Творческие задания на уроках ИЗО и черчения Учителя высшей квалификации 1 категории
Курсы повышения квалификации
педагогических работников
Республики Казахстан третьего уровня
Заречной общеобразовательной школы
Головановой
Оксаны Николаевны

Творческие задания на уроках ИЗО и черчения
I. Преобразование формы предмета
Я применяю на уроках черчения и ИЗО такую методику как
«Дорисовывание фигур» ( по Демченко МО)
Методика направлена на развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала использую комплект карточек , на каждой из которых нарисована одна фигурка определенной формы, на других неопределенной формы

Перед работой говорю ученику: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенок берет простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваю: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то объясняю можно на первой фигурке показать вариант дорисовывания. Если это первое задание в практике ребенка, можно результат зафиксировать и провести диагностику развития воображения.Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравниваю изображения, созданные каждым из детей на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор рaвен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из учащихся
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов.

II. Еще одно из увлекaтельнейших заданий это мини - исследование
«Узнай меня»
Краски всегда использовалась для красоты, для устрашения, для воздания почестей.
Учащимся предлагаю по предложенным образцам, художественных красок (желательно одного цвета, чтобы усложнить задание), определить название красок.
Целью исследования расширить кругозор учащихся о видах красок (так как учащиеся на занятиях не работают с акриловыми красками, масляными, темперными… )
Задание для мини - исследования
У вас на столе имеются 3 вида красок ваша задача найти сходство и отличие
Вы можете из трогать ,даже понюхать, т. е. провести вам необходимые опыты
Анализировать и сделать выводы :
Об отличиях говорит 1 группа 2 дополняет ответ
О сходствах говорит 2 группа 1 дополняет ответ
Примерные варианты ответов
1 Акварель нежная , прозрачная ей
писать надо что то легкое , мягкое, воздушное
Гуашь- более густая краска, плотная
Масло- самая плотная , густая, разбавляется маслом или растворителем, долго сохнет.
Акриловая- менее плотная , чем масло но похоже на нее, быстро сохнет
2 гуашь, акварель, акрил-разбавляется водой ,и самое главное что в каждом наборе одни и те же цвета, и при выполнении любой живописной работы получается великолепие.
1 этап исследование проводится визуально, ребята наглядно определяют вид красок и занося результат в таблицу.
2 этап исследования проводится на уровне обоняния, учащими предлагается определить выражается ли с данного объекта какой ли специфический запах (все зависит от ингредиентов входящих в состав данного образца).
3 этап исследования тактильный, учащимся нужно потрогать, можно провести анализ взаимодействия образцов между собой и на заключительном этапе сделать окончательные выводы и внести в таблицу результаты исследования
№ | Виды красок | Свойства, ощущения | Ответы 2команды | Ответы 3 команды |
1 | | | | |

III. Дети любят рисовать и фантазировать, поэтому я включаю в свою работу такую из методику «Закрой глаза»
1 Детям предлагаю расслабиться сесть поудобнее
2 Включаю спокойную музыку
3 Учащиеся берут в руки карандаш и белый лист, закрывают глаза
Задание:
Закрыть глаза. Водить карандашом на листе не отрывая руки в произвольном порядке( по времени) .
Затем рассмотреть полученное изображение, каждый элемент закрасить отдельным цветом, одно условие: два элемента ,рядом стоящие, не могут быть закрашены одним цветом.
При выполнении, рисунок можно поворачивать и в процессе окрашивания искать ответ на свой вопрос. «Кого или что я изображаю?»
При демонстрации работы, дать название и рассказать как я увидел изображаемый объект..
Эта методика дает возможность учащимся проявить фантазию, творчество, показать свое настроение через игру красок и их сочетание.
Конечно работа занимает определенное количество времени, я ее выполняю с ребятами в конце урока и если не получается по времени закончить даю ее закончить дома.

IV.Бумажная пластика — это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него за считанные минуты выразительные образы: цветы, птиц, животных. Не только живые цветы восхищают нас, дарят радость и отличное настроение, но и бумажные цветы обладают таким свойством. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природных шарм и утонченность.
Собственноручно изготовленные композиции из бумаги дают возможность самовыразиться, раскрыть творческий потенциал.
Я на своих уроках и кружковой работе включаю бумагопластику
Методика вырезания из целого листа отдельных компонентов, композиция читается, когда мы сделаем цветную подложку. Ребятам очень нравиться конечный результат, и они с удовольствием выполняют работу, работа выполняется канцелярским ножом она будет немного сложна для маленьких, при вырезании мелких элементов надо быть осторожным, поэтому рекомендую начать эту работу со среднего


При оформлении фойе, ребята взяли сюжет с интернета, но работа получилась интересной и увлекательной и уже несколько лет украшает школу к Новому году.
Еще один из увлекательных элементов бкмагопластики это такая методика как кручение тонких полосок и формование в элемент необходимый для данной композиции – назывется квиллинг, так же охотно с ребятами даем вторую жизнь бумаге
Задание: изготовить из вырезанных элементов ( газеты и журналы) композицию на любую тему, так же конструируем бумажный город из каталогов и жкрналов.

Квиллинг «Вечный огонь» композиция «Лето» натюрморт
V. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов, до очень сложных движений например, писать и рисовать.
Поэтому я включила в свою практику кружковой работы, такую технику как бисероплетение, разные способы плетения позволяют выполнять удивительные композиции, начиная от цветов и заканчивая скульптурными композициями



Первые шаги в мире бисера, первый цветок принес столько радости и наслаждения.


Шортанов Тимур получил Гран при на конкурсе проводимым музеем к 25 летию Независимости РК (награжден грамотой и денежным призом)
Овладевая навыками работы старшие ученики учат младших, подсказывают как не допустить ошибки и сделать работу правильнее.