СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Бориса Константиновича Зайцева ( 140 лет со дня рождения писателя ).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творчество Бориса Константиновича Зайцева ( 140 лет со дня рождения писателя ).»

Творчество Бориса Константиновича Зайцева (140 лет со дня рождения писателя ) Подготовила: Студентка 3 курса Группа 38-17 Якунина Ангелина

Творчество Бориса Константиновича Зайцева (140 лет со дня рождения писателя )

Подготовила:

Студентка 3 курса

Группа 38-17

Якунина Ангелина

Рассказ “Мгла” Обратимся к рассказу “Мгла”. Именно на охоте возникает это чувство связанности с миром, так как никто больше охотника не сливается в одно с природой. Мы помним “Записки охотника” И.С.Тургенева, описание охоты в “Антоновских яблоках” И.Бунина. А что отличает рассказ Зайцева? Так же, как и у Бунина, повествование ведется от первого лица, автор вовлекает читателя в действие, постоянно употребляя местоимение “мы”. И мы, действительно, вместе с автором внимательно, детально следим за каждым этапом охоты. Но если у Бунина охота – праздник, шумный, веселый, многолюдный, то у Зайцева – это поединок человека и зверя. Все остальное неважно. Волк борется за жизнь. А человек? Человек и зверь повторяют не только действия, движения, но и чувства.

Рассказ “Мгла”

  • Обратимся к рассказу “Мгла”. Именно на охоте возникает это чувство связанности с миром, так как никто больше охотника не сливается в одно с природой. Мы помним “Записки охотника” И.С.Тургенева, описание охоты в “Антоновских яблоках” И.Бунина. А что отличает рассказ Зайцева? Так же, как и у Бунина, повествование ведется от первого лица, автор вовлекает читателя в действие, постоянно употребляя местоимение “мы”. И мы, действительно, вместе с автором внимательно, детально следим за каждым этапом охоты. Но если у Бунина охота – праздник, шумный, веселый, многолюдный, то у Зайцева – это поединок человека и зверя. Все остальное неважно. Волк борется за жизнь. А человек? Человек и зверь повторяют не только действия, движения, но и чувства.
волк человек – Он присел на мгновение…  – волк…круто поворачивает в снег и, увязая по уши, из последних сил лезет куда-то  – видимо, он изнемог  – он лежит все там же, где его застала смерть  – ужасно это предсмертное сверканье, эта непримиримая ненависть – я тоже пригнулся  – я грудью пробиваю себе дорогу в снегу– я тоже измучен  – я повыше, на снежном гребне  – я корчился от желания схватить его, в слепой ярости бросался

волк

человек

– Он присел на мгновение… – волк…круто поворачивает в снег и, увязая по уши, из последних сил лезет куда-то – видимо, он изнемог – он лежит все там же, где его застала смерть – ужасно это предсмертное сверканье, эта непримиримая ненависть

– я тоже пригнулся – я грудью пробиваю себе дорогу в снегу– я тоже измучен – я повыше, на снежном гребне – я корчился от желания схватить его, в слепой ярости бросался

