Содержание:
Синхронизация работы полушарий 2-4 стр.
Алфавит Гриндера 5-6 стр.
Упражнения для тренировки внимания 7-20 стр.
Таблицы Шульте 21-30 стр.
Устный счет 31-33 стр.
Методика «Интеллектуальная лабильность» 34-38 стр.
Тренировка нестандартного мышления 40-43 стр.
Стратегии скорочтения 44-48стр.
Упражнения на вариативность мышления 49-52 стр.
График скорости 53 стр.
Раскрашивай одновременно правой и левой рукой.
Раскрашивай одновременно правой и левой рукой
Раскрашивай одновременно правой и левой рукой.
.
Упражнение для достижения «состояния высокой эффективности».
Алфавит Джона Гриндера
Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние - обозначают слова:
П - «правая», Л - «левая», В - «вместе».
Вы читаете алфавит в естественном порядке, вслух произнося его буквы, и одновременно с произношением, поднимаете правую, левую или обе руки вместе, в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой буквой (П, Л или В соответственно).
А П | Б Л | В В | Г П | Д П | Е В |
Ё Л | Ж В | З П | И П | К В | Л П |
М Л | Н В | О Л | П Л | Р В | С П |
Т В | У Л | Ф Л | Х В | Ц П | Ч Л |
Ш В | Щ П | Ы Л | Э П | Ю Л | Я В |
Варианты прохождения:
В прямом и обратном порядке.
По столбцам.
Змейкой.
А В | Б Л | В В | Г П | Д Л | Е П |
Ё Л | Ж В | З П | И П | К В | Л Л |
М П | Н П | О Л | П В | Р Л | С П |
Т В | У П | Ф Л | Х П | Ц В | Ч Л |
Ш В | Щ П | Ы Л | Э В | Ю Л | Я В |
Тренировка и развитие свойств внимания: объёма, устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации.
«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»
К.Д.Ушинский
Внимание – катализатор чтения.
«Переплетенные линии Рея»
Тренировка концентрации, устойчивости и объема произвольного внимания.
На рисунке изображены 10 переплетенных линий. Ваша задача - проследить все линии по порядку глазами без помощи рук и найти конец каждой. Нужно назвать номер линии слева, а затем справа.
Оценка результатов:
Высокая устойчивость внимания — без ошибок, 8 сек. на каждую линию, 1 мин. 20 сек. и меньше.
Средняя устойчивость — без ошибок, 1,5—2 мин. (или 1 —2 ошибки, но быстрее темп).
Низкая устойчивость — 3 и более ошибки за то же время.
Очень низкая — большее число ошибок. Такой результат может говорить о состоянии
временного утомления в момент проведения теста или об общей
слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими
причинами.
КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ
Тренировка продуктивности, распределения и переключения внимания, уровня концентрации и самоконтроля
«Кольца Ландольта»
Задания:
просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный строго в определенном месте (например, строго вверху), и зачеркивать их (либо подчеркивать или обводить в кружок).
находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрыв в различных местах, например, строго внизу и строго слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Передвигаться по строчкам змейкой с целью за короткий промежуток времени пройти большее количество строчек.
«Буквы Бурдона»
Задание:
просматривая буквы по рядам, отмечать те или иные буквы заданным способом (по заданию тренера).
Передвигаться по строчкам змейкой с целью за короткий промежуток времени пройти большее количество строчек.
Другое (картинки, точки):то же самое.
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Тренировка объемного внимания,
периферического зрения, скорости реакции.
ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ
"Добрый день. Меня зовут доктор Шульте.
Несколько лет назад я придумал одно развивающее упражнение. К моей радости это упражнение стало очень увлекательной игрой. Правила очень просты — в таблице перемешаны все ячейки от одного до двадцати пяти. Наша задача — на время перещелкать все ячейки в порядке возрастания: 1, 2, …9.
Признаюсь, я сам не ожидал такой хорошей отдачи от выполнения этого упражнения, но факт есть факт: большинство студентов, которым это упражнение нравилось, увеличили свою скорость чтения буквально на моих глазах в течение семестра. Этого, в принципе, и следовало ожидать, поскольку скорость чтения сильно зависит от так называемого «периферического» зрения".
«Я уверен, что игра принесет вам удовольствие от процесса, и радость от достигнутых результатов. Вы почувствуете ту силу, которую дает вам эта незатейливая веселая игрушка.
Успехов вам, идущие к совершенству!».
Доктор психологических наук Давид Шульте
1 этап: нахождение и фиксация цифр от 1 до 25 в порядке возрастания.
2 этап: нахождение и фиксация цифр от 1 до 25 в порядке возрастания
периферическим зрением, сфокусированным на центральной
ячейке таблицы.
