СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование к рабочей программе по географии 5 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-тематическое планирование идет приложением к рабочей программе. Полностью соответствует ФГОС НОО с использованием классической линии учебников географии издательства "ДРОФА".

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование к рабочей программе по географии 5 класс ФГОС»

Приложение


Учебно-тематическое планирование учебного материала

по курсу «География. Начальный курс», 5 класс

на 2015-2016 учебный год

(35 ч., 1 час в неделю)

Учителя: Макушиной Ольги Александровны

Используемое УМК: 1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков,

Н.И. Сонин)

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова,

Т.А. Карташева)

3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин, С.В. Курчина)

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику

Количество недельных часов: 1 час

п/п

Раздел, тема урока,

Тип урока, ИКТ

Содержание урока

Виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Вид и форма контроля

Практические работы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1: Что изучает география (5 часов)

1

Мир, в котором мы живем.


ОНЗ,


Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

уникальность планеты Земля.

Уметь объяснять особенности планеты Земля.

Продолжить обучение в эвристической беседе. Уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Предварительный, фронтальный устный опрос, задания ЭП


2

Науки о природе

ОНЗ,

ЭП

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

Работа с учебником и электронным приложением

Научиться объяснять значение понятий «тело»

и «вещество».

Уметь выделять сходств естественных наук.

Уметь отображать информацию в графической форме. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Текущий.

Устный фронтальный опрос


3

География – наука о Земле

ОНЗ,

Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию.

Уметь выявлять различия двух частей географии.

Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Текущий. Индивидуальные задания по карточкам, взаимоконтроль


4

Методы географических исследований

ОУР;

ЭП

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы


Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

Показывать ценность географической информации для человечества

Добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа. Применять методы информационного поиска.

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Текущий. Устный фронтальный опрос,


5

Обобщение знаний по теме «Что изучает география»

РК,

ЭП

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Что изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом

Формирование представлений о географии, е роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

Объяснять роль географии в изучении Земли

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Итоговый. Индивидуальные задания проверочной работы


Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часов)

6

Географические открытия древности и Средневековья.


ОНЗ,

ИНП «Великие географические открытия», ЭП

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

Объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Применять методы информационного поиска

Формирование целостного мировоззрения.

Предварительный. Задания на контурных картах, устный фронтальный опрос, выполнение практической работы

Практическая работа № 1: Важнейшие открытия древности и Средневековья

7

Важнейшие географические открытия

ОКР,

ИНП «Великие географические открытия», ЭП

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

Выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Добывать недостающую информацию в электронном приложении. Самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий. Индивидуальные презентации


8

Открытия Русских путешественников

ОНЗ

ИНП «Великие географические открытия»,

ЭП


Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

Объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий. индивидуальные презентации, работа с картами атласа


9

Открытия русских путешественников.


ОУР

ИНП «Великие географические открытия»,

ЭП

Освоение Сибири

Чтение и анализ карт атласа

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

Объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий. Выполнение практической работы, индивидуальные презентации

Практическая работа № 2: Важнейшие географические открытия

10

Обобщение знаний по теме «Как люди открывали Землю»

РК,

ЭП

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Как люди открывали Землю»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Объяснять подвиг великих первооткрывателей

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска.


Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Итоговый. Выполнение заданий проверочной работы.


Тема 3: Земля во Вселенной (9 часов)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

ОНЗ,

ИНП «Земля во Вселенной»,

ЭП

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

Объяснять представления древних людей о Вселенной.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Предварительный. Индивидуальное выполнение работы в тетради, взаимоконтроль


12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

ОУР,

ИНП «Земля во Вселенной»,

ЭП

Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Гилилео Гилилеем. Современные представления о Вселенной.

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Научиться читать и понимать текст учебника.

Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Текущий. Устный фронтальный опрос, выполнение заданий в тетради


13

Соседи Солнца

ОНЗ,

ИМ «Солнечная система»,

ЭП

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

Научиться составлять характеристику планет по плану.

Объяснять главное отличие Земли от других планет.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Текущий. Выполнение заданий в тетради, индивидуальные презентации.


14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

ОУР,

ИМ «Солнечная система»

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника

Научиться выделять признаки планет.

устанавливать, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Текущий. Выполнение заданий в тетради.