Но это не охотничий азарт, это нечто другое. “…что-то безумное владеет мною”. И победитель “не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти”. Может быть поэтому “все кругом молчало, но имело ироничный вид”. И нет ничего удивительного, что мир “как неподвижное лицо Вечной Ночи, с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами”, выражающими “равнодушное отчаяние”. И здесь все так странно, так страшно. Действительно ли Зайцев воспринимает мир как враждебное существо? Обратимся к эпиграфу рассказа “Волки”. Именно в эпиграфе реализуется идея человека о счастливом месте, которое защитит от роковых сил, откроет душе человека нечто, что позволит ему ощутить себя частью природы.
  • Но это не охотничий азарт, это нечто другое. “…что-то безумное владеет мною”. И победитель “не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти”. Может быть поэтому “все кругом молчало, но имело ироничный вид”. И нет ничего удивительного, что мир “как неподвижное лицо Вечной Ночи, с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами”, выражающими “равнодушное отчаяние”. И здесь все так странно, так страшно. Действительно ли Зайцев воспринимает мир как враждебное существо? Обратимся к эпиграфу рассказа “Волки”. Именно в эпиграфе реализуется идея человека о счастливом месте, которое защитит от роковых сил, откроет душе человека нечто, что позволит ему ощутить себя частью природы.
  • Рассказ “Сон ”.
  • В ранних рассказах Зайцева своеобразное отношение к природе. Мир полон событий не тех ярких и громких, которые только и выводят нас из сонного равнодушия. Нет, важно все, что происходит в природе, в жизни мира полно смысла каждое движение, и человек, постигший это, приобщается к высшей тайне, которую трудно выразить словами. Каким приезжает главный герой в это новое неустроенное место? Уставшим, разочарованным. “Песковскому казалось, что он утратил человеческие свойства”. И вдруг открывает для себя новый мир, просто растворив окно! Что же происходит? Казалось бы, ничего: один день сменяет другой. И мы вместе с героем и автором наслаждаемся пейзажем, подмечаем малейшие изменения, происходящие в природе. И она оживает, превращаясь в сказочных героев. “Волны тумана в нежном месячном свете бродили, как безгрешные, лучезарные царевны, переплетались и расходились, пока стоял на небе их властелин – жених…” У Зайцева человек и мир природа слиты в единую жизнь, при этом показано, как мир входит в человека. “Мир истончался для него, …все больше любил и сживался с тем, что вокруг….чувствовал таинственные тихокрылые дуновения,…будто Бог стоял везде, куда ни глянь…сердце трепетно заглядывало куда – то, насыщаемое тысячью тонких, полувнятных звуков, сияний, веяний” . Описания природы чередуются с описанием душевного состояния человека. Начавшиеся на торфяных болотах пожары не пугают героя, напротив, “Песковский сразу почувствовал что-то, чего раньше еще не знал…непобедимое влечение толкало его туда, и он торопясь, будто было какое дело, зашагал по...болоту”. Болото умирало, и герой знает: все, что он полюбил здесь, превратиться в дымящуюся корку. Но “что-то подслушанное и подсмотренное здесь, впитавшееся и ставшее частью его существа…оцепляло его с головы до пят. Как будто сердце его навсегда оделось в волшебные, светло-золотые, легкотканые одежды и стало неуязвимым”.
  • Не только общение с природой дает силы героям Зайцева. Пожалуй, не менее значимо и общение с человеком, которому в силу разных обстоятельств уже открылась некая тайна бытия. Обратимся к рассказу “Тихие зори”. Два старых друга встречаются случайно в не – простое для обоих время: один потерял год назад жену и живет теперь воспоминаниями о прошлом, другой смертельно болен. Зайцев верен себе: нет точной обрисовки образов, развития действия, но мы понимаем, что, существуя вместе, разговаривая вечерами (правда, читатель не всегда знает содержание этих бесед), наслаждаясь окружающей природой, герои открывают в себе и для себя нечто новое, невыразимое словами, но очень важное. Алексей знает о приближающейся смерти, но не боится (и это удивляет его друга), потому что мир посылает ему свои целительные волны, дает великое спокойствие. “Алексей смотрел вдаль, на город….– Хорош рассвет. Как бледно, чисто, славно там. … Что-то сияло на лице моего друга; слабо золотел крест на церкви; сумрак утра был зеленоват и тонок”. Обратите внимание на последнее предложение цитаты. В восприятии друга Алексей становится гармоничной частью этого мира. (человек-вера-природа).
  • Умирая, он не испытывает ужаса, он славословит жизнь. А действительно, почему Алексей не боится смерти? Как автор отвечает на этот вопрос? “..все в тебе самом. Ты везде и всегда будешь таким”. Смерть друга не приводит героя к отчаянию. Наверное, его состояние можно назвать светлой грустью. “ Его образ, омытый светлыми слезами, прояснел – стоял предо мной нетленный, недосягаемый”. Облик друга “растаял” в водах озера, шуме берез… В органическом единении природы и человека кроется причина неистребимости жизни, ее вечного круговорота. Человек – необходимое звено в цепи поколений. Смысл его жизни в том, чтобы выполнить свое природное предназначение и уйти из мира. И вот уже маленький Гаврик с нянькой сидят там, где когда-то бегал и герой, и Алексей. Жизнь продолжает свой круговорот. И пусть неведом и невидим для нас таинственный смысл нашей призрачной жизни, сердце все-таки верит в него и верит в значительность и реальность каждой человеческой тени.
  • Зайцев переживает проникновение человека единой жизнью, великим Всем. И оттого, возможно, его рассказы покажутся трудными. Но останутся они в душе, как неизгладимое настроение, от которого усиливается наше сопричастие к миру. Если творчество Зайцева заинтересует учащихся, можно предложить исследование, проекты “Любовь в рассказах Зайцева и Бунина”, “Тема пути в рассказах Горького и Зайцева”.
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !