СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа "80 процентов учительского счастья"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа "80 процентов учительского счастья"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4










Учебно-исследовательская работа


80 процентов учительского счастья







Выполнила:

Шмидт Александра

ученица 5 класса

Руководитель:

учитель математики

Курская Оксана Владимировна














Кимовск 2025 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Основная часть

    1. Напряженность учительского труда………………………………....4

    2. Школьный мел в жизни учителя…………………………………..…5

    3. Как уберечь зрение учителя………………………………………….6

    4. Учительская зарядка………………………………………………….7

    5. Улыбки наших учителей…………………………………………...8-9

    6. Оценки – стресс или радость…………………………………….….10

Глава 2. Анкетирование

2.1. Анкетирование учителей……………………………………….…...11

2.2. Анкетирование обучающихся………………...…………………….12

Выводы ………………………………………………………………..…………13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список источников……………………………………………………………....15

Приложение…………………………………………………………………..16-19















ВВЕДЕНИЕ

Учитель - человек, который может

делать трудные вещи легкими.

Р. Эмерсон.


Свою работу я посвящаю учителям нашей школы.

Человек с детства привязан душой к разным людям. Это – родные, друзья, знакомые. Однако в жизни каждого есть тот, кто научил не только читать и писать, но и отдал частицу своей души. И это – учитель! Какими только они не бывают, школьные преподаватели: и добрые, и строгие. А главное – всегда готовые прийти на помощь.

Когда я училась в младших классах, я никогда не задумывалась, трудно ли или легко было с нами управляться нашей первой учительнице Светлане Николаевне. Но, когда я перешла в пятый класс, и у нас уроки стали вести разные учителя, я всерьез стала задумываться: легок ли труд учителя? Я поставила перед собой задачу: узнать о профессии учителя как можно больше из различных информационных источников, а также из собственных наблюдений. Вот, что у меня получилось.

Цель работы: Доказать гипотезу: «Быть учителем трудно, но увлекательно!»

Задачи:

  • Выяснить плюсы и минусы профессии учителя с точки зрения учителей и учащихся

  • Сопоставить точки зрения учителей и учащихся

Методы исследования:

  1. Статистический опрос

  2. Обработка полученных данных

  3. Анализ и сравнение полученных результатов

  4. Наблюдение


Глава 1. Основная часть

    1. Напряженность учительского труда

Я выяснила, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Ведь в школе мы нередко нарушаем дисциплину и на уроках, и на переменах, между нами возникают непредвиденные конфликты. Мы часто можем не понимать учителя и ему подолгу приходиться нам объяснять непонятный материал.

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Все это написано в разных источниках о профессии учителя, но я решила провести свое исследование. Мы с 7 до 17 лет, то есть одну треть своего времени проводим с учителями, и нам бы очень хотелось, чтобы нашим учителям было хорошо, комфортно.















    1. Школьный мел в жизни учителя

Школьный мел – каждодневный спутник учителя.

Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Постоянная работа с мелом вызывает сухость кожи рук и кашель, которые со временем могут перерасти в заболевания аллергического характера.

Дорогие учителя! Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, всем вам рекомендуется:

- во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом;

- в конце учебного дня смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

- стирать мел с доски только влажной тряпкой;

- промывать тряпку как можно чаще.

Моя первая учительница Захарова Светлана Николаевна преподает уже 38 лет, за это время она исписала 223 кг. мела или 19760 кусочков. Подсчеты просты: за день она исписывает от 1-3 кусочка мела, в среднем это 2 кусочка, мы учимся 245 дней в году, умножим на 2, в год получается 490 кусочков, а за свою педагогическую деятельность 18620 кусочков, умножим на 12 грамм, получим или 223 кг 440 г мела. Вес одного школьного кусочка мела – 12 грамм.

За это время в организме скопилось много вредных веществ, а это не очень хорошо для здоровья.

Правда, в настоящее время учителю меньше приходиться использовать мел – помогают информационные технологии, но и тут свои минусы – большая нагрузка на глаза.

    1. Как уберечь зрение учителя

Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно доставляет сознанию наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека, (он дает нам тысячи ощущений в минуту); зрение - одно из удивительных даров природы. У человека нет более надежного, верного помощника и защитника, чем глаз. Недаром народная пословица гласит "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Вот наши учителя стараются нам к уроку приготовить интересную презентацию, напечатать наглядный материал и много другое.

Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чем интереснее построен урок, тем медленнее нарастает общее утомление и тем меньше устают глаза.

Чтобы не испортить зрение нужно делать упражнения для глаз:

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшению кровообращения в них.

2. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку.

Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

3. Быстро моргать в течение 1 минуты с перерывами.

Упражнение способствует улучшению кровообращения.

4.Находиться перед компьютером не более 1,5 часа.

    1. Как уберечь зрение учителя

Здоровье – это зарядка. Вот зарядки, я думаю, хватает учителям. Кабинет имеет размеры: длина – 8 метров, ширина – 6 метров, за урок учитель раз 4- 5 обходит весь кабинет, да еще если надо помочь кому–либо, то несколько раз надо наклониться к ученику. За день учитель проходит примерно 960 метров, а за год учитель проходит примерно 235,2 километров. За свою педагогическую деятельность учитель в классе проходит расстояние равное 8937,6 километров – это хорошая зарядка.

Мы хотим видеть наших учителей в хорошем настроении.






















    1. Улыбки наших учителей

Я не видела учителей, которые бы не улыбались. Их улыбка согревает, подбадривает, дает надежду. Во время урока почти все учителя улыбаются тем, кто хорошо отвечает на вопросы. Улыбается, когда здоровается с нами, улыбается тому, кто получает хорошие отметки. Длина улыбки – 8 сантиметров, если ее помножить на 4 (это среднее количество улыбок за урок, учитывая контрольные и самостоятельные работы, когда никто никому не улыбается), то за год длина улыбки составила – 7 километров 840 метров, а за все время – 297 километров 920 метров. Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Улыбайтесь учителя, нам это так необходимо.

Хочу напомнить вам, наши дорогие учителя о семи фактах полезности улыбок:

1.Когда человек смеётся, внутри него происходит «биохимическая буря», которая ликвидирует усталость и очищает верхние дыхательные пути. А железы внутренней секреции начинают вырабатывать вещества, снимающие головную боль.

2. Улыбка расслабляет тело, разжижает кровь, помогая работе сердца. К тому же пессимисты чаще простужаются и дольше болеют. А улыбка лечит, даже от простуды.

3. Опасаясь морщин на лице, некоторые женщины стараются сдерживать улыбку и тем более смех. Однако, когда мы хмуримся, напрягается 43 мышцы, а когда улыбаемся, всего 17. Смех от души тонизирует мышцы лица, да и прилив крови изрядно питает кожу.

4. Улыбка – самый полезный тренажер без побочных действий. Улыбаясь, вы напрягаете не только мышцы лица, но и мышцы брюшного пресса и диафрагмы. К тому же улыбка и смех стимулирует пищеварение.

5. Улыбка способна уменьшить любой стресс. Смех – это замечательный душевный целитель. Он позволяет забыть о заботах, проблемах, невзгодах.

6. Улыбка способна заражать других людей, - грустному приподнять настроение, а неуверенному вместе с настроением прибавить этой уверенности.

7. Позитивно мыслящие люди мало того, что долго живут и счастливы в общении, они удачливы в жизни. Обычно именно такие люди достигают успеха. Японцы и китайцы – улыбчивый народ – говорят: «Если ты не умеешь улыбаться, тебе нельзя открывать магазин».
























    1. Оценки – стресс или радость

Оценки…Они бывают хорошие и не очень. Я решила проверить, каких больше оценок ставят учителя. За 3 четверть в нашем классе по 12 предметам (биология, география, ИЗО, английский язык, история, литература, музыка, ОБЗР, русский язык, труд, физическая культура, математика) выставлено 5 – 127 (41%), 4 – 119 (38%), 3 – 66 (21%)

Я думаю, что хорошие и отличные отметки приносят учителю радость, а плохие – отрицательные эмоции. Виноваты в этом мы – ученики.

Мои расчеты показали, что в среднем одну треть времени учитель проводит в школе, он отдает школе 74480 часов (3103 дня или 8,5 лет). За это время мои учителя, по моему мнению, получают очень много неприятных минут, а в беседе с ними я узнала, что они помнят только хорошее и очень счастливы, что связали свою жизнь с учительской профессией.




















