«Начальная школа XXI века»
«Начальная школа XXI века»
- Программа «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему учебно-методических комплектов (УМК) «Начальная школа XXI века» выпускает корпорация «Российский учебник» (издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ») и издательство «Просвещение». Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение».
- Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.
«Начальная школа XXI века»
- Система учебников «Начальная школа 21 века» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254):
«Начальная школа XXI века»
˅ Русский язык. ˅ Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. ˅ Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. и др. ˅ Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Долгих М.В., Оморокова М.И. ˅ Литературное чтение. Авторы: Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. ˅ Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. ˅ Математика. Авторы: Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. ˅ Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
˅ Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. ˅ Технология. Автор: Лутцева Е.А. ˅ Технология. Авторы: Хохлова М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д. и др. ˅ Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. ˅ Английский язык «FORWARD» . Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э.
«Начальная школа XXI века»
Материал учебников, рабочих тетрадей и методических пособий нацелен на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества.
С самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей программы «Начальная школа 21 века» был системно-деятельностный подход .
Дети, прошедшие обучение по данным учебникам, неизменно показывают хороший результат не только при итоговой аттестации и в педагогической диагностике, но и в международных педагогических исследованиях.
В результате применения программы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся.
«Начальная школа XXI века»
Цели УМК "Начальная школа 21 века»
- Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
- Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
- Формирование готовности к самообразованию.
Авторы УМК реализовали следующие идеи:
- Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей; ۰ Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
В общих положениях Стандарта сказано:
- Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
- Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
ФГОС НОО
Цель: Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий
УМК « Начальная школа 21 века»
Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
Формирование готовности к самообразованию.
Основные положения.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; Разнообразие рганизационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
Обучение строится на основе дифференциации , позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
Подход к обучению.
На ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
Обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций.
Принципиально важным является изменение учительства к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идёт об осознании важности формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.
Результаты: освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов.
Результаты: освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов.
Пример использования УМК
Например, русский язык :
Учебник 2 части
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 части.
Рабочая тетрадь «Учимся писать без ошибок»
Тетрадь для контрольных работ
Во всех учебниках и рабочих тетрадях используется одна система условных обозначений, что позволяет школьникам быстро их запомнить и правильно выполнять задания без дополнительных комментариев педагога.
Например, «трудное задание» - нарисована гиря; ладонь с выставленным указательным пальцем – «подсказка».