Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Перекрестные (реципрокные) упражнения
Процесс психического развития детей происходит при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения.
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем самостоятельно 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или «про себя».
«Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.
Для усложнения упражнений добавляются движения глаз и языка: сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейки»
Предложите ребенку представить, что его пальцы это – маленькие змейки. Они могут двигаться (извиваться), вращаясь вправо, влево, снизу вверх и сверху вниз.
При двуручном выполнении упражнения ладони сначала направлены от ребенка, потом – друг на друга.
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Рисующий слон»
Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.
«Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положения рук. Усложнения упражнения состоит в ускорении.
«Замок»
Скрестить руки ладонями друг другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий – палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Покачивания головой»
С силой схватить левое плечо правой рукой; головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая ее налево, затем направо; расслабиться, сделать два полных цикла дыхания на три поворота головы.
«Носик – художник»
Глубоко дышать, смотреть вдаль. Носом «рисовать» горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который ребенок смотрит.