Глава 2. Результаты анкетирования учителей и учащихся

2.1. Анкетирование учителей нашей школы

Анкетирование учителей нашей школы показало, что никто из учителей не считает свою работу сложной и трудной. Если видишь хорошие результаты, то работа приносит много радостных минут, да и легких профессий не бывает, везде свои плюсы и минусы.

Плюсы в профессии учителя: общение с детьми (всегда остаешься молодым в душе), возможность передать свои знания, привить добрые чувства, постоянное саморазвитие, огромная социальная значимость профессии, интересно учить детей творчеству, благодарность учеников и родителей, востребованность на рынке труда, отпуск длительный летом.

Минусы в профессии учителя: нежелание детей идти к достижению поставленной цели, невоспитанность некоторых учеников (грубость), загруженность (приходиться работать дома), большая ответственность, маленькая зарплата, не остается времени для семьи. Полная самоотдача, но без этого настоящего учителя быть не может!















2.2. Анкетирование учащихся нашей школы

Ученики 5-7 классов отвечали на вопрос: Какими качествами должны обладать учителя:

- добрыми – 78%,

- внимательными к ученикам – 84%,

- умными – 84%,

- требовательными – 19%,

- строгими – 35%,

- счастливыми – 68%,

- трудолюбивыми – 62%,

- веселыми – 54%,

- понимающими – 86%,

- хорошо знающими свой предмет – 92%,

- красивыми – 19%,

- с чувством юмора – 59%,

- общительными – 72 %.

Ученики 8-11 классов отвечали на вопрос: Плюсы и минусы учительского труда.

Плюсы: благодарность учеников – 45%, огромный кругозор – 39%, профессионализм – 71%, общение с молодым поколением – 57%, отдых летом – 36%.

Минусы: стрессы от общений с невоспитанными учениками – 68%, низкая зарплата – 71%, большая подготовка к урокам – 39%, большая ответственность – 63%.









ВЫВОДЫ

Во время выполнения работы я мысленно представила себе собирательный образ учителя в картинках:

1.Вы несете из дома все, что может пригодиться на рабочем месте.

2.Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных

людей, ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как растет гора макулатуры в вашей квартире.

3.Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя и не числится в штате. Работают тихо, жалея вас, а иные – проклиная школу.

4.Участь вашего ребенка – ждать. У кабинета, учительской, дома, ждать терпеливо и молча.

5.Люди далекие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 30 детях и 45 родителей.

6.Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то что вы все время клянетесь не говорить о школе.

7.Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему уроку.

8.С вами здоровается половина района, и эта половина оценивает – как вы, где вы и с кем вы?

9.Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, ходить на работу больными и входить в чье-то положение.

10. Вы не умеете толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавок.

Если это все о Вас, то Вы – настоящий учитель!






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он – артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Я считаю, что не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует колоссального труда, большого опыта работы, огромного терпения, любви к детям, интереса к своей профессии. Следовательно, профессия учителя – это и труд, и призвание.

Моя гипотеза «Быть учителем трудно, но увлекательно», подтверждена, как анкетами учителей и учащихся, так и моими собственными наблюдениями. В процентах работа учителя мне и учащимся нашей школы представляется так:

100% – 5 % (большая психологическая нагрузка) – 5% (отрицательные эмоции) – 5% (вредные вещества: мел, пыль, постоянно в помещении) – 5% (низкая зарплата) = 80% учительского счастья.

Чтобы наши учителя были счастливы на все 100 процентов, я предлагаю: руководителям предприятий нашего города премировать наших учителей санаторными путевками для подержания здоровья.














Список источников

  1. Идобаева О. А., Подольский А. И. «Проблема стресса в профессиональной деятельности педагога» // «Вестник практической психологии образования», 2006, том 3, № 4, с. 51–56.

  2. Ожогова Е. Г., Якубенко О. В. «Исследование уровня эмоциональной напряжённости учителя начальных классов» // NovaInfo, 2017, № 60, с. 498–502.

  3. Дергунова Н. А., Попп А. И. «Охрана труда, вредные производственные факторы труда учителя» // IV международная научно-практическая конференция «Актуальные социально-экономические проблемы развития трудовых отношений», 2018

  4. multiurok.ru статья «Зрительная гимнастика на уроках согласно ФГОС». 


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1




















ПРИЛОЖЕНИЕ 2















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


















ПРИЛОЖЕНИЕ 4




22