4 | 16 | 1 | 2 | 20 |
19 | 10 | 24 | 3 | 8 |
15 | 5 | 18 | 21 | 12 |
22 | 13 | 6 | 11 | 14 |
25 | 7 | 17 | 23 | 9 |
8 | 14 | 5 | 13 | 15 |
12 | 1 | 9 | 19 | 7 |
6 | 3 | 23 | 2 | 17 |
10 | 25 | 4 | 11 | 24 |
21 | 16 | 18 | 22 | 20 |
8 | 15 | 9 | 21 | 5 |
23 | 6 | 13 | 1 | 16 |
12 | 4 | 19 | 20 | 10 |
25 | 22 | 11 | 2 | 24 |
18 | 3 | 14 | 7 | 17 |
9 | 23 | 17 | 13 | 10 |
4 | 16 | 1 | 25 | 18 |
12 | 22 | 3 | 24 | 2 |
19 | 8 | 11 | 21 | 7 |
6 | 15 | 5 | 14 | 20 |
16 | 8 | 21 | 6 | 12 |
7 | 11 | 13 | 20 | 3 |
18 | 22 | 15 | 24 | 14 |
4 | 25 | 1 | 10 | 19 |
23 | 9 | 5 | 17 | 2 |
1 | 12 | 18 | 3 | 15 |
8 | 5 | 16 | 10 | 19 |
20 | 25 | 2 | 11 | 7 |
6 | 13 | 24 | 21 | 14 |
17 | 22 | 9 | 4 | 23 |
Е | 12 | О | 14 | 23 | Ж | 6 |
5 | Р | В | 9 | С | 4 | К |
18 | Л | 1 | Н | 10 | Б | 19 |
24 | И | 16 | | Д | 8 | Х |
Т | З | А | 11 | 22 | У | 17 |
П | 20 | Ц | 13 | М | 2 | Ё |
15 | 3 | 7 | Й | Г | Ф | 21 |
16 | 2 | Г | М | 23 | 18 | Е |
У | 12 | Ф | 11 | 5 | Н | 6 |
Д | Л | 17 | Р | 22 | Ц | О |
Х | 4 | 13 | | Й | 1 | Б |
24 | Ж | С | К | 7 | П | 21 |
У | 3 | В | 15 | А | З | 8 |
14 | И | 19 | 9 | Ё | 20 | 10 |
М | 1 | П | Т | 10 | 17 | Г | |
8 | В | 13 | З | 21 | К | 5 | |
15 | С | 18 | Б | 3 | Ё | 24 | |
Ф | 4 | Л | | 20 | Ц | 7 | |
И | 12 | Д | 23 | А | 14 | Н | |
22 | Х | Р | 2 | У | Й | 9 | |
6 | Ж | 19 | 11 | О | Е | 16 | |
8 | Й | 13 | П | Ё | 20 | 6 |
24 | 15 | Х | 21 | 10 | Ц | Ж |
Е | 1 | Т | Ф | О | 17 | Р |
16 | С | 22 | | 2 | Н | 11 |
У | 7 | В | З | Г | 23 | Б |
9 | К | 5 | 14 | Л | 12 | 3 |
М | 19 | И | 4 | 18 | А | Д |
Решение простых арифметических примеров на время –
Один из наилучших стимуляторов
работы головного мозга!
Методика «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»
Если мы хотим воплотить свои идеи в жизнь, нам потребуется выносливость ума. Выносливость – это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.
Нам потребуется координация ума, то есть синхронизация мыслительных процессов всех типов, их сбалансированность и живость. Координация ума – это виртуозное владение техникой оформления мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний.
Именно эти четыре качества – сила, гибкость, выносливость и координация – и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным «шейпингом» и умственным «атлетизмом», только постоянно «шевеля мозговыми извилинами», можно долгое время оставаться в хорошей форме.
Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для прогнозирования успешности в обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.
Задание:
В ограниченный отрезок времени (несколько секунд) необходимо выполнить несложные задания. Задание выполняется на специальном бланке.
Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное задание не повторяется.
Оценка производится по количеству ошибок и пропущенных заданий.
Обработка результатов:
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:
0–4 ошибки – хорошая способность к обучению;
5–9 ошибок – средняя лабильность;
10–14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.
Инструкция к выполнению:
(Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
(Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
(Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
(Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
(Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
(Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
(Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
(Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
(Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
(Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
(Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
(Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
(Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
(Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
(Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
(Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
(Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).
(Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
(Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
(Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3 сек.).
(Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
(Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).
(Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
(Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).
(Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
(Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
(Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
(Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
(Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).
(Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).
(Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).
(Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
(Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
(Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).
(Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).
(Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).
(Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
(Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).
(Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
(Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
21. | 16. | 11. | 6. | 1. |
22. | 17. | 12. | 7. | 2. |
23. | 18. | 13. | 8. | 3. |
24. | 19. | 14. | 9. | 4. |
25. | 20. | 15. | 10. | 5. |
Используйте плёнку и маркер для белой доски!
Креативная разминка.
Дорисуйте, на сколько хватит воображения.
Рисунки и элементы не должны повторяться.
