СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие для преподавателя тема: Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ...

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие для преподавателя МДК02.02. Физическая реабилитация

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие для преподавателя тема: Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ...»

Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»







Учебно-методическое пособие

для преподавателя





Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»


ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах»
МДК 02.02. «Основы реабилитации»

Специальность: сестринское дело 34.02.01.









Составила: Кулькова Е.В., преподаватель


















Сатка 2016г



Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю зам по УР

« Сестринского дела»

«______» __________20 г. «______»___________20 г.







































Составила: Кулькова Е.В., преподаватель ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. «Саткинский медицинский техникум».







Тема: «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях»


Пояснительная записка


По календарно- тематическому плану на тему : «Физическая реабилитация при сердечно-сосудистых заболеваниях» выделено всего 6 часов: 2 часа – лекция; 4 часа – практическое занятие.

Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов «Саткинского медицинского техникума» к практическому занятию МДК.02.02. Основы реабилитации на тему : « Реабилитация больных при сердечно-сосудистых заболеваниях» по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».

Создание методической разработки диктуется необходимостью изучения и закрепления знаний, полученных на теоретическом занятии.

Основное назначение реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях направлено восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы и нормальное поддержание жизнеобеспечения организма.

Комплекс реабилитационных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях включает применение лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Будущие медицинские работники должны самым серьезным образом отнестись к изучению данной темы чтобы овладеть клиническим мышлением и эффективно применять знания в будущей практической деятельности.



Учебная проблема:

Создать обстановку занятия, максимально приближенную к условиям предстоящей профессиональной деятельности, показать актуальность темы, развивать профессиональные качества медицинской сестры.























Содержание


1. Цели занятия………………………………………………………………..4

2. Оснащение……………………………….……………………………........4

3. Методы и методические приемы……….……………………….………...4

4. Студент должен знать и уметь………………………..……………….......4

5. Межпредметные и внутрипредметные связи………………….………....8

6. Хронокарта……………………………….………………………………....9

7. Этапы планирования занятия……………………………………………...9

8. Приложение1. Немая графа………………… ……………………….11

9. Приложение 2. Тесты………………………………...……………….14

10. Приложение 3. Ситуационные задачи ………………………………17

11 Приложение 3а Эталоны ответов к задачам………………………….18

11. Приложение 4. Контрольные вопросы………...…………………….19

12. Приложение 5. Домашнее задание….……………………………….20




































Цели занятия


Учебные (дидактические):


1 уровень усвоения: Формирование понятий проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с патологией дыхательной системы.

2 уровень усвоения: Развитие приобретенного практического опыта для формирования профессиональных компетенций медицинской сестры .

3 уровень усвоения: Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Формирование умений и навыков, анализировать, выделять существенные признаки, делать самостоятельные выводы и принимать решения.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию профессиональной ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.


Тип занятия: практическое занятие

Место проведения занятия: учебная комната

Время занятия: 180 минут


Оснащение занятия: Методическая разработка занятия, презентация занятия, компьютер, проектор, электронные методические пособия для преподавателя и студентов;

Техническое оснащение: Кушетка для массажа, массажные валики;


Методы обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный

2.Репродуктивный - формирование умений и навыков

3.Проблемного изложения – раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация их способов решения

4.Частично-поисковый – создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов


Методические приемы:

  1. Использование информационных технологий

  2. Рецензирование ответов студентов

  3. Работа по алгоритму

  4. деловая игра

  5. Работа малыми группами

6 . Защита внеаудиторной самостоятельной работы

7. Демонстрация видеофильма с последующим обсуждением

8. Составление презентаций











С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;


Знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;


Уметь:

готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;

поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

осуществлять паллиативную помощь пациентам;

вести утвержденную медицинскую документацию;

























Формируемые компетенции:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.




ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.



Межпредметные связи:


Предшествующие:

1.ОП 02. Анатомия и физиология. Строение органов дыхания.

2. МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение.

3. МДК.02.01.Сестринское дело в терапии. Заболевания органов дыхания.

Последующие:

1.МДК02.01.Сестринское дело в терапии.


Внутрипредметные связи:

1.Предшествующие:

Клинико-физиологическое обоснование механизма действия физических факторов на организм. Использование физических методов лечения в виде общих и местных процедур.

2.Последующие:

Понятия о курорте. Использование естественных физических факторов (климат, ландшафт). Санаторные режимы. Показания и противопоказания к лечению на курортах.


















