ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН (1876-1942)
Художник-иллюстратор русских народных сказок и былин.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
– «Кабы я была царица»
– «Говорит одна девица»
– «То на весь крещёный мир .
Приготовила б пир»
- «Кабы я была царица»
– «Говорит её сестрица»
– «То на весь бы пир одна
Наткала я полотна»
– «Кабы я была царица»
- «Третья молвила сестрица»
– «Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Иван Яковлевич Билибин известен главным образом как иллюстратор русских народных сказок и былин, сказок А.С.Пушкина, а так же как театральный декоратор и пейзажист.
- Иван Яковлевич родился в 1876г, в семье военно-морского врача, потомок древнего рода. Мать его была одарённой пианисткой, и возможно, именно это повлияло на рано развившиеся склонности мальчика. После окончания гимназии Билибин поступил (по желанию отца), на юридическое отделение Петербургского университета, но одновременно стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1895-1898), а затем у профессора А.Ашбе в Мюнхене и в частной студии, которой руководил И.Е.Репин. В конце концов любовь к искусству пересилила, и, отказавшись от юридической карьеры стал вольнослушателем Академии художеств.
- Уже первые произведения Билибина, появившиеся на выставке «Мира искусств» 1900 года, показали общую направленность творческих исканий молодого художника. Он выступил как мастер книжной иллюстрации, увлекающийся стилизацией под народный лубок и древнерусскую миниатюру.
Художник проиллюстрировал и оформил русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Перышко Финиста Ясна Сокола» и другие сказки. Все, вплоть до рисунка шрифта, виньеток и орнамента, носило следы своеобразного творческого почерка, и книги воспринимались как целостное художественное произведение. Их иллюстрации привлекали красочностью, задушевностью, поэтичностью образов.
«Царевна – лягушка»
«ВАСЕЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»
«Василиса Прекрасная» «Красный всадник» и «Черный всадник »
«ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ »
«ПЕРЫШКО ФИНИСТА ЯСНА СОКОЛА»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«МАРЬЯ МОРЕВНА»
Совершенство исполнения сказочной иллюстрации было обусловлено не только талантом художника, но и великолепным знанием материала: Билибин, прежде чем приступить к иллюстрациям, много ездил по России, преимущественно по Северу, с интересом изучая деревянное зодчество, русское народное декоративно-прикладное искусство.
Иллюстрации Билибина узнаваемы. Художнику присущ ни с кем не сопоставимый авторский стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке тушью, расцвеченном акварелью. Это особый «Билибинский стиль» книжного дизайна, продолжавший традиции древнерусского орнамента.
Серия русских былин: «ВОЛЬГА И МИКУЛА»
«Илья Муромец и Святогор» «Илья Муромец»
«Илья Муромец и Соловей разбойник» « Где махнет, там силы улицы, где перемахнёт - там переулочек….»
«Добрыня Никитич» «-И пошла с востока вниз до запада. В круг Добрыни кровь Змеиная…»
В 1904-1905годах, Билибин, впервые обратившись к сказкам А.С.Пушкина, выполняет одну из лучших своих работ – иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
«Сказка о царе Салтане».
За «Сказкой о царе Салтане» последовала «Сказка о золотом петушке» (1906г), в которой, следуя Пушкину, художник трактовал образ царя Додона в сатирическом плане.
«Сказка о золотом петушке»
В совершенстве зная древнерусское искусство, Билибин создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям : «Борис Годунов»-1909г, «Золотой Петушок»-1909г, «Руслан и Людмила» -1913,1914 года. Оформление спектаклей, выполненное Билибиным в стилизованной, графически четкой, декоративно-плоскостной манере, отличалось высокой культурой мастерства, стремлением к целостности цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей.
«Руслан и Людмила»
Эскиз костюмов к балетной сюите «Русские пляски».
Однако в его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. Его произведения остались на афишах и плакатах того времени, Кроме того, он исполнял эскизы почтовых марок, рисунки для открыток Общины св.Евгении.
Осенью 1917г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, а в начале 1920г. уехал в Египет. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии, оформляя балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925г. Он переехал в Париж, где оформил 10 спектаклей. В 1936г Билибин вернулся на родину, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939г. Стал доктором искусствоведения. В эти годы оформлял спектакли и выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого «Петр 1»(1937г) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (1939г).Когда началась Великая Отечественная война, Билибин не покинул Ленинград. Талантливый художник погиб в тяжелые дни блокады.