Тема урока: Словосочетание.
Цели урока:
Образовательные:
1)Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний; способах связи слов в словосочетании;
2)Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;
Развивающие:
1)Развитие мышления и общеучебных навыков
2)Развитие познавательной самостоятельности;
3)Формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем , как начать урок, я хотела бы всем пожелать ,чтобы наш сегодняшний урок вам запомнился надолго и стал полезным в жизни, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Давайте начнем . Вам было дано задание на дом по группам. Класс был разделен на группы. ( Группа « Согласование», группа « Примыкание», группа « Управление») Исходя из домашнего задания, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Да, сегодня мы повторим и обобщим словосочетание.
А теперь ребята предположите ,каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему мы должны научиться?
Да, действительно, наша сегодняшняя наша цель повторить словосочетание и виды связи слов в словосочетаниях, научиться выделять словосочетания в составе предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях.
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание.
Группа «Согласование» озвучьте ваше домашнее задание.
Ученик: Наша группа должна была составить алгоритм выполнения задания № 7.
1. АЛГОРИТМ выполнения задания.
1.При образовании нужного словосочетания помните о том ,как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании ,управлении, примыкании:
Если оба слова изменяются – это согласование;
Если одно слово управляет другим в каком –либо падеже – это управление;
Если слова связаны только по смыслу и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога – примыкание.
2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
.Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение ,числительное- это согласование;
.Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже- это управление;
.Если зависимым словом является деепричастие ,неопределенная форма глагола, наречие ,сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
Молодцы , ребята! Вы справились с домашним заданием. А теперь давайте послушаем участников группы « Управление».
Вы должны были придумать вопросы по видам связи.
Давайте передадим их группам «Согласование» и «Примыкание», они поработают над ними.
Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание
а)Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.
б)Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.
Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.
А) Рано утром над палатками плыл легкий туман.
Б) Обжигающий ветер слепил глаза.
В) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что – нибудь.
3)Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
Каша из гречки
Тропинка в гору
Человек без совести
Вопрос по литературе
Запах леса
Портфель для школы
Парень с рыжими волосами
4.Определите в каком ряду все словосочетания со связью согласование
А)падающий снег, любимая игрушка, кто- то из нас.
Б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на соснах
В) свое присутствие, некоторые наречия ,придуманный мною
Молодцы, ребята, давайте теперь послушаем команду «Примыкание».
Ученик: Наша группа должна была повторить теорию словосочетание и виды связи слов в словосочетании.
Словосочетание –это основная единица синтаксиса. Словосочетание состоит из 2-х и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов. Словосочетание имеет 3 вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование-это такой вид связи , при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Если меняется главное- меняется и зависимое.
Управление-это такой вид связи при котором главное слово управляет зависимым ,ставя его в определенном падеже. То есть от главного к зависимому можно легко задать вопрос косвенного падежа.
Примыкание- такой вид связи , при котором главное и зависимое слово связываются только по смыслу.
Ребята, вы молодцы, все справились с домашним заданием.
Как вы уже сказали, словосочетание – это основная единица синтаксиса .А что такое синтаксис? Давайте вспомним.
Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения. ( Двусоставное, простое, распространенное, полное, повествовательное.)
2.Правильно, давайте поработаем над этим предложением, сделайте синтаксический разбор предложения.
А вы, ребята, найдите в этом предложении словосочетания с разными видам связи.
( изучает строение, грамматическое значение, изучает значение, значение словоосочетания)
А какого способа связи нет в этом предложении?
Правильно ,придумайте словосочетания с видом связи примыкание
Летать высоко, отдыхать вечером, поступить по –дружески, ярко горят, громко поет.
Молодцы, ребята!
3. А теперь давайте немножко отдохнем.
Динамическая пауза. Игра – « Не ошибись, пожалуйста»
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу слово
« пожалуйста»
-Встаньте, пожалуйста!
-поднимите руки.
-будьте добры, похлопайте.
-потопайте, похлопайте, пожалуйста.
-тихонько, сядьте.
-тихонько сядьте, пожалуйста.
Мы немножко отдохнули, давайте продолжим.
Скажите, а можем ли мы , изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене.
4. 1группа «ПРИМЫКАНИЕ» . Из согласования в управление: Соломенная крыша ,мамино платье, цветочный магазин, плавательный бассейн.
2 группа «СОГЛАСОВАНИЕ». Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, отчет за год.