Хронологическая карта занятия


1. Организационный момент -10 мин

2. Контроль знаний – 55 мин

3. Вводный инструктаж - 5 мин

4. Демонстрационная часть – 15 мин

5. Самостоятельная работа - 80мин

6. Подведение итогов – 10 мин

7. Домашнее задание – 5 мин



Этапы планирования занятия


Название этапа

Описание

деятельности

преподавателя

Описание

деятельности

студента

Мотивация

Время

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, обращает внимание на внешний вид учащихся, сообщает тему занятия, план, совместно с учащимися формулирует цель.

Слушают преподавателя, готовятся к занятию, воспринимают тему, участвуют в формулировании

цели.

Привлечь внимание. Настроить на целенаправленную деятельность, активизировать внимание.

10 мин

2. Контроль исходных знаний.

Задает вопросы, чтобы проверить насколько владеют темой.

Фронтальный опрос (приложение №1)


Отвечают, слушают ответы товарищей, исправляют ошибки, анализируют.

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного ЗУН, формирования общих и профессиональных компетенций.


55мин
















3. Вводный инструктаж.

Объясняет причину, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность изучать её.

Излагает цели и требования к предстоящей работе, делит учащихся на группы по 2 человека


Внимательно слушают, задают вопросы, планируют работу.

Настроить на выполнение самостоятельной работы.

5 мин

4. Демонстрационная часть.

Демонстрирует особенности методики массажа, комплекса ЛФК.

Запоминают, осуществляют пробное действие по алгоритму, анализируют.

Закрепление теоретических знаний по выполнению

Практических действий, формирование практических навыков работы с пациентами.

15 мин

5. Самостоятельная работа

Инструктирует студентов о выполнении задания.

Делит учащихся на группы и распределяет по рабочим местам. Контролирует выполняемые задания. Указывает на допущенные ошибки и исправляет их.


Составляют план реабилитации по заданному заболеванию, выполняют ЛФК и лечебный массаж по заданному заболеванию.


Развитие профессиональных навыков и умений.


Применение умений и навыков на практике.

80 мин














6.Подведение итогов.

Подводит итоги занятия, выделяет активных участников.

Отмечает положительные и отрицательные моменты занятия. Аттестует каждого учащегося (используя комбинированную форму контроля).

Слушают, и анализируют ошибки, проводят самооценку.

Умение анализировать свои ошибки.

Воспитание ответственности.

15 мин














6.Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание. Сообщает тему (в соответствии с календарно-тематическим планом), литературу, страницы учебника. Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Задание для самостоятельной работы.

Записывают задание, слушают методические рекомендации.

Помочь в подготовке домашнего задания. Научить работе с источником.

Формирование интереса к самостоятельной работе.

Воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания.

3 мин




















8. Заключительная часть.

Объявляет об окончании занятия, напоминает учащимся о необходимости убрать рабочие места.

Учащиеся убирают рабочие места.

Привитие аккуратности.

2 мин










Итог: 180 мин

















Оценочный лист



Ф.И.О. студента

Ответы на

Контрольные

вопросы

Решение

ситуационных

задач

Тестирование

Составление

плана и выполнение комплекса ЛФК и лечебного массажа

Итоговая оценка

1







2







3







4







5







6







7







8







9







1







Критерий оценки за занятие:

Тестовый контроль

100 - 90% - отлично

80% - хорошо

70% - удовлетворительно

Менее 70 % - неудовлетворительно


Критерий оценки знаний и умений на практическом занятии

Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при решении ситуационных задач, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала.

Оценка «4» (хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при решении ситуационных задач, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5».

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент при решении ситуационных задач, нарушает последовательность изложения материала, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение задачи носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4».

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет решении ситуационных задач, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.

При оценке знаний и умений практических навыков будет учитываться:

  • знание теоретического материала;

  • составление сестринского процесса;

  • выполнение практических умений;

  • заполнение документации;

  • внешний вид студента.



Приложение 1.


Контроль знаний по теме: определение средств реабилитации


Найдите соответствие между названиями приемов массажа и их групповой принадлежностью:

Вопросы:

1. Прием разминание

2. Прием поглаживание

3. Прием выжимание

4. Прием растирание

5. Сотрясающие приемы

6. Ударные приемы

7. Движения


Предлагаемые ответы:

1. «валяние», 2. «глажение», 3. «двойное кольцевое», 4.«похлопывание», 5. «гусеничка»,6. «вращение» 7. «пиление»


Ответы:


1

3

2

2

3

5

4

7

5

1

6

4,7,6






















Приложение 2.

