3 | Новые знания Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (20 мин) | Слайд 4: схема (жидкость- пар) Зарисуем в тетрадь Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из способов перехода -- испарение Выполним мысленный опыт: нальём в стакан воды и оставим на некоторое время. Останется ли уровень воды прежним? Почему? (Произошло испарение) Объяснить это на основе МТ строения вещества( движение молекул, разрыв связей) Каким молекулам легче покинуть жидкость? (которые на поверхности жидкости, самые быстрые) Как изменяется внутренняя энергия жидкости при этом? (уменьшается) Определение:парообразование происходящее с поверхности жидкости называется испарением Сделаем рисунок в тетрадь Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем? (холод) Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения 1 группа: зависимость от рода жидкости 2 группа: от площади свободной поверхности 3 группа от температуры жидкости 4 группа от наличия или отсутствия ветра Экспериментальное задание 1 Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт. Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости Экспериментальное задание 2 Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры Экспериментальное задание 3 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра Экспериментальное задание 4 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта.Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности Запишем выводы в тетрадь 2)Вернёмся к слайду 4 - Схема. На схеме вы видите ещё одну стрелочку. Происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Попробуем дать определение конденсации. Ответ: Явление перехода пара в жидкость называется конденсацией Это обратный процесс. Как на ваш взгляд, будет меняться энергия жидкости. Ответ: внутренняя энергия жидкости увеличивается Вопрос: А что происходит с энергией пара? Ответ: Конденсация пара сопровождается выделением энергии Ребята теперь вы можете объяснить всем нам известное природное явление - роса Ответ:летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется. И маленькие капельки воды оседают на траве и листьях. | Подводит Обучаю-щихся к формули-ровке определе-ния парообра-зования и испарения Организует обсужде-ние и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формули-рует экспериментальные задания, подводит к выводу. Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися данного явления. | Наблюда-ют за материа-лом ЭОР. На основании схемы участвуют в создании определе-ния парообразования, производят мыслен-ный экспери-мент, выполня-ют записи в тетради, озвучива-ют определе-ние, отвечают на вопросы выполня-ют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюде-ний, записыва-ют выводы в тетрадь. Осознание личной ответственностьии за будущий результат Высказы-вают своё мнение. Озвучи-вают понятие. Отвечают на вопросы учителя. Сравни-вают обратные процессы | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Объеди-няют усилия на решение постав-ленных вопросов, выпол-няют самостоятельно задание. Обсуж-дают эксперименты. | Согласо-вания усилий по решению учебной задачи, догова-риваться и прихо-дить к общему мнению в совмест-ной деятельности, учиты-вать мнения других | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Самоконтроль и взаимо-контроль. | Умение слушать в соответ-ствие с целевой установкой. Планиро-вать свои действия. Коррек-тировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказыва-ний обучаю-щихся. |
| | | | Умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию. Умение формировать анализ и синтез. | Умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами. Умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания. | Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию. Умение внести необходимые дополнения и коррективы. |