СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Удивительное путешествие звука [р]". Конспект индивидуального логопедического занятия.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р]. В конспект включены фотографии пособий, в том числе авторских, которые будут интересны для широкого круга специалистов.

Просмотр содержимого документа
«"Удивительное путешествие звука [р]". Конспект индивидуального логопедического занятия.»

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Удивительное путешествие звука [р].

Учитель-логопед первой категории

МАДОУ д/сад № 16 «Василёк»

г.Ишимбай Республика Башкортостан

Кулясова Ирина Евгеньевна

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом.

Задачи.

Образовательные:

- упражнять в звуковом анализе сонорного звука [р];

- учить способу постановки звука [р] (с механической помощью).

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развивать фонематический слух;

- развивать умение дифференцировать звуки [л] и [л'];

- развивать речевое дыхание, память.

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, усидчивость, желание заниматься.


Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [р], соска, картинки диких и домашних животных, картинка «Звуки и буквы», альбом для логопедического обследования О.В.Иншаковой, картинка с изображением кота Мурзика, компьютер, запись с голосами животных, бассейн, бумажный кораблик, изограф «Лодка», мешочек с буквами, пособие «Магический кубик», буква «эр», песочница, фигурки животных жарких стран, песочница с манкой, шарик су-джок, изображение поезда с картинками со звуком [р], плакат «Ваше настроение».


Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Здравствуй! Я рада видеть тебя на занятии.

- Проговорим наше правило.

Заниматься нам не лень,
Занимаюсь каждый день!

Игра «Магический кубик»

Цель: дифференциация звуков [л] и [л'].

Ход игры:

Давай мы с тобой поиграем.

Я тебе даю задание: «Придумай слово, которое начинается на звук [л]. Проговори его столько раз, сколько выпадет предметов на этом кубике. Кидай! А теперь на звук [л']. Молодец!»

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: развивать способность тактильно распознавать образы букв.

Ход игры:

Я на занятие принесла волшебный мешочек. Он поможет узнать, чем мы будем сегодня заниматься. Узнаем букву на ощупь. Правильно, это буква «эр».

Она к нам в гости пришла и предлагает вместе с ней отправиться в удивительное путешествие. А на чём мы отправимся, тебе нужно отгадать.

Изограф «Лодка».

Цель: оптическое узнавание букв; развитие умения складывать слово из букв.

Смотри внимательно. Какие буквы здесь изображены? На что это похоже?

Давай из них составим слово.

Правильно. Это лодка! В путешествие вместе с нашей буквой «эр» мы отправимся на лодке с парусом!

Упражнение «Ветерок».

Цель: развитие речевого дыхания.

Чтобы произнести звук [р], нужно очень сильно уметь выдыхать. Помоги букве «эр» пустить бумажный кораблик в плавание. Делай глубокий вдох, а затем - выдох (дуем на бумажный кораблик в бассейне).

Упражнение «Волна».

Цель: тактильное расслабление ручной моторики.

Логопед дает задание: нарисовать на манке волны пальчиками.

А давай мы с тобой изобразим волны вот в этой песочнице с манкой.


II. Основная часть.

1. Давай с тобой вспомним, что такое звуки (выставляется картинка)

Звуки мы слышим и произносим.

Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буквы мы пишем, видим и читаем. Наша буква «эр» обозначает звук [р].


2. Сегодня звук [р] предлагает тебе вспомнить разных животных. Скажи мне, как называются животные, которые живут с человеком. (Домашние)

Наш звук [р] отправляется на ферму. Поплыли.


3.Рассматривание картинок с домашними животными.

Вопросы:

- Кто это?

- Как называется это животное?

- Как ты думаешь, кто изображён на этой картинке? Молодец!


4. Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].

Вместе с котиком Мурзиком сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить язычок к работе.

  1. Упражнение «Язычок в домике».

  2. Упражнение «Вкусное варенье».

  3. Упражнение « Индюки болтают».

  4. Упражнение «Лошадка».

  5. Упражнение «Грибочек».

  6. Упражнение « Балалайка».

  7. Упражнение «Дятел».

Молодец! У тебя все здорово получилось!


5. А сейчас давай мы с тобой посмотрим в зеркало. Я тебе произнесу звук [р]. Как мы его произносим? Что мешает при произнесении этого звука? Давай дадим характеристику этого звука (работа с профилем звука [р]).

Молодец!


6. А сейчас мы с тобой поплывём дальше, в лес. Как называются животные, которые живут в лесу. Как можно назвать их одним словом? Рассмотри диких животных и назови их детёнышей.

Это медведица, у неё медвежонок.

Это лисица, у неё лисёнок.

Это белка, у неё бельчонок и т.д.

Молодец!


7. Физкультминутка (с применением шарика су-джок)

Ёжик.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж.

Я хочу тебя погладить

Я хочу с тобой поладить.


8. Постановка звука [р] механическим способом от сохраненной фонемы [д].

- Давай мы с тобой выполним упражнение «Дятел». Быстро произнеси «дддд». А я буду проводить соской под твоим язычком вправо и влево, тоже очень быстро. Что у нас получилось? Мы слышим звук [р].


9. Развитие фонетического слуха.

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]: н; к; а; р; и; м; р; т; с; р.

- А теперь в слогах: на – по – ру- сы- та-по – ру- дра.

- И в словах: лама, рама, нос, дорога, топор, велосипед, грузовик,

Теперь мы отправимся в зверинец. Внимательно послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал. Молодец, и с этим заданием ты справился!

Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [р] в названиях картинок (выполняется упражнение «Поезд»)


10.А мы с тобой отправляемся дальше. Попали мы в жаркие страны. Работа в песочнице. Какие животные обитают в жарких странах? Перечисли их.

А теперь скажи мне: у слонихи хобот длинный, а у слоненка…… (короткий); жираф – высокий, а обезьяна - …….(низкая); бегемот – толстый, а гепард …….(худой).


11. Упражнение « Составь словосочетания».

Слон (какой?) большой, огромный, серый и т.д.;

Тигр (какой?) полосатый, ловкий, быстрый и т.д.


12. Составление рассказа по серии картинок (из альбома Иншаковой О.Б., стр.275)

Цель: развивать умение составлять рассказы по серии картинок.

Логопед даёт задание: «Давай мы с тобой составим рассказ вот по этим картинкам. Что было сначала, что было потом и чем всё дело закончилось?»


III. Итог занятия

1. Вопросы.

- Чему мы сегодня научились на занятии?

- Что происходит с губами, зубами, языком?

- Дай характеристику этому звуку (Звук [р] – согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

2. Рефлексия.

Подведение итога всего занятия.

Какое настроение выбираешь сейчас?


- Спасибо тебе за занятие.