МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени в учебном плане. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и ориентирована для возрастной группы 6 класса.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5-7 класса по биологии предложенный ниже материал или не изучается или на его изучение даётся мало времени, за которое невозможно полноценно сформировать практические умения. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических занятий, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
На реализацию программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы работы: творческая мастерская, игра, практическое занятие, экскурсия, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма | Планируемые результаты |
6 класс – 34 часа/год (1 час в неделю) |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | беседа | Постановка цели и задач курса на год; учить детей учиться |
2 | Мир растений | 1 | Экскурсия, составление гербария | Знать особенности и виды растений, а также экологическую обстановке растений пришкольного участка; уметь определять и давать морфологическое описание |
3 | Что же это за растений | 1 | Практическое занятие: работа с определителем растений | Знать особенности и виды растений, а также экологическую обстановке растений пришкольного участка; уметь определять и давать морфологическое описание; работать с определителем |
4 | Что мы знаем о корнях? | 1 | Практическое занятие | Знать морфологию и особенности внутреннего строения корня, уметь определять типы корневых систем разных растений. Сравнивать, описывать, работать с микроскопом |
5 | Как растение поднимает воду вверх? | 1 | Практическое занятие | Знания о физиологических особенностях корня, корневом давлении, какие ткани участвуют, внутреннее строение корня; умения объяснять , описывать, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом |
6 | Побег | 1 | Творческая мастерская «создание макета растения» | Знать особенности строения побега, функциональной значимости его частей для жизни растения; умения называть, показывать, сравнивать, устанавливать связи строения и функции |
7 | Строение стебля | 1 | Практическое занятие «Внешнее и внутреннее строение стебля» | Знать особенности внешнего и внутреннего строения стебля, уметь сравнивать, устанавливать связь строения и функции, определять виды стеблей по внешнему виду растений; работать с микроскопом |
8 | Лист | 1 | Практическое занятие «Внешнее и внутреннее строение листа» | Знать особенности внешнего и внутреннего строения листа, уметь определять листья, сравнивать, описывать, объяснять связь строения и функции; работать с микроскопом |
9 | Растения без органов | 1 | Творческая мастерская «Водоросли моря. Создание модели Чёрного моря» | Знания водорослей Чёрного моря, особенностей строения и жизнедеятельности водорослей, отличительных особенностях; умения отличать и сравнивать водоросли. Описывать видовой состав водорослей Чёрного моря, работать в парах |
10 11 | Высшие споровые растения | 2 | Практическое занятие, просмотр учебного фильма | Знать особенности строения и отличия ВСР; умения отличать ВСР, объяснять их эволюцию и степень зависимости от воды, определять по характерным особенностям |
12 | Хвоинка – изменённый лист | 1 | Практическое занятие | Знать особенности строения голосеменных растений, отличительных особенностях, строении хвои и шишек; умения сравнивать женские и мужские шишки, голосеменные с другими растениями, работать с микроскопом и в парах |
13 | Покрытосеменные растения | 1 | Практическое занятие. Творческая мастерская «Создание макета покрытосеменного растения» | Знания о строении и отличиях, также о жизнедеятельности растений покрытосеменных, умения определять покрытосеменные, пользоваться определителями, работать в группах |
14 | Цветок – орган семенного размножения | 1 | Практическое занятие «Изучение строения тычинки и пестика» Творческая мастерская «изготовление макета цветка» | Знания о строении цветка, умения объяснять и устанавливать связи между строением цветка и функциями, описывать происхождение покрытосеменных и возможность широкого их происхождения |
15 | Плод | 1 | Игра-путаница | Знать строение и название плодов, способы их образования и классификации; умения определять плоды, описывать их морфологию |
16 | Чем занимается наука – физиология растений | 1 | Игра-путаница | Знания о физиологических процессах, происходящих в растениях: испарение воды, дыхание, фотосинтез, передвижение веществ, влияние удобрений на физиологию; умения объяснять процессы жизнедеятельности, осуществляемые в клетках растений |
17 | Почему растениям не надо «кушать»? | 1 | Практическое занятие | Знания о процессе фотосинтезе, особенностях его протекания и результатах; умения доказывать фотосинтез и образование крахмала в зелёных листьях опытным путём |
18 | Растения дышат! | 1 | Практическое занятие | Знания о процессе дыхания в растительных и животных клетках (сходства и отличия), протекании и результатах; умения – объяснять и доказывать процесс дыхания |
19 | Испарение воды листьями | 1 | Практическое занятие | Знания о процессе испарения воды листьями, умения доказывать этот процесс и ставить опыты |
20 | Транспорт веществ в растении | 1 | Практическое занятие | Знания о строении и функциях проводящих тканей в растении; умения доказывать передвижение веществ в растении опытным путём |
21 | Зачем растению навоз? | 1 | Творческая мастерская «описываем наблюдения за изменением роста комнатного растения» | Знания о видах, значении разных удобрений для роста растений; умения подбирать удобрения в зависимости от желаемого результата, подбирать сроки их внесения в почву |
22 | Сезонные изменения в жизни растений | 1 | экскурсия | Знания о сезонных изменениях растений; умения оформлять экскурсию, наблюдать, объяснять причины таких изменений и экологическую обстановку произрастания |
23 | Экологические особенности произрастания | 1 | Творческая мастерская | Знания о экологических особенностях произрастания растений вокруг школы, дома; умения объяснять и описывать экологическую обстановку растений, разрабатывать меры по её улучшению |
24 | Географический аоеал распространения | 1 | Творческая мастерская | Знания о географических условиях и ареале распространения растений по земному шару, умения описывать и обяснять, сравнивать места обитания |
25 | Строение растительных клеток с хлоропластами | 1 | Практическое занятие | Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с хлоропластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками |
26 | Строение растительных клеток с хромопластами | 1 | Практическое занятие | Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с хромопластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками |
27 | Строение растительных клеток с лейкопластами | 1 | Практическое занятие | Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с лейкопластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками |
28 | Роль растений в природе | 1 | Творческая мастерская | Знания о необходимости и высокой значимости растений для природы, умения объяснять описывать |
29 | Роль растений для человека | 1 | Творческая мастерская «Изготовление рецептов» | Знания о значении растений в жизни человека, умения использовать растительные ресурсы |
30 | Пословицы, сказки и загадки о растениях | 1 | Викторина | Знания о пословицах, загадках и т.п. народных высказываниях о растениях; умения объяснять их с т.зр. биологии |
31 | Растения гиганты и карлики | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов растений» | Знания о разнообразии необычных по размеру растений; умения создавать макеты используя полученные знания о строении и жизнедеятельности растений |
32 | Хищные растения | 1 | Творческая мастерская «Создание макетов растений» | Знания о разнообразии необычных по размеру растений; умения создавать макеты используя полученные знания о строении и жизнедеятельности растений |
33 | Оформление проекта Создание мультимедийной презентации | 1 | Творческая мастерская | Знания о строении и жизнедеятельности выбранного растения, экологии, географии и значения; умения предоставить эту информацию в виде проекта, навыки работы с программой Microsoft Power Point |
34 | Защита проекта | 1 | Мини-конференция | Систематизация материалов курса |