СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учитель современной школы- ключевая фигура качественного образования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» Модель личности педагога является гибкой, мобильной, открытой  системой, носящий опережающий и прогностический характер развития, то модель  педагога Тогузакской СШ актуальна  и сегодня.

 

Просмотр содержимого документа
««Учитель современной школы- ключевая фигура качественного образования»»

Т.А. Леванова,

Директор ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата

Карабалыкского района»

Костанайская область

[email protected]

моб:87752654003

раб.тел871441(28249)


«Учитель современной школы- ключевая фигура качественного образования»


Тема исследования «Модель учителя школы как отражение современных требований к педагогу»

Актуальность исследования: Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым.

Объект исследования: модель личности педагога Тогузакской средней школы

Цель исследования - определить, теоретически обосновать и проверить на практике соответствие модели педагога разработанной в 2009 году, современным требованиям выдвигаемых на сегодняшний день

Гипотеза исследования – если модель личности педагога является гибкой, мобильной, открытой системой, носящий опережающий и прогностический характер развития, то модель педагога Тогузакской СШ актуальна и сегодня.

Задачи исследования:

  1. Изучить нормативно-правовые документы

  2. Провести анкетирование учитель глазами детей и родителей

  3. Проанализировать программу развития школы по объекту учитель и сопоставить с современными требованиями выдвигаемых к учителю сегодня.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение нормативных документов по вопросам образования, анкетирование, обработки результатов исследования.

Изучив Стратегический план развития Республики Казахстан 2050 года, в котором главными ценностями современного Казахстана становятся интеллектуальный капитал и инновационное мышление. Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана ,где определены основные направления модернизации казахстанского образования и важное место отводится уровню преподавания в школе ,где приоритетами выступает знание учащимися ,выпускники школ казахского, русского и английского языков. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». Изучив глобальные тенденции развития образовательной системы, которые предусматривают:
-обновление философии образования и внедрение новых парадигм;
-установление государственных стандартов общего среднего образования;
-информатизация образования и разработка адекватных новых технологий обучения;
-интеграция науки и образования, где выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя новой формации.

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма; проявляются творческая личность, творческая индивидуальность педагога. Поэтому предметом дальнейшего моего изучения стали профессиональные педагогические компетентности, которые следует рассматривать как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста. Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога.

Профессиональная компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:

•  Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

•  Профессионально-коммуникативная;

•  Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

•  Предметная компетенция;

•  Профессиональная самореализация.

Профессиональные качества педагога

Организаторские способности:

•  Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;

•  Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

•  Качественная организация совместной деятельности класса;

•  Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

•  В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;

•  Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;

•  Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.

Формирование общеучебных умений:

•  Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;

•  Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

•  Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Психолого-педагогическая компетентность:

•  Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;

•  Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;

•  Желание сохранить контингент учащихся;

•  Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.

Взаимодействие с учащимися:

•  Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

•  Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

•  Владение эмоциональной образной речью;

•  Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;

•  Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

•  Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

•  Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

•  Требовательность.

Учебно-методические навыки:

•  Умение доступно объяснять учебный материал;

•  Создание ситуации успеха для обучаемого;

•  Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

Обобщив всё сказанное, можно представить модель современного учителя, которая, прежде всего, способна к педагогическому творчеству и обладает педагогическим мастерством.

Анализируя программу развития школы «Школа успешного ученика» разработанную на 2009-2014 гг можно сделать вывод ,что на современном этапе работы школы ощущается необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать их результаты, создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда. Все это послужило созданию модели учителя школы, работающего в режиме реализации Программы развития школы.  Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности  стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности.

В процессе исследования было проведено анкетирование среди учащихся и их родителей «Каким я хочу видеть своего учителя». Результаты анкетирования показали, что главными качествами, которыми должен обладать педагог являются ответственность, креативность, коммуникабельность, доброжелательность, профессионализм, умения нестандартно организовывать уроки . Анализируя ответы опрошенных можно сказать, что большинство учителей, работающих в коллективе, соответствует мечтам и желаниям учеников. Родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит, он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы. Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.

Сопоставляя компетенции современного педагога, результаты анкетирования и модель личности педагога разработанной на основе программы развития школы «Школа успешного ученика» на 2009-2014 гг можно сделать выводы, что модель личности педагога Тогузакской средней школы является гибкой, мобильной, открытой системой, носящий опережающий и прогностический характер развития. Данная модель предусматривает все требования, которые выдвигаются современным образованием, и соответствует образовательным запросам учащихся и их родителей.

Успешная реализация данной модели возможна при принятии ее учительством. Учитель должен осознавать необходимость реализации новых функций на основе рефлексии сложившегося опыта профессионально-педагогической деятельности, его развития под влиянием современных социокультурных факторов, что, в свою очередь, стимулирует целенаправленное самообразование учителя. Поэтому в современной профессионально-педагогической деятельности выделяются функции, направленные на себя, на собственный профессиональный рост учителя, то есть рефлексивная функция и функция самообразования, которые рассматриваются как сопутствующие ведущей функции — содействия образованию школьника. Эти функции определяют смысл профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе инновационных изменений в ней, проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии и приоритетами профессиональной деятельности, обусловленными современной социокультурной ситуацией. На основании всего вышеизложенного появилась потребность в определении готовности учителей к участию в инновационной деятельности, которая предусматривает разработанная модель. Результаты диагностики показали, что из 32 педагогов школы готовы к инновациям на высоком уровне - 21 педагог, у 10 из них готовность определенна среднем уровнем, и только у 1 педагога она находится на низком уровне. Это позволяет сделать вывод, что уровень квалификации педагогического коллектива школы и его готовность принять участие в инновационной деятельности имеет возможности влиять на качественное образование школьников. Это возможно при условии осознания учителем своей значимости.