Тестовый контроль

1. Формы ЛФК, используемые на щадяще-тренирующем двигательном режиме:

1.утренняя гигиеническая гимнастика

2.лечебная гимнастика

3.терренкур

4.Все перечисленное

2. Тренирующий двигательный режим в санатории назначается лицам:

1.с начальными формами заболеваний

2.физически подготовленным

3.освоившим щадяще-тренирующий режим

4.молодого и среднего возраста с хроническими заболеваниями в удовлетворительном функциональном состоянии

5.все перечисленное

3. Наиболее оптимальное количество занятий лечебной гимнастикой, для лиц пожилого возраста:

1.ежедневно

2.через день

3.три раза в неделю

4.один раз в неделю

4.Массаж, как медицинское средство применяющиеся для нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях называется:

1.Гигиенический

2.Лечебный

3.Спортивный

4.Косметический

5. Этот вид массажа использует воздействие на небольшие участки кожи и находящиеся под ней ткани, связанные с определёнными органами:

1.Классический

2.Рефлекторно-сегментарный

3.Точечный

6.Назовите относительное противопоказание к проведению массажа:

1.Злокачественное новообразование

2.Туберкулез

3.Гипертонический криз

7. Понятию лечебная физкультура соответствуют термины:

1. кинезотерапия

2. рефлексотерапия

3. бальнеотерапия

8. Основное физиологическое воздействие приема поглаживания:

1. кожу

2. сосуды, капилляры

3. мышцы 

9.Технической особенностью выполнения приема поглаживание, является:

1. скольжение рук без смещения кожи и тканей

2. смещение кожи и тканей

3. растяжение поверхности кожи в различных направлениях

10. Основное физиологическое воздействие приема разминания:

1. кожу

2. сосуды

3. мышцы

11.Трапецевидная мышца, относится к мышцам:

1. Туловища

2. Таза

3. Верхних конечностей

12. Назовите основной прием классического массажа при хронической сердечной недостаточности:

1.поглаживание

2. растирание

3. разминание

4. выжимание










































Эталон ответов:



1

4

2

5

3

3

4

2

5

2

6

3

7

1

8

1

9

1

10

3

11

1

12

1























































Приложение 3


ЗАДАЧА №1

Пациент Д., 48 лет находится на стационарном лечении с диагнозом: инфаркт миокарда, 1 класс тяжести, 2-ые сутки. Болевой синдром купирован. Назначена 2-я ступень активности

Задание:

1. Определите соответствие двигательного режима и ступени активности состоянию больного.

2. Обозначьте основные задачи ЛФК в данной ситуации.

3.Составьте комплекс ЛГ данному пациенту.



ЗАДАЧА №2

Пациент П., 45 лет с диагнозом: инфаркт миокарда, III класс тяжести, 14-е сутки.

Задание:

1. Определите основные задачи для данного периода течения болезни

2. Какие показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ

3. Составьте программу физической реабилитации (ЛГ, досуг, бытовые нагрузки)



ЗАДАЧА №3

Пациент Б, находится на санаторном лечении после стационарного этапа лечения инфаркта миокарда, класс тяжести II (СНI , приступы стенокардии напряжения возникают редко и при достаточно выраженном физическом усилии). Назначена программа физической реабилитации – V ступень активности.

Задание:

1. комплекс ЛГ для пациента

2. Какие бытовые нагрузки разрешены

3. Назначьте дозированную ходьбу



ЗАДАЧА №4

Пациентке Ж., 38 лет, ИБС, IIФК назначены: тренирующий режим, ЛГ до 45 минут, ЧСС до 150 уд/мин. Ходьба (темп до 110 в минуту), кратковременная (2-3 мин) быстрая ходьба до 130 шагов в минуту, лечебное плавание, спортивные игры до 20 мин

Задание:

1.Сделайте заключение о правильности выбора двигательного режима?

2.Возможно ли назначение дозированной ходьбы для данной больной?

3.Рекомендованы спортивные игры, если да, то – какие?




ЗАДАЧА №5

Больной К., 44-х лет. Диагноз: Острый трансмуральный инфаркт миокарда задней стенки левого желудочка; 2-й день болезни. Болевой синдром купирован. Жалоб нет. ЧСС 94 уд/мин, АД 105/70 мм рт., температура тела 37,20 С.

Задание:

1. Можно ли назначить ЛФК?

2. Назовите ступень активности и функциональный класс тяжести?


