СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК " Школа России" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК " Школа России". Рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир" для 3 класса  начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Просмотр содержимого документа
«УМК " Школа России" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Министерство образования и науки Оренбургской области

Муниципальное образование Тюльганского района

МБОУ "Екатеринославская СОШ»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением Заместитель директора Директор школы

учителей начальных классов ________ Кузембаева А.Д. _________ Тарасов И.И Руководитель_______ Червонова Т.М. Протокол №1 Приказ №160-р

30" 08 2022 г. от "31" 08. 2022 г. от "31" 08 2022 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»


для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год



Составитель: Гиниятова Гульнара Ражаповна

учитель начальных классов



с.Екатеринославка 2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

  • развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,

«Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.

Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение

температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

  • моделировать цепи питания в природном сообществе;

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:


  • понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

  • понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

  • понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного

движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).


  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.


Совместная деятельность:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

  • справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:
  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательныеуниверсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

    • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

    • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);

    • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

    • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

    • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

    • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

  2. Базовые исследовательские действия:

    • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

    • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

    • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

    • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

    • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  1. Работа с информацией:

    • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

    • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

    • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

    • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

    • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
    • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

    • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

    • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

    • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

    • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

    • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

    • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

    • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

    • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

    • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  2. Самоконтроль:

    • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

    • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

    • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  3. Самооценка:

    • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

    • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
    • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

    • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

    • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

    • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

    • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

    • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

    • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

    • различать расходы и доходы семейного бюджета;

    • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

    • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

    • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

    • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

    • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

    • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

    • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

    • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

    • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

    • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;

    • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

    • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

    • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

1

0

0

05.09.2022

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему:«Что такое общество»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/ http://sdo..edu.orb..ru/


1.2.

Наша Родина Российская Федерация многонациональная страна.

1

0

0

09.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

1

0

0

12.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

1

0

0

16.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

1.5.

Города Золотого кольца России.

3

0

0

19.09.2022

26.09.2022

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.;

Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников

информации (дифференцированное задание);

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

0

0

30.09.2022

Повторение. Государственная символика.;

Зачет;

http://school- collection.edu.ru/

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

0

0

03.10.2022

Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

1.8.

Семья коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

1

0

0

07.10.2022

Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья»,«Почему семью называют коллективом»;

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Устный опрос;

http://sdo..edu.orb..ru/

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

0

10.10.2022

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

1

14.10.2022

Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»; Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;

Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание);

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

1.11.

Страны и народы мира на карте.

7

1

1

17.10.2022

Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием

дополнительной литературы и Интернета);

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

1.12

Памятники природы и культуры символы стран, в которых они находятся.

1

0

0

22.10.2022

14.11.2022

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Символы стран, с которыми знакомятся дети;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

Итого по разделу

20


Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

1

21.11.2022

Практические работы (наблюдение и опыты) с

веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

2.2.

Воздух смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.

2

0

0

25.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

1

28.11.2022

02.12.2022


Практические работы (наблюдение и опыты) с

веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

05.12.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

2

1

1

09.12.2022

12.12.2022


Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

1

1

0

16.12.2022

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

1

0

0

19.12.2022

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий;

Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»;

Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;

Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

1

0

0

23.12.2022

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

http://school- collection.edu.ru/


2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

1

1

0

29.12.2022

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Рассказ-рассуждение о жизни растений; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/


2.10.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

1

0

0

10.01.2023

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

0

0

13.01.2023

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

0

0

16.012023

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0

23.01.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

27.01.2023

Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0

30.01.2023

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана

животных»;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

1

0

03.02.2023

Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0

06.02.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

2

0

0

13.02.2023

17.02.2023

Работа со словарём: определение значения слова«сообщество»;

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0

20.02.2023

;

Работа со словарём: определение значения слова«сообщество»;

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0

24.02.2023

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

27.02.2023

Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.22.

Человек часть природы. Общее представление о строении тела человека.

1

1

0

03.03.2023

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя:«Строение тела человека»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/


2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

7

0

0

06.03.2023

14.04.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0

17.04.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Тестирование;

http://school- collection.edu.ru/

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

1

21.04.2023

Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Практическая работа;

http://school- collection.edu.ru/

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

1

1

24.04.2023

28.04.2023

Обсуждение результатов проектной деятельности по теме«Что такое здоровый образ жизни и как его

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

0

02.05.202305.05.2023


Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

http://sdo..edu.orb..ru/

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

0

0

08.05.2023

15.05.2023

Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

19.05.2023

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru/

Итого по разделу

7


Резервное время

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

7



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Вводный урок. Как устроен мир

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Общество

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

3.

