СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое развитие учащихся начальных классов на предметах гуманитарного цикла (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является творческим отчётом по методической проблеме, над которой я работаю уже несколько лет. Содержит не только теоретический, но и практический материал, который, надеюсь, может быть полезен коллегам.  

Просмотр содержимого документа
«Творческое развитие учащихся начальных классов на предметах гуманитарного цикла (из опыта работы)»

Государственное учреждение  «Луганский учебно – воспитательный комплекс специализированная школа I ступени - коллегиум  № 36 имени маршала Г.К.Жукова»   учитель начальных классов  Горбатова Ирина Викторовна  специалист высшей категории, старший учитель

Государственное учреждение «Луганский учебно – воспитательный комплекс специализированная школа I ступени - коллегиум № 36 имени маршала Г.К.Жукова» учитель начальных классов Горбатова Ирина Викторовна специалист высшей категории, старший учитель

Творческое развитие учащихся начальных классов на предметах гуманитарного цикла

Творческое развитие учащихся начальных классов на предметах гуманитарного цикла

Цель обучения и   воспитания - формирование   конкурентно  спо-собной , творческой личности, способной к самоопределению, к самореализации и саморазвитию.

Цель обучения и  воспитания - формирование  конкурентно  спо-собной , творческой личности, способной к самоопределению, к самореализации и саморазвитию.

«Может, маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано,  созда-но  другими людьми, но если это деяние - плод его собственных усилий, - он творец; его умственная деятельность - творчество.

«Может, маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано,  созда-но  другими людьми, но если это деяние - плод его собственных усилий, - он творец; его умственная деятельность - творчество."   В. А. Сухомлинский

В основе приемов развития творческих способностей учащихся могут быть следующие процессы :  

В основе приемов развития творческих способностей учащихся могут быть следующие процессы :  

Агглютинация   склеивание образа из разных частей (кентавр)

Агглютинация склеивание образа из разных частей (кентавр)

аналогия – отражение: образ похож на реально-существующий предмет в природе; 

аналогия – отражение: образ похож на реально-существующий предмет в природе; 

типизация – процесс разложения и соединения,  в результате которых получается зримый образ

типизация – процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ

Развитие творческих способностей - это умение   использовать   знания  в нестандартных ситуациях,   развитие  психических процессов . .

Развитие творческих способностей - это умение  использовать  знания  в нестандартных ситуациях,  развитие психических процессов .

.

Развитие творческих способностей включает и  развитие  мышления - умение обобщать , превращать  знания  в  гибкие системы , творчески  анализировать ситуацию.
  • Развитие творческих способностей включает
  • и  развитие  мышления - умение обобщать ,
  • превращать  знания  в  гибкие системы ,
  • творчески  анализировать ситуацию.
МОИ  ЗАДАЧИ

МОИ ЗАДАЧИ

*зажечь в детском сердце  огонек  любознательности  * обогащать знания учеников  о природе, общественной жизни, трудовой деятельности  людей  *развивать  различные виды памяти  * развивать воображение  и фантазию  *развивать  внимание, наблюдательность  * формировать  речевые умения, коммуникативно -   творческие способности  * пробуждать  интерес к учебе,   делать его интересным, познавательным, развивающим  * научить работать с учебной и   детской книгой  * воспитывать национальное самосознание, духовность

*зажечь в детском сердце  огонек  любознательности * обогащать знания учеников  о природе, общественной жизни, трудовой деятельности  людей *развивать  различные виды памяти * развивать воображение  и фантазию *развивать  внимание, наблюдательность * формировать  речевые умения, коммуникативно -  творческие способности * пробуждать  интерес к учебе,  делать его интересным, познавательным, развивающим * научить работать с учебной и  детской книгой * воспитывать национальное самосознание, духовность

Основные направления развития творческих способностей

Основные направления развития творческих способностей

 * игровая деятельность  * творческое сочинительство  * сюжетные и тематические циклы уроков  * уроки – панорамы  * интеллектуальные игры

* игровая деятельность * творческое сочинительство * сюжетные и тематические циклы уроков * уроки – панорамы * интеллектуальные игры

* словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала или окончания стиха  * составление сказки по рисунку  * создание продолжения сказки, рассказа  * составление  чистоговорок  *использование анаграмм,  метаграмм  * словесное рисование  * творческое списывание текста  * изъятие лишнего  * скороговорки

* словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала или окончания стиха * составление сказки по рисунку * создание продолжения сказки, рассказа * составление  чистоговорок *использование анаграмм,  метаграмм * словесное рисование * творческое списывание текста * изъятие лишнего * скороговорки

Виды художественной деятельности:    Изобразительная (рисование , лепка,   аппликация)  *    Музыкальная   (восприятие музыки, игры, хороводы)  *    Художественно - речевая   (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, создание собственных произведений)  *    Театрализованная  (инсценировка сказок)

Виды художественной деятельности:   Изобразительная (рисование , лепка,  аппликация) *   Музыкальная  (восприятие музыки, игры, хороводы) *   Художественно - речевая  (слушание сказок, рассказов, чтение стихов, создание собственных произведений) *   Театрализованная (инсценировка сказок)

Метод игры «Игра ребенка - это творческое переосмысление пережитых   впечатлений, комбинирование их и построение  из них действительности, которая отвечает запросам и интересам  самого ребенка»

Метод игры

  • «Игра ребенка - это творческое переосмысление пережитых
  •   впечатлений, комбинирование их и построение  из них действительности, которая
  • отвечает запросам и интересам  самого ребенка»
Тренировка и развитие психических механизмов , лежащих в основе творческих способностей – памяти , внимания , воображения.    На доске написано семь слов : Буратино , Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон, Тортилла, Пятачок   Ребята читают три раза , затем письменно отвечают на вопросы

Тренировка и развитие психических механизмов , лежащих в основе творческих способностей – памяти , внимания , воображения. На доске написано семь слов : Буратино , Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон, Тортилла, Пятачок Ребята читают три раза , затем письменно отвечают на вопросы

Есть ли среди персонажей один и тот же герой ?  Каких имен больше : женских или мужских?  Какие персонажи являются героями сказки “Золотой ключик” ?  Кто автор сказки , героиня которой была второй по счету ?  В написании каких имен есть удвоенные буквы ?
  • Есть ли среди персонажей один и тот же герой ? Каких имен больше : женских или мужских? Какие персонажи являются героями сказки “Золотой ключик” ? Кто автор сказки , героиня которой была второй по счету ? В написании каких имен есть удвоенные буквы ?
Игра мимики и жестов Необходимо произнести слово или фразу с эмоциональной окраской:  “Я восхищаюсь”   С удовольствием : вам подарили подарок, о котором вы мечтали.   С чувством нежности :  вы видите котенка очень маленького, миленького, беспомощного

Игра мимики и жестов Необходимо произнести слово или фразу с эмоциональной окраской: “Я восхищаюсь” С удовольствием : вам подарили подарок, о котором вы мечтали. С чувством нежности : вы видите котенка очень маленького, миленького, беспомощного

Метаграмма  загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово   мышка –мошка –кошка   сом- дом-ком- лом- том

Метаграмма загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово мышка –мошка –кошка сом- дом-ком- лом- том

МЕТАГРАММЫ   мак майка Маня рак гайка Таня бак зайка Ваня дом гора ветка сом пора сетка ком кора детка

МЕТАГРАММЫ

  • мак майка Маня
  • рак гайка Таня
  • бак зайка Ваня
  • дом гора ветка
  • сом пора сетка
  • ком кора детка
Анаграмма    слова, получившиеся из слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв   кот – ток топор – ропот куб – бук    рост – сорт – торс – трос  сосна – насос

Анаграмма   слова, получившиеся из слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв

  • кот – ток
  • топор – ропот куб – бук

  •   рост – сорт – торс – трос

  • сосна – насос
Чтение слогов и слов с наращиванием согласных а – ан – бан – бант о – то – сто – стон низ – вниз сто – стон

Чтение слогов и слов с наращиванием согласных

  • а – ан – бан – бант
  • о – то – сто – стон
  • низ – вниз
  • сто – стон
ЧИСТОГОВОРКИ  Ду-ду-ду-дети бегают в ……………  Но-но-но- в нашей комнате……..  Ко-ко-ко- кошка любит……………..  Ча-ча-ча- сидит зайка у …………….  Жа-жа-жа- убежали два ………….. .

