Творческий проект “В гостях у русских умельцев”.
Класс: 3
Программа. В.С. Кузин. Изобразительное искусство. 3 класс.
Обоснование выбора темы программы для изучения в режиме “ метода проекта”. Выбор темы “В гостях у русских мастеров” в режиме “ метода проекта” позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, т.е. обучение будет проходить в процессе деятельности учащихся.
Методический паспорт:
по содержанию - межпредметный ( окружающий мир, история , труд)
по форме организации - групповой
по срокам выполнения - среднесрочный
по результатам выполнения - практический
Цель: исследовать характерные особенности народных декоративно - прикладных промыслов ( Жостово, Хохлома, Палех, Гжель, русская матрёшка).
Задачи:
Познакомить с разными видами народного декоративно - прикладного искусства, историей их появления и способами оформления.
Развивать воображение, чувство красоты, гармонии; творческие способности детей.
Формировать интерес к истории и культуре своего народа; чувство национального самосознания и сохранение традиций русского прикладного творчества.
Продукт и его использование. Создать альбом народных промыслов практического использования на уроках в начальной школе.
Планируемый результат обучения:
учащиеся будут знать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России ( Жостово, Хохлома, Гжель, Палех);
учащиеся будут уметь творчески применять простейшие приёмы народной росписи, своеобразные приёмы в изображении декоративных ягод, трав, цветов ; применять навыки декоративного оформления при изготовлении игрушек на уроках труда.
Критерии оценки процесса и результатов проектной деятельности:
Объём информации, соответствие теме;
Качество оформления, убедительность;
привлекательность и доступность материала.
Творческие группы:
1 группа - Русская матрёшка.
2 группа - Палех.
3 группа - Хохлома.
4 группа - Жостово.
5 группа - Гжель.
Состав группы: Скоморох, Историк, Мастер, Художник ( 2 чел.), Сказочник.
Планирование темы:
Вводный урок. Распределение по группам. Задания.
Творческий отчёт 1 –ой группы - Русская матрёшка.
Творческий отчёт 2-ой группы - Палех.
Творческий отчёт 3-ей группы - Хохлома.
Творческий отчёт 4-ой группы - Жостово.
Творческий отчёт 5-ой группы - Гжель.
Обобщение по теме: “ Народные промыслы - творческий труд народов России”.
План – конспект урока по изобразительному искусству.
Творческий отчёт 3-ей группы - Хохлома.
Тема. Роспись по дереву. Хохломская роспись.
Цель: создать представление о характерных особенностях Хохломской росписи по дереву; учить рисовать основные элементы этой росписи.
Оборудование: хохломская посуда; репродукция, изображающая изделия народных промыслов; карточки с изображением отдельных элементов хохломской росписи; гуашь, кисти, листы тонированной бумаги( жёлтого цвета), магнитофон, записи русских народных песен.
Продукт выполнения творческого отчёта: страница альбома народных промыслов( Хохлома).
План - конспект урока.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Программное обеспечение |
I. Организационный этап. | | Проверяет готовность к уроку. | Подготовить все необходимые предметы для урока. | |
II. Мобилизующий этап. | Рассмотреть предметы на столе. Отгадать загадку. | Постановка вопроса. Создание эмоционального настроя. | Высказывания по поводу принадлежности предметов. Отгадывают загадку и определяют учебную задачу. | Плакат с названием росписи. |
III. Творческий отчёт. Скоморох. 2.Историк. 3.Сказочник. 4.Мастер. | Демонстрирует деревянную посуду с хохломской росписью. Рассказывает задорно стихотворение о хохломской росписи. Рассказывает об истории возникновения хохломской росписи. Рассказывает легенду о мастере, который открыл людям секрет хохломской росписи. Рассказывает о процессе изготовления деревянной посуды для хохломской росписи. Показывает рисунки. | Даёт необходимые комментарии. Даёт необходимые пояснения. | Задают вопросы, возникающие в процессе рассказа. Делают дополнения. Слушают историю. Задают вопросы. | Посуда с хохломской росписью. Звучит тихая музыка. Рисунки. |
IV. Физминутка. | Скоморох показывает под музыку комплекс упражнений. | Направляет действия детей. | Выполняют упражнения около своих парт. | Звучит музыка. |
V. Практическая работа. 5. Художники. | Один художник - рассказывает о том, как и в какой последовательности выполняется хохломская роспись. Демонстрирует рисунок с хохломской росписью для альбома народных промыслов. Второй художник - учит ребят выполнять основные элементы хохломской росписи , используя собственные наброски. | Даёт пояснения. Направляет и обобщает работу художников. | Задают вопросы. Учатся в альбомах выполнять основные элементы хохломской росписи. | Рисунок посуды с хохломской росписью для альбома. Рисунки с изображением основных элементов росписи. |
VI. Самостоятельная работа. | Участники группы раздают каждому картонные заготовки различной формы, имитирующие деревянную посуду. Помогают при выполнении работы и контролирую, чтобы роспись соответствовала данной. | Контролирует и помогает при выполнении работы. | Каждый ученик делает роспись из наиболее запомнившихся и понравившихся элементов хохломской росписи. | Звучат русские народные песни. |
VII. Анализ детских работ. | Ребята вывешивают свои рисунки. | Учитель рисует на доске домик, в котором ребята разместят свои рисунки. | Делятся своими впечатлениями. Называют самый лучший рисунок. | Рисунки детей. |
VIII. Выставление оценки группе. Подведение итогов. | Выставляется оценка группе. | Обобщает высказывания учащихся. Отмечает сильные стороны работы группы. Нацеливает на дальнейшую плодотворную работу. | Учащиеся, выставляя оценку группе, исходили из критериев, о которых говорилось в подготовительный период проекта. Давали свои объяснения и делали выводы. Дети говорили о том, что было особенно интересно, в чём испытывали трудность. | |