В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика.
Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Такое обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев
6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.
Приём – «Словесное оценивание». В период первых школьных шагов детей нельзя скупиться на похвалу, одобрение и поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности. В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед нами: - Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. - Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой. - Хвалить самого ребёнка, а не его работу. - Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», « Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!», «Замечательно!» и др.
Хочу отметить, что в силу разного характера, темперамента, психических и психологических особенностей детей, одних я хвалю в начале урока, других же ребят хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке, настраивает на положительный лад. Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается.
Но всегда недопустимо использование при неверном ответе таких фраз и слов: « Неправильно», « Не думал», « Не старался», « Неверно».
Лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение», «Давай послушаем других»
Следование этим принципам содействует формированию таких качеств
личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.
В своей работе я использую оценочные листы.
«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.
Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы, на которые нужно обратить внимание.
Лист достижений учащегося по русскому языку за 1 полугодие
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
№ | Содержание модулей учебного предмета. | Образец задания | |
1 | Звуко – буквенный анализ слов | Последовательность звуков в слове. Характеристика звуков. Деление на слоги. Ударение. Составление схемы слова. | |
2 | Каллиграфия | | |
3 | Списывание | Списать с печатного текста. Списать с письменного текста. | |
4 | Письмо под диктовку | | |
Критерии оценки достижений:
Н - базовый уровень не сформирован
Б - сформирован базовый уровень
Ч - базовый уровень частично сформирован
П - сформирован повышенный уровень
Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
№ | Содержание модулей учебного предмета. | Образец задания | |
1 | Умение вести счет до 10 и обратно | Выполни счет до 10 и обратно. | |
2 | Умение находить место определенного числа в ряду чисел | 1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.). 2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.). | |
3 | Знание цифр и чисел до 10 | Запиши количество предметов. | |
4 | Знание состава чисел первого десятка | Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ? | |
5 | Сложение и вычитание в пределах 10 | Вычисли: 6+3 5+2 9-5 4+3 6+4 10-8 | |
6 | Умение сравнивать предметы по размеру, форме, цвету | Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету. | |
7 | Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве | Графический диктант: От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево | |
8 | Временные представления | Ответь на вопрос что происходило раньше, позже | |
9 | Умение сравнивать группы предметов | Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки | |
10 | Геометрический материал | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок. | |
Критерии оценки достижений:
Н - базовый уровень не сформирован
Б - сформирован базовый уровень
Ч - базовый уровень частично сформирован
П - сформирован повышенный уровень
Для оценки самостоятельной работы на уроках я применяю ещё один инструмент, автором которого является Г. Цукерман - «волшебные линеечки». Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.
Линеечка - это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, средний и низкий. Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе которой ребёнок пытается обосновать свой выбор на линеечке; выясняем, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, я ставлю свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».
Еще один прием, который я использую - «Аплодисменты». Очень нравится ребятам в начале учебного года и направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем.
1 четверть для первоклассников самая сложная, поэтому учителю необходимо создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни, обеспечить комфортную атмосферу в классе, создать и поддерживать ситуацию успеха. Этому как нельзя лучше способствует второй прием, применяемый мною - «Дерево нашего успеха».
Плоды (у нас красные яблоки) – дело прошло полезно, плодотворно; зеленый листик – получилось почти все, дело прошло неплохо; желтый листик – не все получилось, но мы старались.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.
Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.
В связи с этим, одна из задач учителя организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Мы предлагаем посмотреть как учитель начальных классов Кондрашова Е.Н. на уроке русского языка по теме «Как переносить слова с одной строки на другую?» реализует оценочные методики на практике.