СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие проекты, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная   деятельность  учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения помогает эффективно формировать духовно- нравственную сферу каждого участника проекта.

Просмотр содержимого документа
«Творческие проекты, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности»

Творческие проекты, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности

из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Гимназия № 1 города Благовещенска»

Литвин Татьяны Анатольевны


Творческие проекты, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности не имеют такой чётко проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся.  

Такие проекты предоставляют возможность использовать знания в различных сочетаниях, стирают границы между школьными дисциплинами; сближают применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
  Работать над проектом   способны  дети  разного уровня  подготовленности и интеллектуального развития. Для меня важно в таких проектах раскрыть таланты и способности особенно робких детей.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  

Творческие проекты обеспечивают  формирование универсальных учебных действий, воспитывают ответственность, умение принимать решения, духовно-нравственные качества личности. Через них дети усваивают моральные требования, закрепляют определённые формы поведения, т.е. формируют так называемые “нравственные привычки”.

Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такие качествами личности приобретают ученики в результате участия в творческих проектах. Работая в группе, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в такого рода деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он является частью чего-то грандиозного, зрелищного, когда он ощущает свою необходимость, незаменимость.

Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего труда.

1.2.Этапы проекта.

     В  творческой проектной   деятельности    выделяются следующие этапы

1 этап. Погружение в проект.  На данном этапе выбирается и формулируется замысел, который будет реализован в результате  работы учащихся, определяется мотивация. При этом необходимо учитывать интересы  школьников. Этап, когда дети зажигаются желанием во чтобы то ни стало участвовать и осуществить проект.

  2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников, кто танцует, кто акробат, кто поёт, кто читает стихи, кто оформляет, кто пугает, кто смешит. Формулируются задачи для каждой группы, определяется значимость работы каждой группы.

 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, здесь идёт в ход всё и интернет и собственный опыт.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе выстраивается целостная картинка проекта. Ребята представляя свои творческие группы, вливаются в целостный номер демонстрируя единство идеи, мысли.

Данный проект, был осуществлён с целью развития таких духовно-нравственных качеств как бережное, уважительное отношение к друг другу, развитие доверия и помощи к одноклассникам, любви и осознанию ценности школы, учителя. В ходе проекта, дети духовно выросли, не слышно было ни оскорблений, ни унижений, все хотели поддержать друг друга, если что- то не получалось, успокаивали и ободряли, если вдруг появлялись слёзы. Формировали терпимость и ценность дружбы для каждого участника проекта

 5 этап. Выступление - самый волнительный этап, демонстрация своей работы, осознание, себя частью единого целого. А если проект оказался успешным – это триумф, счастье, гордость!


Проект «Моя Россия»

В каждом направлении деятельности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания и развития раскрывается система базовых национальных ценностей:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

воспитание нравственных чувств и этического сознания

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.




Проект «Закаты алые»

Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц ВОВ.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, посредством фильмов передач о ВОВ личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну; Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

Данный проект позволяет придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающихся. Главным критерием оценки является достижение цели проекта. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

С точки зрения учащегося, творческий проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, или в группе. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат.

С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее формировать прежде всего духовно-нравственные качества личности. И конечно же ещё одна возможность к самообразованию, в ходе реализации осваиваешь новые программы по работе с видео, аудио материалами, по работе с презентационными эффектами.

 В результате творческой проектной  деятельности у младших школьников формируются 

1.Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,

задавать вопросы и т.д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

           Проектная   деятельность  учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения помогает эффективно формировать духовно- нравственную сферу каждого участника проекта.



Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

  2. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

  4. Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.

  5. Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

  6. М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.

  7. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  8. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.

  9. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.