Используемое УМК: 1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин)
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова,
Т.А. Карташева)
3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин, С.В. Курчина)
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику
№ п/п | Раздел, тема урока, | Тип урока, ИКТ | Содержание урока | Виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Вид и форма контроля | Практические работы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Тема 1: Что изучает география (5 часов) |
1 | Мир, в котором мы живем. | ОНЗ, | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. Уметь объяснять особенности планеты Земля. | Продолжить обучение в эвристической беседе. Уметь самостоятельно выделять познавательную цель. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | Предварительный, фронтальный устный опрос, задания ЭП | |
2 | Науки о природе | ОНЗ, ЭП | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. | Работа с учебником и электронным приложением | Научиться объяснять значение понятий «тело» и «вещество». Уметь выделять сходств естественных наук. | Уметь отображать информацию в графической форме. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | Текущий. Устный фронтальный опрос | |
3 | География – наука о Земле | ОНЗ, | Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию. Уметь выявлять различия двух частей географии. | Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Текущий. Индивидуальные задания по карточкам, взаимоконтроль | |
4 | Методы географических исследований | ОУР; ЭП | Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. Показывать ценность географической информации для человечества | Добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Применять методы информационного поиска. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Текущий. Устный фронтальный опрос, | |
5 | Обобщение знаний по теме «Что изучает география» | РК, ЭП | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Что изучает география» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом | Формирование представлений о географии, е роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. Объяснять роль географии в изучении Земли | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Итоговый. Индивидуальные задания проверочной работы | |
Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часов) |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | ОНЗ, ИНП «Великие географические открытия», ЭП | Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. Объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Применять методы информационного поиска | Формирование целостного мировоззрения. | Предварительный. Задания на контурных картах, устный фронтальный опрос, выполнение практической работы | Практическая работа № 1: Важнейшие открытия древности и Средневековья |
7 | Важнейшие географические открытия | ОКР, ИНП «Великие географические открытия», ЭП | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды | Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций. | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. Выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Добывать недостающую информацию в электронном приложении. Самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Текущий. Индивидуальные презентации | |
8 | Открытия Русских путешественников | ОНЗ ИНП «Великие географические открытия», ЭП | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. Объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Текущий. индивидуальные презентации, работа с картами атласа | |
9 | Открытия русских путешественников. | ОУР ИНП «Великие географические открытия», ЭП | Освоение Сибири | Чтение и анализ карт атласа | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. Объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Текущий. Выполнение практической работы, индивидуальные презентации | Практическая работа № 2: Важнейшие географические открытия |
10 | Обобщение знаний по теме «Как люди открывали Землю» | РК, ЭП | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Как люди открывали Землю» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом | Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Объяснять подвиг великих первооткрывателей | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Итоговый. Выполнение заданий проверочной работы. | |
Тема 3: Земля во Вселенной (9 часов) |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | ОНЗ, ИНП «Земля во Вселенной», ЭП | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. Объяснять представления древних людей о Вселенной. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | Предварительный. Индивидуальное выполнение работы в тетради, взаимоконтроль | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | ОУР, ИНП «Земля во Вселенной», ЭП | Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Гилилео Гилилеем. Современные представления о Вселенной. | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир» | Научиться читать и понимать текст учебника. Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | Текущий. Устный фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради | |
13 | Соседи Солнца | ОНЗ, ИМ «Солнечная система», ЭП | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя | Научиться составлять характеристику планет по плану. Объяснять главное отличие Земли от других планет. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | Текущий. Выполнение заданий в тетради, индивидуальные презентации. | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | ОУР, ИМ «Солнечная система» | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. | Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника | Научиться выделять признаки планет. устанавливать, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Текущий. Выполнение заданий в тетради. | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | ОНЗ, ЭП | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», Объяснять особенности различных небесных тел. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Текущий. Фронтальный устный опрос, выполнение индивидуальных заданий | |