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

ОНЗ,

ЭП

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

Объяснять особенности различных небесных тел.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий. Фронтальный устный опрос, выполнение индивидуальных заданий


16

Мир звезд

ОНЗ,

ЭП

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

Самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Текущий. Индивидуальные презентации, выполнение заданий в тетради.


17

Уникальная планета Земля

ОУР,

ИНП «Земля во Вселенной»,

ЭП

Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Сравнение особенностей планет земной группы

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

Выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Текущий. Выполнение заданий по карточкам.


18

Современные исследования космоса

ОУР,

Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин

Подготовка сообщений о первой женщине-космонавте В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А.А. Леонов)

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

Называть важнейшие события в освоении космоса.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.


Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Текущий. Выполнение заданий в тетради, индивидуальные презентации.


19

Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной»

РК,

ЭП

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Земля во вселенной»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом

Научиться извлекать информацию из карт атласа, учебника, выделять признаки понятий.

Устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.


Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Итоговый. Выполнение проверочной работы


Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

20

Стороны горизонта

ОНЗ,

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Научиться определять стороны горизонта.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Предварительный. Устный фронтальный опрос.


21

Ориентирование

ОНЗ,

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Ориентирование по компасу и местным признакам

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

Формулировать алгоритм работы с компасом.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Текущий. Выполнение практической работы

Практическая работа № 3: Ориентирование по компасу.

22

План местности и географическая карта

ОНЗ,

ИНП «План и карта»,

ЭП

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта

Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

Делать описание местности с помощью условных знаков.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Текущий. выполнение практической работы.

Практическая работа № 4: Составление простейшего плана местности

23

Обобщение знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли».


РК,

ЭП

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Виды изображения поверхности Земли»

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности

Научиться ориентироваться по компасу, плану и карте.

Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Итоговый. Выполнение проверочной работы


Тема 5: Природа Земли (10 часов)

24

Как возникла Земля

ОНЗ,

ЭП

Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

Выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Предварительный. Выполнение заданий электронного приложения, устный фронтальный опрос


25

Внутреннее строение Земли

ОНЗ

ИНП «Строение земной коры»,

ЭП

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

Текущий. устный фронтальный опрос, выполнение заданий по карточкам.


26

Землетрясения и вулканы

ОУР,

ЭП

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Текущий. Задания с контурными картами, индивидуальные презентации, устный фронтальный опрос.


27

Путешествие по материкам

ОНЗ

ИНП «Физическая карта мира»,

ЭП

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

Уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Текущий. Выполнение задания в тетради, индивидуальные презентации.


28

Вода на Земле


ОНЗ

ИНП «Карта океанов»,

ЭП

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов

Научиться подписывать реки на контурной карте.

Уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий. Выполнение заданий на контурных картах, устный фронтальный опрос


29

Воздушная одежда Земли

ОНЗ,

ЭП

Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.


Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Текущий. Устный фронтальный опрос, индивидуальные презентации.


30

Живая оболочка Земли

ОУР


Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Работа с учебником и электронным приложением

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий. Устный фронтальный опрос, участие в дискуссии


31

Почва – особое природное тело

ОУР

ИНП «Почвенная карта мира»

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

Уметь объяснять, что такое почва

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Текущий. устный фронтальный опрос, задания ЭП.


32

Человек и природа

ОНЗ,

ЭП

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктатнт)

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

Уметь объяснять взаимосвязи элементов природы.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Текущий. Устный фронтальный опрос, написание географического диктанта, задания с контурными картами


33

Обобщение знаний по теме «Природа Земли»

РК,

ЭП

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме «Природа Земли»

Выполнение заданий учителя, работа с учебником и атласом

Научиться самодиагностике.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью ИКТ.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Итоговый. Устный фронтальный опрос, задания проверочной работы


34

Повторение материала курса

ОУР,

ЭП

Повторение материала курса «География. Начальный курс. 5 класс»

Работа с учебником, атласом, электронным приложением. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью ИКТ.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.

Текущий.

Устный фронтальный опрос. Задания ЭП


35

Обобщение материала курса

РК

Обобщение и отработка материала курса «География. Начальный курс. 5 класс»

Выполнение тестовых заданий, работа с атласом и картами

Итоговый. Выполнение тестовых заданий итоговой проверочной работы



ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:


- ОНЗ – урок открытия нового знания

- ОУР – урок отработки умений и рефлексии

- РК – урок развивающего контроля

- ЭП – электронное приложение к учебнику

- ИНП – интерактивное наглядное пособие

- ИМ – интерактивная модель