Индивидуальное логопедическое занятие.
Тема: Удивительное путешествие звука [р].
Учитель-логопед первой категории
МАДОУ д/сад № 16 «Василёк»
г.Ишимбай Республика Башкортостан
Кулясова Ирина Евгеньевна
Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом.
Задачи.
Образовательные:
- упражнять в звуковом анализе сонорного звука [р];
- учить способу постановки звука [р] (с механической помощью).
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развивать фонематический слух;
- развивать умение дифференцировать звуки [л] и [л'];
- развивать речевое дыхание, память.
Воспитательные:
- воспитывать внимательность, усидчивость, желание заниматься.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [р], соска, картинки диких и домашних животных, картинка «Звуки и буквы», альбом для логопедического обследования О.В.Иншаковой, картинка с изображением кота Мурзика, компьютер, запись с голосами животных, бассейн, бумажный кораблик, изограф «Лодка», мешочек с буквами, пособие «Магический кубик», буква «эр», песочница, фигурки животных жарких стран, песочница с манкой, шарик су-джок, изображение поезда с картинками со звуком [р], плакат «Ваше настроение».
Ход занятия.
I.Организационный момент.
- Здравствуй! Я рада видеть тебя на занятии.
- Проговорим наше правило.
Заниматься нам не лень,
Занимаюсь каждый день!
Игра «Магический кубик»
Цель: дифференциация звуков [л] и [л'].
Ход игры:
Давай мы с тобой поиграем.
Я тебе даю задание: «Придумай слово, которое начинается на звук [л]. Проговори его столько раз, сколько выпадет предметов на этом кубике. Кидай! А теперь на звук [л']. Молодец!»
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: развивать способность тактильно распознавать образы букв.
Ход игры:
Я на занятие принесла волшебный мешочек. Он поможет узнать, чем мы будем сегодня заниматься. Узнаем букву на ощупь. Правильно, это буква «эр».
Она к нам в гости пришла и предлагает вместе с ней отправиться в удивительное путешествие. А на чём мы отправимся, тебе нужно отгадать.
Изограф «Лодка».
Цель: оптическое узнавание букв; развитие умения складывать слово из букв.
Смотри внимательно. Какие буквы здесь изображены? На что это похоже?
Давай из них составим слово.
Правильно. Это лодка! В путешествие вместе с нашей буквой «эр» мы отправимся на лодке с парусом!
Упражнение «Ветерок».
Цель: развитие речевого дыхания.
Чтобы произнести звук [р], нужно очень сильно уметь выдыхать. Помоги букве «эр» пустить бумажный кораблик в плавание. Делай глубокий вдох, а затем - выдох (дуем на бумажный кораблик в бассейне).
Упражнение «Волна».
Цель: тактильное расслабление ручной моторики.
Логопед дает задание: нарисовать на манке волны пальчиками.
А давай мы с тобой изобразим волны вот в этой песочнице с манкой.
II. Основная часть.
1. Давай с тобой вспомним, что такое звуки (выставляется картинка)
Звуки мы слышим и произносим.
Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буквы мы пишем, видим и читаем. Наша буква «эр» обозначает звук [р].
2. Сегодня звук [р] предлагает тебе вспомнить разных животных. Скажи мне, как называются животные, которые живут с человеком. (Домашние)
Наш звук [р] отправляется на ферму. Поплыли.
3.Рассматривание картинок с домашними животными.
Вопросы:
- Кто это?
- Как называется это животное?
- Как ты думаешь, кто изображён на этой картинке? Молодец!
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].
Вместе с котиком Мурзиком сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить язычок к работе.
Упражнение «Язычок в домике».
Упражнение «Вкусное варенье».
Упражнение « Индюки болтают».
Упражнение «Лошадка».
Упражнение «Грибочек».
Упражнение « Балалайка».
Упражнение «Дятел».
Молодец! У тебя все здорово получилось!
5. А сейчас давай мы с тобой посмотрим в зеркало. Я тебе произнесу звук [р]. Как мы его произносим? Что мешает при произнесении этого звука? Давай дадим характеристику этого звука (работа с профилем звука [р]).
Молодец!
6. А сейчас мы с тобой поплывём дальше, в лес. Как называются животные, которые живут в лесу. Как можно назвать их одним словом? Рассмотри диких животных и назови их детёнышей.
Это медведица, у неё медвежонок.
Это лисица, у неё лисёнок.
Это белка, у неё бельчонок и т.д.
Молодец!
7. Физкультминутка (с применением шарика су-джок)
Ёжик.
Гладь мои ладошки ёж
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить
Я хочу с тобой поладить.
8. Постановка звука [р] механическим способом от сохраненной фонемы [д].
- Давай мы с тобой выполним упражнение «Дятел». Быстро произнеси «дддд». А я буду проводить соской под твоим язычком вправо и влево, тоже очень быстро. Что у нас получилось? Мы слышим звук [р].
9. Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]: н; к; а; р; и; м; р; т; с; р.
- А теперь в слогах: на – по – ру- сы- та-по – ру- дра.
- И в словах: лама, рама, нос, дорога, топор, велосипед, грузовик,
Теперь мы отправимся в зверинец. Внимательно послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал. Молодец, и с этим заданием ты справился!
Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [р] в названиях картинок (выполняется упражнение «Поезд»)
10.А мы с тобой отправляемся дальше. Попали мы в жаркие страны. Работа в песочнице. Какие животные обитают в жарких странах? Перечисли их.
А теперь скажи мне: у слонихи хобот длинный, а у слоненка…… (короткий); жираф – высокий, а обезьяна - …….(низкая); бегемот – толстый, а гепард …….(худой).
11. Упражнение « Составь словосочетания».
Слон (какой?) большой, огромный, серый и т.д.;
Тигр (какой?) полосатый, ловкий, быстрый и т.д.
12. Составление рассказа по серии картинок (из альбома Иншаковой О.Б., стр.275)
Цель: развивать умение составлять рассказы по серии картинок.
Логопед даёт задание: «Давай мы с тобой составим рассказ вот по этим картинкам. Что было сначала, что было потом и чем всё дело закончилось?»
III. Итог занятия
1. Вопросы.
- Чему мы сегодня научились на занятии?
- Что происходит с губами, зубами, языком?
- Дай характеристику этому звуку (Звук [р] – согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)
- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.
2. Рефлексия.
Подведение итога всего занятия.
Какое настроение выбираешь сейчас?
- Спасибо тебе за занятие.