СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительная электростатика

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку можно использовать для проведения открытых учебных занятий по дисциплине «Физика», а также в качестве мастер-класса для демонстрации активных методов обучения как способа повышения эффективности образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Удивительная электростатика»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»














Методическая разработка

открытого занятия по дисциплине «Физика»

«Удивительная электростатика».









Автор: Мызникова Ирина Викторовна










Нижний Тагил 2017

Аннотация


В данной методической разработке рассматривается поэтапное внедрение технологии активных методов обучения в ходе повторения учебного материала, при этом используемая технология реализуется в соответствии с требованиями примерной программой учебной дисциплины ОУДп.08 Физика для профессиональных образовательных организаций (автор Дмитриева В.Ф. — М.: Издательский центр «Академия», 2015)

В основе данной методической разработки лежит личный опыт организации и проведения занятий в игровой форме.

Занятие разработано для студентов I курса, осваивающих дисциплину по профессии 23.01.09 Машинист локомотива.

Методическую разработку можно использовать для проведения открытых учебных занятий по дисциплине «Физика», а также в качестве мастер-класса для демонстрации активных методов обучения как способа повышения эффективности образовательного процесса.


Пояснительная записка


Образовательный процесс всегда связан с восприятием новой информации. Освоение новых знаний лишь тогда становится успешным, когда студенты сами становятся исследователями той или иной проблемы.

Эффективным средством организации обучения, влияющим на достижения результата, является технология активных методов обучения, которая развивает познавательные процессы: мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым.

Активные методы обучения, за счет создания высокой познавательной мотивации, обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся. При этом обучение становится качественным.

Активные методы обучения - это игровые методы. В игровой форме сложные, малоинтересные задания становятся для обучающегося увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки (А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев). Игровые приемы и ситуации, реализуемые в ходе занятия, выступают как средство побуждения и стимулирования студентов к учебной деятельности.

Игра предполагает возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, быть не пассивным наблюдателем, а активно включаться в работу на занятии [2].

Одним из условий проведения занятия с использованием технологии активных методов обучения является организация логичного перехода с помощью активных методов от одного образовательного мероприятия к другому, с тем, чтобы был выстроен целостный и качественный процесс обучения [4].

Постоянная диагностика полученных знаний, оценивание своего состояния в процессе занятия помогает включить в процесс рефлексии всех обучающихся.

Основной целью данного учебного занятия является инициирование творческой активности, повышение мотивационного потенциала обучающихся, применение знаний, умений успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Стратегическая задача занятия - попытка достижения современного качества образования и высокая мотивация студентов к выполнению заданий.

В методической разработке по теме «Удивительная электростатика» представлена технологическая карта учебного занятия и общая структура.

Проработка содержания темы осуществляется различными приемами: а)

ответы на вопросы (фронтальная работа); б) объяснение опытов (фронтальная работа); в) решение качественных задач (фронтальная работа); г) определение единиц измерения (индивидуальная работа); д) заполнение таблицы на знание формул и законов «Электростатики» (работа в парах); е) решение задач (работа в парах); ж) составление синквейна (работа в парах); з) самооценка (индивидуальная работа. Указанные приемы способствуют развитию у студентов готовности и способности к деятельности по самообразованию, освоению обучающимися первого курса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Используемая технология обучения позволяет не только умело овладеть информацией обучающимися, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Ожидаемые результаты реализации технологии активных методов обучения на занятии:

1. расширение тематики изучаемого материала, необходимость более глубокой  и детальной проработки содержания учебных дисциплин;

2. активизация познавательной деятельности обучающихся, возрастание роли самостоятельной работы, инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие формирование и развитие общих и профессиональных компетенций.

Данное занятие построено на основе применения активных методов обучения, которые позволяют вовлечь в процесс обучения всех участников.

АМО дает возможность объединить в процессе поиска решений учебных задач обучающихся, разных по темпераменту, поведению и уровню знаний, избегая дискомфортных ситуаций, поэтому занятие может быть эффективно использовано для улучшения качества усвоения материала.


Содержание


  1. Технологическая карта учебного занятия


Тема занятия: «Удивительная электростатика»


Цель занятия: актуализация имеющихся у студентов знаний и практического опыта по теме «Электростатика», «включение» образного мышления в процессе осмысления основных понятий и законов темы.


