СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по теме "Словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме "Словосочетания"»

Рабочий лист. Типы связи слов в словосочетании

1. Работа с текстом.

1) Прочитайте текст.

2) Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые.

3) Выполните задания после текста.

Ещ… в глубок…й древност…, (за) долго до нашей эры, уч…ных инт…ресовали недра Земли. Изв…ржения вулканов гиган…ские проп…сти и пр…валы земл…тр…сения св…детельств…вали о том что в глубине Земли прои…ходят какие (то) (не) понятные проце(с,сс)ы. Возн…кали мифы о п…дземных жителях и зв…рях (н…) когда (не) показывающ…хся на поверхности о боге п…дземного царства Плутоне. Люди над…ляли их ч…ловеч…скими кач…ствами и пол…гали что (не) ведомые существа то(же) могут зли(т,ть)ся и боро(т,ть)ся между собой, (в)следстви… чего Земля тр…сё(т,ть)ся вулканы и…вергаю(т,ть)ся а море зал…вает сушу.

Задания к тексту

1. Задайте к тексту вопросы с опорой на вопросительные слова.

Когда ___________________________________________________________________________________

Почему __________________________________________________________________________________

Что ______________________________________________________________________________________

Какими __________________________________________________________________________________

Как ______________________________________________________________________________________

2. Представьте, что вы древний человек, который увидел извержение вулкана. Придумайте собственную историю, которая могла бы объяснить это явление. Напишите ее в 6 – 10 предложениях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Новая тема.

Типы связи слов в словосочетаниях

Согласование

Управление

Примыкание

Лингвистический эксперимент

Проведите лингвистический эксперимент, чтобы узнать, что такое согласование, управление и примыкание.

1) Измени главное слово.

2) Посмотри, изменилось ли зависимое?

3) Если зависимое не изменилось, то является ли оно изменяемой частью речи?


Согласование

Управление

Примыкание

Словосочетание

интересная книга

прочитал книгу

быстро прочитал

Изменяем

(нет чего?)

____________________

(она что сделала?)

____________________

(она что сделала?)

___________________

Вывод

Изменяются _______________

Изменяется ____________________ слово

Зависимое слово _______________, но является _______________

Зависимое слово _______________













Типы связи слов в словосочетании


Тип

Характеристика типа

Как изменяется

Чем выражено зависимое слово

Согласование

зависимое слово ставится в той же форме, что и главное

изменяются оба слова

- прилагательное (белый снег)

- причастие (сияющая звезда)

- порядковое числительное (первый ряд)

- некоторые местоимения (каждый человек)

Управление

зависимое слово ставится при главном

в определенном падеже

главное изменяется, зависимое нет,

но является изменяемой частью речи

- существительное (читать книгу)

- местоимение (встретили нас)

- числительное (разделить на два)

Примыкание

зависимое слово – неизменяемая часть речи

зависимое слово не изменяется

- наречие (бежать быстро)

- деепричастие (говорить волнуясь)

- инфинитив (приехал отдохнуть)

- несклоняемые сущ. (надеть пальто)

- притяжательные местоимения: его,

её, их (его друг, их дом, её сестра)


Алгоритм. Как определить тип связи слов в словосочетании?
















3. Закрепление

Задание 1

Определите виды связи в словосочетаниях, используя алгоритм.

вкусный пирог — _________________________________________________________________________

книга о природе — ________________________________________________________________________

читать наизусть — _________________________________________________________________________

сказал улыбаясь — ________________________________________________________________________

живописная природа — ____________________________________________________________________

утопая в снегу — _________________________________________________________________________

дружно пели — __________________________________________________________________________

свободный от предрассудков — _____________________________________________________________

купить пальто — _________________________________________________________________________

три друга — _____________________________________________________________________________

окна нараспашку — _______________________________________________________________________

каждому человеку — ______________________________________________________________________


Задание 2

Распределите словосочетания по группам.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило, весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.


Согласование

Управление

Примыкание
















Задание 3

Четвертый лишний. Найдите в каждой группе лишнее словосочетание. Подчеркните его.

1) Вековые дубы; яркими красками; небольшому муравейнику; красный от стыда.

2) Настойчиво повторять; искоса поглядывая; напевая песенку; предложил понарошку.

3) Поздоровалась со мной; показался издалека; ягоды земляники; мелькнули в траве.


Задание 4

Словосочетания перепутались. Распределите их по нужным местам.

Согласование

Управление

Примыкание

Железная воля

Капельки росы

С ужасом воскликнул

В собачью миску

Коробка конфет

Поздно вечером

Утомительный шум

Говорил по-испански

Завершая беседу

Утренние туманы

Заплечный мешок

Уходит домой

В их доме

Хитрая лисица

Кружка с чаем

Кусок хлеба

Полный восторга

Ожидающие на перроне

Снова уезжаем

Крыло самолёта

Сияющих звёзд

Свежескошенная трава

Юбка мини

Суровые годы


Согласование

Управление

Примыкание












Задание 5

Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.


Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________