СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по предмету экология

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии на 36 часов.По программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования.  Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Экология», рекомендованной «Федеральным институтом  развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по предмету экология»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экология

по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования



































Новосибирск – 2016 г.



Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Экология», рекомендованной «Федеральным институтом развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»





































Новосибирск – 2016 г.




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

15






паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Экология»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета «Экология» является частью образовательной программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), соответствующего профиля.

1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы: дисциплина «Экология» входит в общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) с учетом требований ФГОС и профиля профессионального образования.

1.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Экология»:

1.3.1.Личностные требования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные результаты освоения дисциплиной «Экология» отражают:

устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической

направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

1.3.2.Метапредметные требования

– овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

1.3.3. Предметные требования включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты

− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической

культуры.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося


18



2.2. Рабочий тематический план и содержание учебного предмета «Экология»




Наименование

разделов

и тем




Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы учащихся



Объем часов


Уровень

усвоения

Введение

Содержание учебного материала.

  • Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях

  • Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

  • Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

2

2

Самостоятельная работа:

  • Подготовка доклада «История становления экологии как науки»

1

Раздел 1. Экология как научная дисциплина







Содержание учебного материала.

  • Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

  • Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

  • Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.

4

3














Практическая работа:

  • Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

2

Самостоятельная работа:

  •  Составить коллективного проекта по разделу: «Загрязнение атмосферы своего района»

6



Раздел 2 Среда обитания человека и

экологическая безопасность.

Содержание учебного материала.

  • Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека.

  • Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

  • Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

  • Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье

  • городского человека.

  • Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых

  • домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством

  • строительства.

  • Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые

  • бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки

  • промышленных и бытовых отходов.

  • Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

6



Практическая работа:

  • Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

  • Оценка экологического состояния воздуха

6

Самостоятельная работа:

  • Составить коллективного проекта по разделу: «Экологическое загрязнения своего района»

6

Раздел 3. Концепция устойчивого

развития







Содержание учебного материала.

  • Возникновение концепции устойчивого развития.

  • Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

  • Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

  • Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

  • «Устойчивость и развитие».

  • Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

  • Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

  • Экологические след и индекс человеческого развития.

6

3

Практическая работа:

  • Решение задач

6

Самостоятельная работа:

  • Подготовить презентацию по теме: «Концепция устойчивого развития»

6


Раздел 4. Охрана природы













Содержание учебного материала.

  • Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

  • Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

  • Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

  • Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.

  • Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и

  • водных биоценозов).

4

3















Практическая работа:

  • Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

  • Природоохранная деятельность твоего района

4

Самостоятельная работа:

  • Составить коллективного проекта по разделу: «Социально-экономические аспекты экологических проблем» «Охрана ресурсов России»

  • Подготовка к зачету

3


Всего:

Максимальная нагрузка

54



Обязательная нагрузка

36

в том числе практические работы

18

3. условия реализации рабочей программы предмета

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета «Экология»

Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

- набор химической посуды и принадлежностей практических работ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1.Персональный компьютер

2.Проектор стационарный

3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.


Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «ЭкОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


В результате освоения учебной дисциплины «Экология» на базовом уровне обучающийся должен

Знать/понимать:

• ЗНАТЬ:

– экологические термины;

- основные экологические проблемы;

- принципы охраны природы;

- правили поведения в природе;

- разделы международной Красной Книги;

- законы, связанные с охраной природы;

- формы экологической деятельности;

- лекарственные растения.

УМЕТЬ:

– излагать знания своими словами;

- перестраивать изложенное;

- самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний;


Текущий контроль в форме:

  • самостоятельных работ;

  • практических работ;

  • тематических тестов;

  • экологических диктантов;

  • контрольных работ по темам учебной дисциплины.







Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



6