Российская Федерация

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос;

4.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

5.

Уникальные памятники культуры России

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;

6.

Города Золотого кольца России

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

7.

Золотое кольцо России

1

1

0

23.09.2022

Письменный контроль;

8.

Города Золотого кольца России

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

9.

Государственная символика РФ

1

0

1

30.09.2022

Устный опрос;

10.

Уважение к культуре, истории своего народа и других народов

1

0

1

03.10.2022

Устный опрос;

11.

Семья – коллектив близких и родных людей

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

12.

Взаимоотношения в семье

1

0

1

10.10.2022

Практическая работа;

13.

Семейный бюджет.

1

0

0

14.10.2022

Устный опрос;

14.

Наши ближайшие соседи.

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

15.

На севере Европы.

1

0

0

22.10.2022

Устный опрос;

16.

Что такое Бенилюкс

1

0

1

24.10.2022

Практическая работа;

17.

В центре Европы.

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос;

18.

По Франции и Великобритании.

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

19.

По Франции и Великобритании.

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос;

20.

На юге Европы.

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

21.

Всемирное наследие

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос;

22.

Тела, вещества, частицы

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос;

23.

Воздух – смесь газов.

1

0

0

25.11.2022

Устный опрос;

24.

Значение воздуха для жизни.

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

25.

Вода. Свойства воды

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос;

26.

Круговорот воды в природе.

1

1

0

05.12.2022

Письменный контроль;

27.

Охрана воздуха и воды

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

28.

Горные породы и минералы

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос;

29.

Полезные ископаемые

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос;

30.

Что такое почва?

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

31.

Царство грибов

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос;

32.

Разнообразие растений

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос;

33.

Размножение и развитие растений.

1

0

0

29.12.2022

Устный опрос;

34.

Роль растений в природе и в жизни людей

1

0

1

10.01.2023

Практическая работа;

35.

Растения родного края. Охрана растений

1

1

0

13.01.2023

Практическая работа;

36.

Разнообразие животных

1

0

0

16.012023

Устный опрос;

37.

Размножение и развитие животных

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

38.

Кто что ест

1

0

0

27.01.2023

Тестирование;

39.

Охрана животных

1

0

0

30.01.2023

Устный опрос;

40.

Животные родного края

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

41.

Проверь себя по разделу

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

42.

Наши проекты « Разнообразие природы родного края»

1

1

0

10.02.2023

Письменный контроль;

43.

Природные сообщества

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;


44.

Взаимосвязи в природном сообществе

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос;

45.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности

1

0

1

20.02.2023

Практическая работа;

46.

Природные сообщества родного края

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос;

47.

Правила поведения в лесу. на водоеме, на лугу.

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

48.

Человек – часть природы. Организм человека

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;

49.

Органы чувств

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

50.

Надежная защита организма

1

0

0

10.03.2023

Устный опрос;

51.

Опора тела и движения

1

0

1

13.03.2023

Практическая работа;

52.

Наше питание. Органы пищеварения

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

53.

О дыхании, движения крови

1

1

0

20.03.2023

Письменный контроль;

54.

Умей предупреждать болезни

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос;

55.

Измерение температуры тела человека, пульса

1

0

1

07.04.2023

Практическая работа

56.

Наши проекты « Школа кулинаров»

1

0

1

10.04.2023

Практическая работа;

57.

Проверочная работа «Организм человека»

1

0

0

14.04.2023

Письменный контроль

58.

Что такое здоровый образ жизни?

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

59.

Здоровый образ жизни

1

0

0

21.04.2023

Устный опрос;

60.

Огонь, вода и газ

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

61.

Опасные места

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос;

62.

Чтобы путь был счастливым

1

0

0

02.05.2023

Устный опрос;

63.

Дорожные знаки

1

0

0

05.05.2023

Устный опрос;

64.

Безопасность в интернете

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос;

65.

Природа и наша безопасность

1

1

0

15.05.2023

Письменный контроль;

66.

Проверь себя по разделу«Наша безопасность»

1

0

0

19.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;


67.

Презентация проектов«Богатства, отданные

людям», «Разнообразие природы родного

края»

1

0

0

22.05.2023

Зачет;

68.

Презентация проектов«Богатства, отданные

людям», «Разнообразие природы родного

края»

1

1

0

29.05.2023

Зачет;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

7



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество

«Издательство«Просвещение»; Введите свой вариант:


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http://sdo.edu.orb.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://sdo.edu.orb.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