СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие в конкурсах, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для педчтений

Просмотр содержимого документа
«Участие в конкурсах, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования.»

МОУ Широкинская СОШ




















МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

НА ТЕМУ:


«Участие в конкурсах, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»




















Составила: Туркина С.А.,

Учитель МОУ Широкинская СОШ




2021

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей детей в художественной области.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Всякое обучение есть создание условий для развития личности. Поэтому главная цель дополнительного образования заключается не в том, чтобы нацелить учащегося на профессиональные занятия изобразительным искусством (т.е. не «делать из детей художников»), а в том, чтобы развить у воспитанников способность творчески относиться к жизни, к природе, к людям, к культурным ценностям, сделать его гармонично развитым человеком.

Конкурс (лат. concursus) - это состязание нескольких (или многих) участников в области науки, искусства и прочего с целью выявить наиболее достойных участников или наилучшие работы. Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Конкурсная деятельность способствует:

  • раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

  • выявлению наиболее талантливых детей;

  • развитию мотивации к познанию и углублению опыта художественной деятельности;

  • укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

  • развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

  • повышению самооценки у учащихся.

От внутришкольной системы контроля успеваемости детей – оценок по пятибалльной системе, зачетов, экзаменов, контрольных уроков, - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с ребятами из других классов, расширять кругозор. Все это побуждает оценивать свои умения, находить ресурсы совершенствования мастерства.

Участие в конкурсах детского изобразительного творчества является достижением творческой жизни воспитанников. Конкурсы проходят в течение всего учебного года, и каждый приносит большую пользу, переживается как праздник, к которому дети готовятся, ждут с нетерпением, и, конечно, в конкурсе хочет принять участие каждый воспитанник. Неудача при создании рисунка для участия в конкурсе вызывает стресс и резко снижает мотивацию. У воспитанника появляется отрицательная мотивация: «Я не умею рисовать, и поэтому ходить больше не буду». Поэтому, чтобы избежать разочарования и потерю интереса к посещению изостудии у детей (особенно для «новичков»), основное внимание на занятиях следует уделять развитию внутренней мотивации. Условием развития внутренней мотивации является ощущение собственной компетентности. Необходимо, чтобы внешняя мотивация постепенно перерастала во внутреннюю. Важно, чтобы каждый учащийся получал удовольствие от самого процесса рисования, испытывал положительные эмоции. Этому способствуют позитивные замечания педагога. Важно внушить ребенку веру в себя, в свои силы, и тогда с большей силой раскроется его творческий потенциал.

Занятие изобразительным искусством облагораживают учащихся, способствуют общему развитию, формируют целеустремленность, сосредоточенность, концентрацию внимания, развивают память, мышление, волю, стимулируют интеллектуальную деятельность. Изобразительное искусство способно вводить ребенка «в мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов» (Б.М.Неменский).

Преподавание в системе дополнительного образования строится с учетом неоднородности контингента. Главными ориентирами служат потребности и возможности каждого учащегося, обучение строится на принципах доступности, наглядности и последовательности. Независимо от уровня способностей учащегося, занятия в изостудии способствуют вхождению в мир художественной культуры, формированию интереса к изобразительному творчеству. Воспитанники, не обнаруживающие ярких способностей, получают хороший стимул для личностного и творческого развития. Талантливые учащиеся имеют возможность максимального развития и перспективы профессионального роста.

Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей являются яркими показателями качества образования.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если педагог сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться, то занятия приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. Важно, чтобы педагог смог создать для каждого учащегося возможность самоутвердиться и проявить себя, при этом понимая, что за ребенком признается право на ошибку.

В нашу изостудию принимаются все желающие, независимо от индивидуальных способностей к рисованию. С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Детское художественное творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо разрабатывать методы, которые пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в изобразительной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.

Воспитанники изостудии учатся правильно использовать Интернет как источник информации. Это действительно «окно в мир», с помощью которого можно увидеть любой уголок нашей планеты, животных, ландшафты, произведения мировой культуры, природные явления, и использовать информацию в своих творческих работах. Участие в конкурсах тренирует детскую волю, воспитывает уверенность в своих силах. Воспитанники учатся ставить цель и находить средства для ее достижения. Если ситуации успеха повторяются неоднократно, то ребенок вырастает активным и конкурентоспособным человеком. Участие в конкурсах является основополагающим фактором по поддержанию интереса учащихся для дальнейшего посещения учреждения дополнительного образования.

На занятиях в изостудии «Радуга» созданы все условия, позволяющие каждому ребенку быть успешным и подготовить в рамках изучаемой темы работу на конкурс. Что нужно для того чтобы нарисовать любой объект (природа, животные, предметы и т.д.)?