3 группа « УПРАВЛЕНИЕ». Из управления в примыкание: С усердием трудился , говорил с восторгом, глядел с тревогой, жил без заботы.
А теперь давайте ребята поработаем над текстом. Выпишите из текста 2- 3 примера на каждый вид связи.
О книгах.
Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.
Книга – источник знаний. С ней вы облетите нашу страну и весь земной шар, побываете в космических просторах, узнаете, как живут народы разных стран . Любите книгу ,овладевайте знаниями, читайте много и упорно.
(Границы времени, рассказы о труде, земной шар, читайте упорно, в космических просторах, нашу страну, рассказы о героизме.)
Учитель: Скажите , ребята, чему учит нас этот текс? Какова его основная мысль?
( Роль книги в жизни человека, любить книги, овладевать знаниями)
5.Ребята, а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему урок, составьте синквейн о нашем сегодняшнем уроке. Синквейн – это нерифмованное стихотворение , состоящее из пяти строчек.
Правила написания синквейна.
1 строчка- существительное , выражающее главную тему синквейна.
2 строчка -два прилагателных, выражающих главную мысль.
3 строчка -три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строчка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строчка - ассоциация, синоним , который повторяет суть темы в 1-й строчке.
6. А теперь ,ребята, творческая работа. Вам нужно записать словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные.
Ближний, близкий (друг, деревня); дружественный, дружеский, дружный ( привет государство, класс) ;враждебный, вражеский (разведчик, цель) ; искусный, искусственный ( работа, алмаз, бриллиант); благодарный, благодарственный (письмо,народ)(Паронимы близкие по звучанию , но различные по значению)
Закрепление темы.
7.Наш урок подходит к концу. Давайте закрепим нашу тему тестовыми заданиями
У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем , а потом проверяем себя по слайду
Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
1)Тяжелые шапки снега склонили вниз ветви.2)Снег падает вниз совершенно беззвучно, оставляя на белоснежной пелене под деревьями.
Ответ:-------------------------------------
2 Замените словосочетание БЕТОННАЯ ДОРОГА, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом , как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая , что я уезжаю навсегда.
Ответ:-------------------------------------
3.Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. Он подошел к ним ближе. Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении.
Ответ:-------------------------------------
4.Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая ,забыв все на свете ,пронзительно свистела в только что купленный красный свисток.
Ответ:-------------------------------------
5.Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В руке Нюрка держала старую жестяную кружку ,которая всегда висела на березке у ручья.
Ответ:-------------------------------------
6.Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЕРНУЛ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Крышка прикрывала довольно глубокую яму , в которой были уложены длинные свертки из мешковины. Лешка потрогал верхний и испуганно отдернул руку
Ответ:-------------------------------------
7.Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем.
Ответ:-------------------------------------
8.Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Лесники безжалостно вырывали весь кипрей , что вырастал рядом с молодыми сосенками.
Ответ:-------------------------------------
9.Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.
Ответ:-------------------------------------
10. Словосочетание МАМИНУ РУКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей.
Ответ:------------------------------------
11.Словосочетание ГОВОРИТ РАДОСТНО из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни.
Ответ:-----------------------------------
12.Словосочетание СТЕКЛЯННАЯ БАНКА из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
Ответ:------------------------------------
13.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря , а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела не?
Ответ:------------------------------------
14. Замените словосочетание ДУШЕВНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
На самом деле ни один из нас не зависел от другого , но душевное превосходство было на стороне Павлика.
Ответ:------------------------------------
РЕФЛЕКСИЯ.
Скажите ,ребята, достигли ли мы поставленных целей, чему вы научились на уроке?
Было ли вам интересно на уроке?
Я попрошу вас выбрать смайлик настроения, который характеризует ваше настроение и ваше отношение к уроку.
( доброе, веселое, ожидающее, спокойное, приподнятое , грустное)
Домашнее задание.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выписать все словосочетания из данного предложения.
В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда…м массу пр…любопытных явлений из- под ног то и дело выбега…т пр…падая к земле куропатка сорвется и тут ( же) как подстрле…ый упадет на землю крошечный кулич…к.
ГКОУ « СОГ Ахвахского района» РД.
Открытый урок русского
языка в 9 классе
на тему: «Словосочетание»
Учитель: Гасанова Баира Гусеновна 2018- 2019 уч.год