Приложение 3а




Эталон ответа: Задача №1

1.Пациенты с инфарктом миокарда 1 класса тяжести, при купированном болевом синдроме в 1-2-е сутки находятся на I б ступени активности. На 2-ю ступень активности данных пациентов переводят на 3-4-й день

2. Борьба с гипокинезией. Подготовка к возможно раннему расширению физической активности

3. Комплекс ЛГ включает:

- поворот на бок

- активные движение в дистальных отделах нижних конечностей

- изометрическое напряжение крупных мышц групп н/конечностей и мышц

туловища

- статические дыхательные упражнения

- присаживание с помощью мед. сестры на постели, свесив ноги, на 5-10 мин. 2-3

раза в день (первое присаживание пож контролем инструктора ЛФК)

После каждого упражнения больному дать паузу для отдыха и делать релаксирующие упражнения (общая продолжительность пауз 30-50 % времени

занятия, т.е. моторная плотность 50-70 %)



Эталон ответа: Задача №2

1.Задачи данного периода:

- Подготовка пациента к полному самообслуживанию

- Подготовка пациента к выходу на прогулку на улицу

- Подготовка пациента к дозированной ходьбе

Показаниями для перевода с одной ступени активности на другую являются

2. Показания для перевода со 2-й на 3-ю ступень активности у пациентов с ИМ – сроки и удовлетворительная реакция на нагрузку II ступени.

3. Пациенту с ИМ, III класс тяжести с 9-15 дня можно назначать IIIа ступень активности

Комплекс ЛГ № 2: и.п. – сидя, занятия индивидуальные, учитывать индивидуальную реакцию больного на нагрузку

Бытовые нагрузки: ходьба по палате; пребывание сидя - без ограничения; выход в коридор; ходьба по коридору (начиная с 50 м до 200 м в 2-3 приёма в медленном шаге, до 70 шагов в минуту); приём пищи за столом сидя; мытьё ног с помощью другого лица

Досуг: чтение, приём родственников, настольные игры, вышивание, рисование за столом



Эталон ответа: Задача №3

1.ЛГ проводится групповым методом, продолжительность до 25 минут

Дыхательные упражнения

Упражнения для всех мышечных групп и суставов

Можно включить предметы (гимнастические палки, шведскую стенку, скамейки, обручи, гантели)

Циклические упражнения

Элементы подвижных игр

Элементы аутогенной тренировки

2.Разрешены бытовые нагрузки

3.Прогулки по коридору, на улице 2-3 раза в день

Подъём по лестнице на 2-3 этаж (темп : 1 ступенька за 2 сек)

- Ходьба дозированная тренировочная до 1 км в 2-3 приёма, темп 80 шагов в минуту. Но необходимо подобрать индивидуальный темп ходьбы по результатам велоэргометрической пробы.


Эталон ответа: Задача №4

1. Не совсем точно, в данном случае назначается: тренировочный режим; ЛГ до 30 мин.; ЧСС до 140 уд/мин.

2. Можно рекомендовать дозированную ходьбу (темп до 110 шагов в минуту), кратковременная (2-3 мин) быстрая ходьба до 130 шагов в мин.

3. Кратковременное участие (до 20 мин) в спортивных играх (волейбол, ручной мяч, бадминтон) рекомендовано пациентам I функционального класса, в данном случае рекомендовано участие кратковременное (до 10 мин) – волейбол, настольный теннис


Эталон ответа: Задача №5

1. Рекомендовано:

- Поворот на бок

- Движения конечностями

- Пользование подкладным судном с помощью персонала, умывание, лежа на боку;

- Пребывание в постели с приподнятым головным концом 2-3 раза в день по 10 мин.

2. III класс тяжести, I а ступень активности. Перевод на I б ступень активности м.б. на 2-3 день начала реабилитации, однако не должно быть противопоказаний: приступы стенокардии (до 2-4-х в сутки), выраженных признаков СН, синусовой тахикардии (до 100 и более уд/мин), одышки при незначительной нагрузке, застойных явлениях в лёгких, приступов сердечной астмы или отёка лёгких, тяжёлых нарушений ритма , склонности к развитию коллапса.




























Приложение 4

Контрольные вопросы:

1. Из каких этапов состоит процесс реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

2.Задачи ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы?

3. Что такое хроническая сердечная недостаточность?

4. Классификация тяжести инфаркта миокарда ?

5. Противопоказания к назначению ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой системы ?

6.Что такое велоэргометия и для чего она применяются?

7. Что такое РСМ?

8. Режимы движений в ЛФК?

9. Уровни физического развития в ЛФК?

10. Этапы Реабилитации?
































Приложение 5


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Самостоятельная работа)

Подготовка к следующему разделу практического занятия:

1.Билич Г. Л. Анатомия человека / Билич Г. Л., Крыжановский В. А. — М. : Эксмо, 2012. — 224 с Дыхательной системы стр. 107-116.

2.Третьякова, Н. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 357 с. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания стр. 216-239

Написание рефератов по заданной теме:

«Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы».

Презентация по данной теме.








6