
Тип урока | открытие нового знания |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, индивидуальная |
Технология | проблемно-диалогическое обучение |
Цель | Расширить знания детей о согласных звуках и буквах, повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме последующими гласными буквами: я, е, ё, ю, и и мягким знаком. |
Задачи | Познавательные: Научить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я; Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме при помощи гласных букв и,е,ё,ю,я Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель на уроке; формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы Личностные: Коммуникативные: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения; формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли |
Планируемые результаты | учащиеся научатся: распознавать мягкие и твёрдые согласные звуки; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными по мягкости и твёрдости согласными в словах |
Время реализации | 45 минут |
Используемые знания, умения и навыки | знания о характеристике согласных звуков; знания о парности согласных звуков по твёрдости – мягкости; знания о непарных мягких и твёрдых согласных звуках. |
Новые понятия и умения | |
Электронные ресурсы | |
Источники информации | Учебник «Русский язык» (2 класс). Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Поурочные разработки по русскому языку (2 класс). Авторы: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева Уроки русского языка с применением информационных технологий. Авторы: О.А.Архипова, О.С.Асафьева Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (2 класс) |
Необходимое оборудование и материалы | |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. | Организационный момент | Приветствие (психологический настрой на урок) | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Регулятивные : (формирование способности к организации своей деятельности) |
2. | Чистописание | б (белка с пушистым хвостом направленным вверх) д (дятел, хвост которого направлен вниз и служит опорой при лечении дерева) Ребус. На берёзе сидит дятел. (вместо букв Б-д стрелки вверх(Б) и вниз(Д) | Прописывают образцы букв и записывают предложение: На берёзе сидит дятел. (вместо букв б-д стрелки вверх-вниз) | Познавательные (сравнение, формулирование выводов) |
3. | Актуализация знаний | Добавляю кавычку, обозначающую мягкость, что изменилось в характеристике звуков? От чего зависит мягкость-твёрдость согласных звуков? Обсуждением этой проблемы мы и займёмся на уроке. Назовите в нашем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. | Выполняют практические действия по характеристике звуков Анализируют предложенное задание | Познавательные: (моделирование логической цепи рассуждений), |
4. | Создание проблемной ситуации | Работа в парах. У вас на партах снежинки, на которых написаны названия месяцев и слоги. Расположите месяцы по-порядку, начиная с первого месяца года, и тогда вы прочтёте девиз нашего сегодняшнего урока. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Запишите пословицу в тетрадь.( 1 ребёнок работает у доски) Подчеркните буквы мягких согласных звуков. Какие буквы указывают на мягкость согласных звуков? Какие буквы командуют твёрдость? Какая возникла проблема? (Буква ш не подчиняется Ь) Почему? Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (Й,Ч,Щ) Назовите буквы всегда твёрдых согласных звуков. (Ш,Ж, Ц) | Работают в парах: составляют из слогов предложение. Записывают пословицу в тетрадь. Подчеркиваю буквы мягких согласных звуков. Отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные (решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Коммуникативные (умение договариваться впаре, общаться, приходить к единому мнению). |
5 | Постановка цели урока | Работа с учебником .Стр. 121. | Определить тему урока под руководством учителя | Регулятивные (осознание учащимися темы и задач урока). |
6. | Физкультминутка | Игра «Хоккей» Поставьте на партах руки согнутые в локтях. Это «хоккейные ворота» «Шайбой» будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо «ловить», закрывая «ворота», опуская руки на стол. Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли, мёд, тёплый, мокрый, дождь, вёсла. Молодцы! | Внимательно слушают слова и выполняют движения руками. | Регулятивные и личностные (чередование труда и отдыха; забота о своём здоровье) |
7 | Работа по теме урока | Работа с учебником Стр.121 , Упражнение 196. Фронтальная проверка. Какие согласные вы подчеркнули? | Работают по учебнику, выполняют задания в тетради Подчёркивают согласные, которые обозначают твёрдый парный согласный звук (С) | Познавательные (сравнение, формулирование выводов) Коммуникативные (привычка делового сотрудничества, культура общения) Регулятивные (контрольно-оценочная деятельность) |
8. | физкультминутка | корригирующая гимнастика для глаз. Полёт мухи (Учителем задается направление движения, учащиеся с глазами следят за полётом мухи.. Как только «муха» остановится, глаза закрывают) | Внимательно слушают слова и выполняют вращения глазами | |
9. | Первичное закрепление изученного | Работа с таблицей школь | чик | маль | цо | силь | ник | крыль | ный | Наш знакомый «Хмурый гном» как всегда сомневается, что вы справитесь с его заданием. Соедините слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова. Запишите их, разделяя черточками для переноса. Какие правила переноса слов необходимо помнить? Подчеркните гласные, которые командуют мягкость согласным звукам. | Составляют и записывают слова разделяя их для переноса. Формулируют правило переноса слов с мягким знаком. Называют гласные. Командующие мягкость согласным звукам Делают вывод, какими буквами обозначается мягкость на письме. | Познавательные (сравнение, формулирование выводов) Предметные (правописание орфограмм, деление слов на слоги ) |
10 | Итог. | Подведём итог нашей работы на уроке. - Над какой темой мы сегодня работали? Как обозначается твёрдость согласных на письме? Как обозначается мягкость согласных на письме? Какую роль играет Ь в словах?
| Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
- Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме. - Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у - Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. - Мягкий знак обозначает мягкость согласного | Личностные: (самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом) Регулятивные: (совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке) Коммуникативные: (строить монологическое высказывание0. |
11 | Домашнее задание | Выполнить тест, закрепить знания по изученной теме. (детям раздаются карточки с тестовыми вопросами по теме «твёрдые и мягкие согласные звуки» | | |
12. | Рефлексия | Оцените свою работу на уроке используя фразеологизмы. Кто на ваш взгляд работал на уроке лучше и активнее других, лавал более точные и грамотные ответы. Этому ребёнку мы вручаем сегодня шапку «Грамотея» | | Регулятивные (оценка своей деятельности) |