РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования
Новосибирск – 2016 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Экология», рекомендованной «Федеральным институтом развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Новосибирск – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 8 |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 15 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Экология»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета «Экология» является частью образовательной программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), соответствующего профиля.
1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы: дисциплина «Экология» входит в общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) с учетом требований ФГОС и профиля профессионального образования.
1.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Экология»:
1.3.1.Личностные требования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные результаты освоения дисциплиной «Экология» отражают:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
1.3.2.Метапредметные требования
– овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
1.3.3. Предметные требования включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося | 18 |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебного предмета «Экология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы учащихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Введение | Содержание учебного материала. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: | 1 |
Раздел 1. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала. Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. | 4 | 3 |
Практическая работа: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося | 2 |
Самостоятельная работа: | 6 |
Раздел 2 Среда обитания человека и экологическая безопасность. | Содержание учебного материала. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 6 | |
Практическая работа: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. Оценка экологического состояния воздуха | 6 |
Самостоятельная работа: | 6 |
Раздел 3. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала. Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. | 6 | 3 |
Практическая работа: | 6 |
Самостоятельная работа: | 6 |
Раздел 4. Охрана природы | Содержание учебного материала. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). | 4 | 3 |
Практическая работа: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы Природоохранная деятельность твоего района | 4 |
Самостоятельная работа: Составить коллективного проекта по разделу: «Социально-экономические аспекты экологических проблем» «Охрана ресурсов России» Подготовка к зачету | 3 |
| Всего: Максимальная нагрузка | 54 | |
Обязательная нагрузка | 36 |
в том числе практические работы | 18 |
3. условия реализации рабочей программы предмета
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета «Экология»
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- набор химической посуды и принадлежностей практических работ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1.Персональный компьютер
2.Проектор стационарный
3.Мультимедийная активная акустическая стереосистема
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Дополнительные источники:
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «ЭкОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины «Экология» на базовом уровне обучающийся должен Знать/понимать: • ЗНАТЬ: – экологические термины; - основные экологические проблемы; - принципы охраны природы; - правили поведения в природе; - разделы международной Красной Книги; - законы, связанные с охраной природы; - формы экологической деятельности; - лекарственные растения. УМЕТЬ: – излагать знания своими словами; - перестраивать изложенное; - самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний; | Текущий контроль в форме: |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
6