1. Предварительно нужно хорошо ознакомиться с объектом изображения. Формирование представлений об изображаемых объектах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, то есть выполняют умственные действия. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях в изостудии каждая тема всегда начинается с просмотра на экране фотографий, обсуждения свойств, особенностей изображаемого объекта. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию наглядно - образного мышления.

2. Необходимо изучение алгоритмов изображения всевозможных объектов (деревья, животные, человек и т.д.). Как показала практика наиболее эффективен и хорошо воспринимается детьми метод поэтапного рисования.

3. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорномоторным развитием. Это освоение приемов работы с карандашами, кистями, красками и т.д. Это самая сложная часть работы педагога, так как требует индивидуальной работы во время занятия с каждым воспитанником. Специфика преподавания изобразительного искусства такова, что приемы изобразительной деятельности (как развести краски, как правильно держать кисть и т.д.) необходимо показывать каждому воспитаннику отдельно. В результате освоения изобразительной деятельности дети испытывают эмоциональное удовлетворение, которое можно выразить так: «Я могу! У меня получается!». Это и есть внутренняя мотивация, ведь «внутренний мотив – это неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела».

Итоговые практические работы воспитанников обязательно участвуют в конкурсах различного уровня:

1. Внутренние конкурсы.

2. Внешние конкурсы (районные, краевые, всероссийские и международные).

3. Интернет-конкурсы.

Внутренние конкурсы планируются в начале учебного года в соответствии с учебным планом. Внутренние конкурсы отражают праздничные даты России, и, выполняя рисунки, воспитанники ощущают сопричастность к жизни нашей страны, встраиваются в ее ритм, что безусловно способствует социализации маленьких граждан России. Внутренние конкурсы – обязательная часть учебного процесса. Во внутренних конкурсах участвуют все воспитанники.

В школе постоянно действует выставка работ воспитанников изостудии, которую могут видеть и родители.

В настоящее время в России широкое распространение имеют интернет-конкурсы. Это возможность принять участие во Всероссийских и международных конкурсах детского рисунка всем желающим независимо от способностей. Изостудия «Радуга» работает с организацией «Система сертификации информационных технологий» (ССИТ). Данную организацию отличает аккуратное исполнение взятых на себя обязательств, удобный сервис при отправке работ на конкурс и получения результатов, относительно невысокая оплата участия в конкурсе. За активное участие в конкурсах мы неоднократно получали золотые и серебряные сертификаты, благодаря которым стоимость участия гораздо ниже. Система сертификации информационных технологий также традиционно проводит в октябре-ноябре международный конкурс «Осень», в декабре-январе международный конкурс «Волшебница зима», в апреле-мае всероссийский конкурс «Моя Родина».

Каждый год проводятся краевой губернаторский конкурс: «Новогоднее Забайкалье», в котором мы ежегодно участвуем. Стараемся, но не всегда получается, каждый год участвовать в Международном конкурсе детского рисунка «Пушкин глазами детей», организованным музеем-заповедником А.С.Пушкина, за участие в котором традиционно получаем Дипломы участников. Наша цель – хотя бы один раз иметь одного призера такого престижного конкурса, но это задача не из легких, т.к из 3-10 тыс. рисунков прибывших на конкурс призовых выбирают только 30.

Родители воспитанников весьма положительно относятся к участию своих детей во Всероссийских и международных конкурсах детского рисунка.



Результаты участия воспитанников изостудии в конкурсах детского рисунка за 2018-2021 учебный год

Статус конкурса

Количество конкурсов

Школьный

2

Районный

0

Краевой

2

Регианальный

1

Всероссийский

5

Международный

4












Диаграмма участия детей изостудии «Радуга» в творческих конкурсах разного уровня




Результативность участия детей изостудии «Радуга» в районных конкурсах









Результативность участия детей изостудии «Радуга» в краевых конкурсах



Результативность участия детей изостудии «Радуга» в региональных конкурсах











Результативность участия детей изостудии «Радуга» во всероссийских конкурсах





Результативность участия детей изостудии «Радуга» в международных конкурсах





Педагог изостудии по результатам 2020 года имеет Серебряный сертификат от Системы сертификации информационных технологий, а МОУ Широкинская СОШ – Золотой сертификат соответствия.

В изостудии из конкурсных работ учащихся после Участия в конкурсе оформляется выставка. Как показала практика, это важный аргумент в пользу посещения изостудии и участия в конкурсах.

Таким образом, в изостудии «Радуга» МОУ Широкинская СОШ сформировалась и опробована система организации конкурсной деятельности воспитанников, с целью повышения мотивации к посещению

занятий. В результате применения данной системы отмечается высокий уровень посещаемости кружка.