Правила быстрого чтения
читать без возвратных движений глаз;
читать без внутреннего проговаривания;
расфокусировать зрение;
скользить по странице сверху вниз вертикальным движением глаз либо другой удобной траекторией скольжения;
визуализировать читаемое;
не отвлекаться на посторонние мысли;
придерживаться смыслового алгоритма:
-автор;
-название;
-тема, проблема, идея;
-содержание, сюжет.
читать ежедневно 80-100 страниц любого текста
(80-100 стр. - детям и подросткам, от 16 лет – не менее 200 стр.)
Скорость чтения |
Очень медленное | 150 сл/ мин | 900 зн/мин |
Медленное | 250 сл/ мин | 1500 зн/мин |
быстрое | 500 сл/ мин | 3000 зн/мин |
сверхбыстрое | 500-1000 сл/ мин | 3000-6000 зн/мин |
Панорамное быстрое | 1000-2000 сл/ мин | 6000-10000 зн/мин |
Формирование навыка скорочтения (3 этапа).
Первый этап: расширение поля видения.
Чтение-просмотр в режиме скольжения и скачков
Выполняется расфокусированным зрением, является тренировкой зрительного восприятия и скоростного скольжения, поэтому
задача полного понимания не ставится,
Выполняется на «тренировочной книге»: формат А5, средний размер шрифта, междустрочный интервал не менее 1высоты (букв),
длина строчки 6-8 слов.
«Змейка»:
построчное скольжение змейкой:
слева-направо, затем справа-налево, и т.д.
«
Рельсы 2-3-5-3-2»:
п
росмотр туда-обратно одновременно
2
строчек (1 стр. или 1 мин.), 3(то же),5,
з
атем 3, и опять 2 строчек.
«
Кенгуру»: - 3-2-3(по желанию);
- 2-1-2;
- 1-1-1.
Просмотр скачками с захватом нескольких
слов одномоментно:
3-2-3- количество фиксаций на строчке с построчным чередованием.
«Кенгуру» с метрономом:
просмотр скачками в комфортном режиме (чаще 2-1-2) под метроном. Один удар – одна фиксация.
Метроритм меняется: 70 уд./мин – 90 уд./мин – 110 уд./мин – 130 уд./мин, затем обратно: 110 – 90.
Второй этап: расширение зоны комфорта.
Чтение-просмотр «вручную»
Выполняется на «тренировочной книге»: формат А5, средний размер шрифта, междустрочный интервал не менее 1высоты (букв).
Задача полного понимания не ставится, читать не более 20-30 минут в день.
Чтение с «руководителем».
Используя указательный (или средний ) палец в качестве «руководителя» для глаз, вести им под просматриваемыми строчками по траекториям:
О
бычное
чтение:
З
игзаг:
Д
иагональ:
О
братная
д
иагональ:
П
етля (восьмерка):
Е
лочка:
В
ертикальная волна:
К
аток:
С
пираль:
У
зоры:
Упражнение «Зона комфорта 3-2-1»
- Чтение 3 минуты «вручную» обычной траекторией с хорошим пониманием.
(Отметить место, которого достигли).
- Чтение то-же отрывка за 2 минуты «вручную» удобной траекторией.
- Чтение того-же отрывка за 1 минуту «вручную» любой удобной траекторией.
Третий этап: «взлом» скорочтения.
Идеомоторная тренировка.
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах обучения.
Активное представление реально выполняемых навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.
Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного и интеллектуального потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.
1. В удобном положении сидя, закрыть глаза, расслабиться, прислушаться к спокойному, глубокому дыханию.
2. Увидеть в своем представлении книгу, взять ее, раскрыть и просмотреть скользящим взглядом по всем изученным траекториям. Визуализировать все как можно более подробно и реалистично, как в реальности. Так дойти до конца книги.
Чтение-просмотр по плану: 1 день – 1 книга (см. далее).
Упражнения на вариативность, гибкость мышления, активизацию лексикона.
Канцелярские принадлежности
Домашние животные
Дикие животные
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
ЦВЕТА
А
Б
В
Г
Д
ЕИ
ЖЗ
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
УФ
ХЦ
ЧШ
ЭЮЯ
Транспорт
Мебель
Насекомые
Птицы
Рыбы
А
Б
В
Г
Д
ЕИ
ЖЗ
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
УФ
ХЦ
ЧШ
ЭЮЯ
Цветы
Ягоды
Овощи
Фрукты
Деревья
А
Б
В
Г
Д
Е И
Ж З
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
УФ
ХЦ
ЧШ
ЭЮЯ
ЕДА, БЛЮДА
ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ
Профессии
ХОББИ
СОБЫТИЯ
А
Б
В
Г
Д
Е И
Ж З
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
УФ
ХЦ
ЧШ
ЭЮЯ
График скорости______________________
Скорость слов/мин.
2500 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2000 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1750 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1500 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1250 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1000 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
900 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
800 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
700 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
650 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
600 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
550 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
500 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
450 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
400 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
350 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
300 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
250 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
200 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
150 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
100 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дата | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Синий график – техническое чтение. Красный график – чтение с полным пониманием.