Задачи занятия:


  • систематизировать имеющиеся знания по теме «Электростатика»;

  • закрепить умение проводить эксперимент, составлять и решать задачи;

  • обеспечить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, систематизации, навыков экспериментальной и практической деятельности, работы в группе;

  • критически оценить и скорректировать свою работу на занятии.


Педагогические технологии: технология активных методов обучения, технология проблемного обучение, технология развивающего обучения


Вид занятия: игровой.

Тип занятия: повторительно-обобщительный


Форма организации учебного занятия: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения:

  • информационно-практический;

  • проблемно-поисковый;

  • вопросно-ответный;

  • наглядный.

Методические приемы:

  • мультимедийное представления в формате программ Microsoft Power Point;

  • индивидуальная работа;

  • тьюторство;

  • создание атмосферы комфорта и взаимопонимания.


Информационное обеспечение: раздаточный материал


Техническое и программное обеспечение: мультимедийная установка, приложения MS Power Point.


Формируемые результаты обучения:


Предметные:

  1. владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  2. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

  3. умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  4. сформированность умения решать физические задачи;

  5. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе;



Метапредметные

  1. использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  2. использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  3. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  4. умение анализировать и представлять информацию в различных видах; умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;



Личностные

  1. умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  2. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  3. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  1. Дидактическая структура занятия


Этапы занятия, время

Цель

Деятельность преподавателя, его функции

Деятельность студента, форма организации деятельности обучающегося

Методы, приемы

Методы контроля

Ориентировочно-мотивационный

(10 мин)

Этап 1. Разминка

Актуализация знаний, Подготовка к восприятию учебного материала.

сообщает тему, цель и форму занятия. Мотивирует учащихся на работу

Осмысление целей и задач занятия.

Словесный

Фронтальная работа

Наблюдение

Операционно- исполнительный

(60 мин)

Этап 2. Опыты по электростатике

Этап 3. Решение качественных задач

Этап 4. Единицы измерения физических величин Этап 5. Цепочка формул

Этап 6. Расчетные задачи



Активизация познавательной деятельности обучающихся, возрастание роли самостоятельной работы, инициативы в проведении исследовательской деятельности

Направляет обучающихся к выполнению заданий.

Корректирует деятельность обучающихся

Знакомятся с содержанием заданий.

Воспринимают информацию.

Задают вопросы.

Проблемно-поисковый, наглядный. Практический.

Устный опрос,

Оценивание практических заданий.

Рефлексивно- оценочный

(10 мин)

Этап 7. Саморефлексия и самооценка

осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке.

Предлагает обучающимся оценить собственную деятельность и деятельность группы

Оценивает работу каждого обучающегося;

Подводит итог занятия.

Анализируют и оценивают свою деятельность.

Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, Индивидуальная и фронтальная работа

Наблюдение, самооценка, устный опрос.



  1. Характеристика структурных компонентов


Ориентировочно-мотивационный


Этап 1. Разминка

Студентам предлагается ответить на предложенные вопросы.

  • Что называют электрическим зарядом?

  • Как взаимодействуют одноименные и разноименные заряды?

  • Какие тела называют проводниками, а какие диэлектриками? Приведите примеры.

  • В чем заключается явление электростатической индукции

  • Какая величина характеризует степень поляризации диэлектриков?

  • Что такое электрическое поле и каковы его свойства?

  • Как вы считаете электризация полезна или вредна? 


Операционно-исполнительный


Этап 2. Занимательные опыты по электростатике.

Студентам предлагается объяснить продемонстрированные опыты.


Управляем водяными струями

Наполовину наполнить водой бутылку и закрыть её крышкой с малым отверстием

Натереть эбонитовую палочку шерстяной тканью.

Перевернуть бутылку и аккуратно выдавливать воду в миску, так чтобы шла струя воды. Подвести палочку к струе воды, не касаясь её. Струя должна притянуться к палочке.

Натирая палочку о шерсть, мы сообщаем ей отрицательный заряд, Вода состоит из молекул. Когда мы подносим заряженную отрицательно палочку к воде положительно заряженные частицы внутри молекул воды притягиваются к палочке и заставляют воду менять своё направление.

Электроскоп


Приблизить отрицательно заряженную палочку к микроскопу, кусочки фольги раздвинутся в разные стороны.

