Муниципальный конкурс «Учитель нового поколения»
среди учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций
Энгельсского муниципального района
Учитель нового поколения
Выполнила
Машевская Дарья Сергеевна,
ученица 9Б класса
МОУ «СОШ №4 им. С.П.Королёва»
Руководитель
Галичкина И.В.,
учитель русского языка
Октябрь 2021 г.
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев
Учителя во все времена были очень уважаемыми людьми. Воспитание подрастающего поколения, обогащение его знаниями и духовными ценностями всегда считалось занятием первостепенной важности. Наша педагогика стоит на первом месте в мире по воспитанию человека – гражданина и патриота! Ее формировали по крупинкам гениальные, преданные своему народу люди. И каждый отдавал всего себя, личным примером показывая образец поведения, воспитывая и укрепляя мораль и нравственность.
Хочется вспомнить Антона Семеновича Макаренко, талантливого педагога и писателя. Антон Семенович создал методику воспитания, с помощью которой смог спасти более трех тысяч беспризорников. Он успешно воспитал брошенных детей, основываясь на понятиях равенства всех людей, возможности критики и обязательной дисциплины в коллективе, что позволяло формировать волю, характер, культуру поведения. Никто из его воспитанников не вернулся к бродяжничеству и воровству. Он вёл своих подопечных к настоящей жизни.
Времена меняются, меняется и мир. Как же теперь выглядит эталон учителя нового поколения?
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...» - говорил Конфуций. Мне кажется, что эта цитата подчеркивает специфику работы учителя. Учитель нового поколения призван, как и раньше, помогать школьникам находить свой жизненный путь, поэтому каждому педагогу нужно проводить постоянную работу над собой, изучать нечто новое, но при этом опираться на опыт известных педагогов, пользоваться мудростью прошедших времен.
В нашем быстроразвивающемся мире учитель всегда должен быть современным и обязательно уметь находить общий язык с учениками. Сейчас существует множество материалов для создания интересных интерактивных уроков. Дети нового поколения быстро овладевают навыками и знаниями, но многим из них зачастую не хватает внимания и концентрации: красочная мобильная игра намного привлекательнее, чем сложные уроки. Поэтому так важно увлекать детей теми же механизмами, которыми пользуются и создатели видеоигр, и диджитал-аниматоры. Материал урока могут сопровождать простая и лаконичная презентация с яркими картинками, 3Dфигуры на интерактивной доске, аудио и видео отрывки из кинематографа и театра. Учитель всегда должен совершенствовать свои навыки владения современными технологиями для подачи информации и облегчения понимания материала.
Сейчас дети свободно ориентируются в Интернете, а книга и учитель перестают быть главными источниками информации, уступая место цифровым технологиям. И хорошо, когда учитель является для учеников не просто лектором за столом, а другом, наставником.
Общество, которое окружает детей, не всегда оказывает положительное влияние на них. И, к сожалению, не все родители прилагают должное количество сил для воспитания своего ребенка. Попав в плохую компанию, совершив ошибку, ребенок совершенно растерян и беспомощен, ему не к кому обратиться. Многие дети сейчас ведут нездоровый и аморальный образ жизни, не задумываясь об этом, потому что перед их глазами нет примера честного, культурного и благородного человека. И учитель должен быть этим самым человеком, что доходчиво, без криков и осуждения объяснит разницу между добром и злом, покажет это на собственном примере.
Я уверена, что роль учителя заключается не в том, чтобы заставить ученика правильно поставить галочки в тесте и отчеканить стихотворение у доски. В каждом ребенке есть тлеющий уголек таланта, тяга к знаниям, а учитель может либо раздуть этот огонь, либо потушить, окончательно отбив желание учиться. Образование не должно просто «запихивать» в ученика знания, оно должно, как ни странно, учить учиться. Ученик должен сам находить истину, а не бездумно воспроизводить то, что ему сказали. Учитель должен терпеливо относиться к тому, что ученики отвечают неправильно – это показатель того, что они размышляют по поводу вопроса. Хорошо сказал об этом К. Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
Мне очень повезло. У меня есть такой учитель. Это Ирина Владимировна – учительница русского языка и литературы. Именно благодаря ей я так сильно полюбила филологию. Она раскрыла мой потенциал, и сейчас я не представляю свое увлечение писательством и чтением без ее поддержки. Будучи влюбленной в свое дело, Ирина Владимировна не только дает знания по своему предмету, но и помогает реализовать свой талант в этой сфере, проявлять свою креативную натуру, учиться размышлять и выражать свои мысли. Я очень рада, что попала именно к такому учителю, понимающему, «горящему», альтруистическому. Заставляя размышлять на уроке, относясь к ученику, как к отдельной личности со своими чувствами и потребностями, духовно обогащая его, учитель помогает ребенку стать достойным человеком, сделать правильный выбор в жизни. Я считаю, что мой учитель – это пример грамотного и тактичного подхода в обучении, это именно тот эталон преподавателя, которых так не хватает во многих учебных заведениях.
Я уже знаю, что мое будущее будет связано с педагогикой. Соблюдать все тонкости работы учителя невероятно трудно. Но быть хорошим учителем – это искусство, и я бы хотела постичь его. Работа с детьми – это ответственность, но в то же время и огромная радость. Когда ты работаешь со своими учениками, выстраиваешь с ними доверительные отношения, построенные не на страхе к своему наставнику, а на взаимном уважении, то уроки превращаются в удовольствие. Ты видишь искорки в глазах детей, заинтересованность твоими словами. Ты идешь в ногу со временем, растешь в моральном и профессиональном плане вместе с учениками, делишься с ними своим опытом.
Профессия учителя незаменима и уникальна. Отдавая свой жизненный и душевный опыт, учителя во все времена формируют из ученика всесторонне развитую, самостоятельно думающую личность. И, конечно, помогают в выборе дальнейшего пути. Благодаря честным и преданным своему делу людям создаются по кусочкам педагогика и культура России, словно большой дом, где каждый может заложить свой кирпичик, который создаст в будущем высокий, до облаков, небоскрёб. Без уважения к труду учителей, без познания всех граней этой сложной профессии не будет ни культуры, ни развития, ни жизни.