СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление процессом формирования УУД

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения семинара, методсовета, педсовета

Просмотр содержимого документа
«Управление процессом формирования УУД»

«Великая цель образования –  это не знания, а действия».      Герберт Спенсер  «Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС для детей с ОВЗ»

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер

«Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС

для детей с ОВЗ»

Основами развития общества  становятся не ресурсы,

Основами развития общества становятся не ресурсы,

а знания . . .

а знания . . .

Адаптированная  основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся

Адаптированная

основная общеобразовательная программа

начального общего образования

глухих обучающихся

Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Планируемые результаты освоения глухими обучающимися АООП НОО  1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися АООП НОО

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Планируемые результаты освоения глухими обучающимися АООП НОО

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися АООП НОО

 2. Содержательный раздел 2.1 Программа формирования УУД глухих обучающихся 2.1.1 Ценностные ориентиры НОО 2.1.2 Связь УУД с содержанием учебных предметов 2.1.3 Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся 2.1.4 Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД 2.1.5 Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к НОО

2. Содержательный раздел

2.1 Программа формирования УУД глухих обучающихся

2.1.1 Ценностные ориентиры НОО

2.1.2 Связь УУД с содержанием учебных предметов

2.1.3 Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся

2.1.4 Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

2.1.5 Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к НОО

2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности 2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания глухих обучающихся 2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового образа жизни глухих обучающихся 2.5 Программа коррекционной работы 2.6 Программа внеурочной деятельности

2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности

2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания глухих обучающихся

2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового образа жизни глухих обучающихся

2.5 Программа коррекционной работы

2.6 Программа внеурочной деятельности

3. Организационный раздел 3.1 Учебный план НОО 3.2 План внеурочной деятельности 3.3 Календарный учебный график 3.4 Система условий реализации АООП НОО глухими обучающимися 3.5 Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации Программ ы

3. Организационный раздел

3.1 Учебный план НОО

3.2 План внеурочной деятельности

3.3 Календарный учебный график

3.4 Система условий реализации АООП НОО глухими обучающимися

3.5 Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации Программ ы

Универсальные учебные действия  В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Функции универсальных учебных действий включают:   - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

  Функции универсальных учебных действий включают:

  • - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
 В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:    личностный ; регулятивный  (включающий также действия саморегуляции ) ; познавательный ; коммуникативный .

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный ;
  • регулятивный

(включающий также действия саморегуляции ) ;

  • познавательный ;
  • коммуникативный .
Программа формирования УУД глухих обучающихся Конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с нарушением слуха.

Программа формирования УУД глухих обучающихся

  • Конкретизирует требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
  • Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с нарушением слуха.
 Основная цель: Формирование глухого обучающегося как субъекта учебной деятельности, обеспечивая одно из направлений его подготовки к последующей профессиональной деятельности, самостоятельной бытовой и социальной жизни.

Основная цель:

  • Формирование глухого обучающегося как субъекта учебной деятельности, обеспечивая одно из направлений его подготовки к последующей профессиональной деятельности, самостоятельной бытовой и социальной жизни.
Задачи реализации Программы: Формирование мотивационного компонента учебной деятельности обучающихся с нарушением слуха. Овладение глухими обучающимися комплексом учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности. Развитие системы УУД, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей детям с нарушением слуха умение учитьс я.

Задачи реализации Программы:

  • Формирование мотивационного компонента учебной деятельности обучающихся с нарушением слуха.
  • Овладение глухими обучающимися комплексом учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.
  • Развитие системы УУД, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей детям с нарушением слуха умение учитьс я.
  Ценностные ориентиры НОО:    Формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся, овладение жизненной и социальной компетенцией. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества.  Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Ценностные ориентиры НОО:

  • Формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся, овладение жизненной и социальной компетенцией.
  • Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества.
  • Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Связь УУД с содержанием учебных предметов Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Связь УУД с содержанием учебных предметов

  • Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Учебные предметы:  «Русский язык» «Литературное чтение»  «Математика» «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир» «Основы религиозных культур и светской этики» «Изобразительное искусство» «Технология» «Физическая культура»

Учебные предметы:

  • «Русский язык»
  • «Литературное чтение»
  • «Математика»
  • «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир»
  • «Основы религиозных культур и светской этики»
  • «Изобразительное искусство»
  • «Технология»
  • «Физическая культура»
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные,  логические,  действия постановки и решения проблем .

Познавательные универсальные учебные действия

включают в себя:

  • общеучебные,
  • логические,
  • действия постановки и решения проблем .
Общеучебные универсальные действия  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ;  поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические - моделирование  – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  умение структурировать знания ;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Общеучебные универсальные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ;
  • поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания ;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Общеучебные универсальные действия выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • - постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия  анализ  объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений,  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование .

Универсальные логические действия

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование .
Постановка и решение проблем  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка и решение проблем

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия  действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия

действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Виды коммуникативных действий

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Технологии, методы, формы организации учебного процесса деятельностный подход в обучении; технология сотрудничества; работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; проектно – исследовательская деятельность; ИКТ; практикоориентированные задания из реальной жизни.

Технологии, методы, формы организации учебного процесса

  • деятельностный подход в обучении;
  • технология сотрудничества;
  • работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  • проектно – исследовательская деятельность;
  • ИКТ;
  • практикоориентированные задания из реальной жизни.
Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.

Готовность учителя к использованию УУД включает:

  • владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
  • умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
  • способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
Типовые задачи формирования УУД Описание типовых задач формирования УУД глухих обучающих целесообразно строить с учетом специфики деятельности общеобразовательной организации .

Типовые задачи формирования УУД

  • Описание типовых задач формирования УУД глухих обучающих целесообразно строить с учетом специфики деятельности общеобразовательной организации .