Палочка сообщает электроскопу отрицательный заряд. Электроны перейдут в кусочки фольги, в результате чего фольга приобретет отрицательный заряд и кусочки разойдутся в разные стороны.

Если прикоснуться пальцем к электроскопу, то весь отрицательный заряд перетечет на палец и кусочки фольги приобретут положительный заряд, в результате этого они снова раздвинутся в разные стороны.

Два хитрых шарика


Надуть два шарика и перевязать их ниткой. Связать вместе нитки и подвесить шарики за середину нитки. Натереть шарики шерстяной тканью. Шарики оттолкнуться.

Натерев шарики мы придаем им отрицательный заряд, в результате чего они отталкиваются.

Статистическая трубка


Положить кусочки пенопласта в пластиковую трубку. Закрыть крышкой. Натереть трубку шерстяной тканью. Кусочки пенопласта притянутся к трубке. Откройте крышку и дотроньтесь рукой до трубки, кусочки пенопласта начнут выскакивать из трубки.



Этап 3. Решение качественных задач.

Студентам предлагается подумать и ответить чем объясняются следующие явления:


Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, если его шар покрыт пылью?

Ответ. Пылинки, отталкиваясь от шара, уносят с него часть заряда.

- Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? При какой погоде (сухой или влажной) опасность воспламенения нефти больше?

Ответ. При движении нефти в результате трения о стенки скважины может возникнуть искровой разряд, что и повлечет за собой воспламенение жидкости. При сухой погоде эта опасность возрастает, так как утечки заряда не происходит.

- Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают напряжение?

Ответ. При включении напряжения на перьях птицы возникает статистический электрический заряд, перья расходятся, это и пугает птиц, вследствие чего они и слетают с проводов.

- Однажды в типографии при печатании книг и газет большая часть продукции оказалась забракованной из-за того, что листы книг, газет были закрученными, мятыми и даже рваными. Почему это произошло? Какие правила технологии производства не были соблюдены?

Ответ. Трение бумаги о печатные станки электризует тела. Бумага начинает притягиваться к станкам. Это приводит к браку. Станки не были заземлены, воздух не был увлажнен.


Этап 4. Единицы измерения физических величин.

Студентам предлагается поучаствовать в игре по определению единиц измерения. Игра представлена в формате MS Power Point. (Поиграем в дартс)


Этап 5. Цепочка формул.

Студентам предлагается заполнить недостающее данное в формуле и дать формулировку закона или определение величины, описывающееся данной формулой.


Формула

формулировка закона или определение величины








 

Этап 6. Расчетные задачи.

Студентам предлагается определить недостающие данные в таблице

Тип конденсатора

q, Кл

U, В

C, Ф

W, Дж

S, м2

D, м

ε

парафин

3*10-6

50




3*10-2

2,1

стекло


120

40*10-6


100


7


3.Рефлексивно-оценочный.

Этап 7. Саморефлексия и самооценка


Студентам предлагается провести саморефлексию путём написания синквейна по теме «Электростатика» и заполнения листа самооценки


Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.


Пример синквейна на тему «Молодежь»:


Молодежь.
Активная, здоровая.
Учится, работает, отдыхает.
Даешь молодежь!
Юность.



Оцени свою деятельность на занятии

Заполни лист самооценки результатов обучения

Результата обучения

Балл

Знаю основные понятия темы


Объясняю опыты


Владею теоретическим материалом для объяснения качественных задач


Знаю единицы измерения физических величин


Владею знаниями формул и законов по теме


Умею решать задачи


Свободно владею знаниями по теме.




Критерии оценивания:

0 б - признак не проявляется;

1 б - признак проявляется частично;

  1. б - признак проявляется в полном объеме

4. Список литературы


  1. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.

  2. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть1.

Технология АМО. Петрозаводск. Verso. 2012

  1. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева.- М.: Наука, 2008.

  2. Колокольникова З. У., Митросенко С. В., Петрова Т. И., Технология активных методов обучения в профессиональном образовании. Учебное пособие. – Красноярск, Лесосибирский педагогический институт, 2007


Интернет-ресурсы

1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/metodicheskoe-posobie-posozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos

2. Интернет-каталог дидактических приемов обучения– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/ Портал«Российское образование», глоссарий[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 http://pollservice.ru/


14