ЧИСТОГОВОРКИ Ду-ду-ду-дети бегают в …………… Но-но-но- в нашей комнате…….. Ко-ко-ко- кошка любит…………….. Ча-ча-ча- сидит зайка у ……………. Жа-жа-жа- убежали два …………..

.

«Я начну , а ты закончи» Учитель предлагает начало поэтической строчки , ребята должны ее закончить Шла лесной тропинкой Бабушка с корзинкой… А в корзине той грибы, Ягоды и фрукты Ягоды и грибы собирала И песенку напевала…

«Я начну , а ты закончи»

  • Учитель предлагает начало поэтической строчки , ребята должны ее закончить
  • Шла лесной тропинкой
  • Бабушка с корзинкой…
  • А в корзине той грибы,
  • Ягоды и фрукты
  • Ягоды и грибы собирала
  • И песенку напевала…
Игра на внимание  «Мальчики или девочки»  Весной венки из одуванчиков  Плетут, конечно, только ………   Болты, шурупы, шестерёнки  Найдёшь в кармане у ……… .   Коньки на льду чертили стрелочки,  Весь день в хоккей играли ………   Болтали час без передышки  В цветастых платьицах ………   При всех померяться силёнкой  Не прочь всегда одни …………….   Боятся темноты трусишки-  Все как один – одни…………

Игра на внимание «Мальчики или девочки» Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только ……… Болты, шурупы, шестерёнки Найдёшь в кармане у ……… . Коньки на льду чертили стрелочки, Весь день в хоккей играли ……… Болтали час без передышки В цветастых платьицах ……… При всех померяться силёнкой Не прочь всегда одни ……………. Боятся темноты трусишки- Все как один – одни…………

“ Загадай желание”     Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…  Если бы я стал птицей, я бы …  Если бы я был деревом, я бы…  Если бы я был машиной, я бы…  Если бы я был нашей страной, я бы…  Если бы я был игрой, я бы…  Если бы я был фильмом, я бы…  Если бы я был цветом, я бы…

“ Загадай желание” Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы… Если бы я стал птицей, я бы … Если бы я был деревом, я бы… Если бы я был машиной, я бы… Если бы я был нашей страной, я бы… Если бы я был игрой, я бы… Если бы я был фильмом, я бы… Если бы я был цветом, я бы…

 “ Круглый стол”  Игра помогает проверить , как дети могут выражать свою индивидуальность.  Учитель произносит фразы , которые ребята должны закончить , например :   Я такой же, как все, потому что…  Я хотел быть …  Моя любимая игра…  Мне кажется , что мое имя означает…  Я бы хотел узнать о …  Мне грустно , когда…  Я хотел бы быть более…  Когда – нибудь , я надеюсь …

“ Круглый стол” Игра помогает проверить , как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы , которые ребята должны закончить , например : Я такой же, как все, потому что… Я хотел быть … Моя любимая игра… Мне кажется , что мое имя означает… Я бы хотел узнать о … Мне грустно , когда… Я хотел бы быть более… Когда – нибудь , я надеюсь …

«Фантастические животные»  нарисовать, рассказать об особенностях ЖИРАЗЬЯНА легр волжик голувлин лошаведь свилиса зебраяц

«Фантастические животные» нарисовать, рассказать об особенностях

  • ЖИРАЗЬЯНА
  • легр
  • волжик
  • голувлин
  • лошаведь
  • свилиса
  • зебраяц
Участие в конкурсах 82% 82% 45% 45% 12% 12%

Участие в конкурсах

82%

82%

45%

45%

12%

12%

Результативность 72% 72% 37% 37% 2% 2%

Результативность

72%

72%

37%

37%

2%

2%

Спасибо за внимание! Успехов и удачи !!!

Спасибо за внимание!

Успехов и удачи !!!