16 | Мир звезд | ОНЗ, ЭП | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел | Научиться находить на звёздном небе созвездия. Самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Текущий. Индивидуальные презентации, выполнение заданий в тетради. | |
17 | Уникальная планета Земля | ОУР, ИНП «Земля во Вселенной», ЭП | Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | Сравнение особенностей планет земной группы | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. Выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | Текущий. Выполнение заданий по карточкам. | |
18 | Современные исследования космоса | ОУР, | Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин | Подготовка сообщений о первой женщине-космонавте В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А.А. Леонов) | Научиться составлять презентацию о космонавтах. Называть важнейшие события в освоении космоса. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Текущий. Выполнение заданий в тетради, индивидуальные презентации. | |
19 | Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной» | РК, ЭП | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Земля во вселенной» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом | Научиться извлекать информацию из карт атласа, учебника, выделять признаки понятий. Устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Итоговый. Выполнение проверочной работы | |
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часа) |
20 | Стороны горизонта | ОНЗ, | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта | Научиться определять стороны горизонта. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Предварительный. Устный фронтальный опрос. | |
21 | Ориентирование | ОНЗ, | Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. | Ориентирование по компасу и местным признакам | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. Формулировать алгоритм работы с компасом. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Текущий. Выполнение практической работы | Практическая работа № 3: Ориентирование по компасу. |
22 | План местности и географическая карта | ОНЗ, ИНП «План и карта», ЭП | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. Делать описание местности с помощью условных знаков. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Текущий. выполнение практической работы. | Практическая работа № 4: Составление простейшего плана местности |
23 | Обобщение знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли». | РК, ЭП | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Виды изображения поверхности Земли» | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности | Научиться ориентироваться по компасу, плану и карте. Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Итоговый. Выполнение проверочной работы | |
Тема 5: Природа Земли (10 часов) |
24 | Как возникла Земля | ОНЗ, ЭП | Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. Выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Предварительный. Выполнение заданий электронного приложения, устный фронтальный опрос | |
25 | Внутреннее строение Земли | ОНЗ ИНП «Строение земной коры», ЭП | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. Уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. | Текущий. устный фронтальный опрос, выполнение заданий по карточкам. | |
26 | Землетрясения и вулканы | ОУР, ЭП | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов | Научиться обозначать объекты на контурной карте. Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Текущий. Задания с контурными картами, индивидуальные презентации, устный фронтальный опрос. | |
27 | Путешествие по материкам | ОНЗ ИНП «Физическая карта мира», ЭП | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. Уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Текущий. Выполнение задания в тетради, индивидуальные презентации. | |
28 | Вода на Земле | ОНЗ ИНП «Карта океанов», ЭП | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов | Научиться подписывать реки на контурной карте. Уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Текущий. Выполнение заданий на контурных картах, устный фронтальный опрос | |
29 | Воздушная одежда Земли | ОНЗ, ЭП | Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | Текущий. Устный фронтальный опрос, индивидуальные презентации. | |
30 | Живая оболочка Земли | ОУР | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. | Работа с учебником и электронным приложением | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Текущий. Устный фронтальный опрос, участие в дискуссии | |
31 | Почва – особое природное тело | ОУР ИНП «Почвенная карта мира» | Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. Уметь объяснять, что такое почва | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Текущий. устный фронтальный опрос, задания ЭП. | |
32 | Человек и природа | ОНЗ, ЭП | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктатнт) | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. Уметь объяснять взаимосвязи элементов природы. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Текущий. Устный фронтальный опрос, написание географического диктанта, задания с контурными картами | |
33 | Обобщение знаний по теме «Природа Земли» | РК, ЭП | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Природа Земли» | Выполнение заданий учителя, работа с учебником и атласом | Научиться самодиагностике. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью ИКТ. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | Итоговый. Устный фронтальный опрос, задания проверочной работы | |
34 | Повторение материала курса | ОУР, ЭП | Повторение материала курса «География. Начальный курс. 5 класс» | Работа с учебником, атласом, электронным приложением. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью ИКТ. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. | Текущий. Устный фронтальный опрос. Задания ЭП | |
35 | Обобщение материала курса | РК | Обобщение и отработка материала курса «География. Начальный курс. 5 класс» | Выполнение тестовых заданий, работа с атласом и картами | Итоговый. Выполнение тестовых заданий итоговой проверочной работы | |